Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные направления психологии ХХ века



В конце XIX в. в США возникло новое научное направление в психологии – бихевиоризм (наука о поведении). Возникновение этого направления связано с именами Э. Торндайка и Д. Уотсона. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание, а поведение. Ввиду того, что традиционно психическое отождествлялось с сознанием, бихевиоризм стали назы­вать «психологией без психики».

Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздра­жители, простые или сложные ситуации – это стимулы; ответные движения – реакции. Предложенная Д. Уотсоном схема озна­чает, что каждой ситуации (или стимулу) соответствует определен­ное поведение (или реакция): Стимул – Мотив – Реакция.

Все поведение человека бихевиористы рассматривают как ре­зультат обучения, с помощью которого можно всего достичь. В этой связи основной проблемой бихевиоризма становится приобретение человеком навыков и научение; к ним сводится все богатство внут­реннего мира человека. Бихевиоризм упростил природу человека, поставил его на одну ступень с животными. В нем качественно не­различимы простейшие формы поведения и высшие духовные спо­собности человека. Хотя бихевиоризм и оказался неспособным объяснить поведение человека во всей его полноте, главная его заслуга состоит в том, что он внес вклад в его изу­чение и разработку проблемы научения.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. возникло новое научное направление, получившее название психоанализа, который был создан и разработан австрийским врачом и психотерапевтом З. Фрейдом. Это направление называют также его именем – фрейдизмом.

Ядро психоанализа составило учение о бессознательном. Чело­веческая психология стала истолковываться как обусловленная бес­сознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинкта­ми, подавленными желаниями, вытесненными в область подсозна­тельного. Эти желания продолжают, по мнению З. Фрейда, действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на мотивы деятельности человека.

Психоанализ дал свое истолкование важнейшей сфере челове­ческой жизни – сексуальной, которая, по мнению З. Фрейда, побуждает лю­дей действовать. Именно благодаря энергии либидо происходит по­степенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенно­стью и конфликтами, вьзванными под давлением этих влечений в дет­стве. Кроме того он выделил энергию мортидо или стремление к разрушению.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. И хотя с момента объявления своей научной программы и до сего дня он подвергается серьезной критике, благодаря З. Фрейду было введено немало понятий, вошедших в современную психоло­гию, побудивших к изучению многих проявлений психики. Завершающим этапом развития психоанализа стало превраще­ние его в философскую доктрину, где основные понятия и теорети­ческие конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на все сферы человеческой культуры.

В середине 60-х годов в США оформилась новая научная школа – когнитивная психология. Видным ее представителем являлся У. Найссер. Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека играют знания. Поэтому главной ее зада­чей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования ког­нитивной психологии составляют познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Со­ответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматрива­ется как активный преобразователь информации.

Когнитивная психология ввела в арсенал психологической нау­ки такие термины, как информация, переработка, кодирование, под­программа, когнитивная карта и др. Однако предлагаемые ею объяс­нительные модели когнитивных процессов далеки от реальной жиз­ни человека. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом от­ношении является точка зрения одного из основоположников когни­тивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой че­ловек в качестве поведенческой системы так же прост, как и мура­вей.

Гештальтпсихология. Немецкое слово «гештальт» означае форму, организацию или конфигурацию. Гештальтизм, или психология формы, – течение, возникшее в Германии в начале XX века. Вид­ными ее представителями являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин. По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окружающая нас реальная среда, воспринимают­ся нашими чувствами не в виде отдельных элементов, а как целост­ные структуры, в принципе не выводимые из образующих гештальт-компонентов и не сводимые к ним.

В исследовании восприятия гештальтпсихологами был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), принцип «хо­рошей формы» и т. п. Исследования мышления выявили феномен "инсайта" как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры, ситуации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия пси­хологического образа, а также в оригинальных исследовательских методи­ках, в утверждении системного подхода в изучении психических явлений.

В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. Она представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Веду­щими представителями этого направления выступают Г. Олпорт, А. Маслоу.Г. Мерфи, К. Роджерс.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализа­ции творческих возможностей, что делает его способным управлять ими. Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и вос­питания, в рамках которых необходимо создать педагогические условия, благоприятные для развития и саморазвития личности. Возможности людей удовлетворить свои основные потреб­ности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникно­вению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, та­ких, как самоуважение и самореализация.

Гуманистическая психология представляет собой одно из наиболее перспективных направлений современной науки о человеке. Основные её положения легли в основу многих преобразований в современной системе образования.

Завершая краткий исторический обзор развития психоло­гии как науки, приведем основные её направления и соответствующий им предмет психологии:

Направление психологии Предмет исследования

Психология сознания Сознание  
Бихевиоризм Поведение
Фрейдизм Бессознательное
Гештальтпсихология Целостные структуры психики
Гуманистическая психология Личность. Индивидуальность
Когнитивная психология Познавательные процессы

 

История мировой психологии насыщена, кроме названных, другими кон­цепциями, также сыгравшими существенную роль в ее становлениии и развитии (ассоциативная психология, глубинная психология, экзистенциальная психология и др.).

Перед психологией стоит двоякая задача: во-первых, она должна дальше развивать теоретические исследования, а во-вторых, аде­кватно решать практические проблемы. На данной стадии такое призвание психологии позволяет дать современное определение этой науки. Современная психология – это наука, изучающая явления, законо­мерности и механизмы психики. Это научное исследо­вание поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Психология изучает психические процессы, психические свойства и психические состояния личности.

Психические процессы – это отдельные формы или виды психической деятельности человека. Различают познавательные психические процессы, направленные на познание человеком окружающей действительности – это ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также волевые процессы, связанные с развитием и проявлением воли у человека.

Психические свойства – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его по­требности, интересы, задатки, способности, темперамент, ха­рактер и т. д.). К особенностям личности относят качества ума, эмоциональной и волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях, поведении человека.

Психические состояния вызываются внешней си­туацией, самочувствием, проявлением эмоций и чувств (настроение, аффекты), воли, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода времени (например, состояние утомления, активности).

Основной задачей психологии является изучение механизмов и закономерностей психической деятельности человека, знание которых способствует познанию себя и других людей, формированию внутреннего мира, использованию этого знания в педагогической деятельности для обучения и воспитания, а также для эффективного взаимодействия с другими людьми.

Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность ее на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования, – закономерности, механизмы психики. Так, существуют следующие отрасли психологии: детская, педагогическая, юридическая, социальная, психология управления и многие другие.

Методы психологии.

В психологии существуют специальные методы, с по­мощью которых выявляются существенные факты, закономерности и механизмы психической деятельности и поведение человека. Их можно классифицировать следующим образом:

Первая группа методов – организационные методы (комплексный, сравнительный, лонгитюдный).

Вторая группа включает эмпирические методы исследования: наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (естественный и лабораторный), тесты, анализ результатов деятельности, опрос, биографический метод.

Третья группа включает методы обработки данных: количественные (статистические) и качественные (дифференциональный анаиз).

Четвертая группа включает методы практической психологии. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социаль­ных конфликтов и др. Психологическая практика предполагает рабо­ту с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы. Арсенал этих методов и мето­дик непрерывно пополняется, их освоение требует особых форм обучения и подготовки.

 

Психика и сознание

С древних времён человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие мира и природной жизни предполагает также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник энергии и материи. Поэтому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе.

Психика — это сущность, где внеположностъ и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях во внутреннем мире человека.

Психическое отражение не является зеркальным, ме­ханически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, при этом поступающая информация подверга­ется специфической обработке. Это активное субъективное изби­рательное отражение человеком объективного мира в связи с какой-то необходимостью, потребностями и зависит от его субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира в его связях и отношениях».

Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

– оно дает возможность правильно отражать окружа­ющую действительность, что подтверждается практикой;

– сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека;

– психическое отражение углубляется и совершенству­ется;

– обеспечивает целесообразность поведения и деятель­ности;

– преломляется через индивидуальность человека;

– носит опережающий характер.

Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Однако психику нельзя свести просто к нервной системе, которая является одним из органов психики. При нарушении её деятельности страдает, нарушается психика человека. Не подлежит сомнению также тесная связь психики и деятельности мозга, повреждения или физиоло­гическая неполноценность которого однозначно приводят к неполноценности психики.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое отражение возникает. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные его системы, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Она не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и вза­имодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми (феномен Маугли), этого не происходит.

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

• внешний мир, природа, ее отражение;

• полноценная деятельность мозга;

• взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры.

Основные функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности.

Единство высших психических функций образует сознание человека. Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Главное отличие человеческого сознания состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики. Если на всем протяжении истории животного мира общими законами, были законы биологической эволюции, то развитие психики человека на­чинает подчиняться законам общественно-исторического развития. Основной закон исторического развития психики, сознания челове­ка заключается в том, что человек развивается, трудясь; изменяя природу, он изменяется сам.

Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным, это отражение предметной действительности. Сознание впервые возникает у человека в процессе становления труда, трудовой деятельности и общественных отношений. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий: формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения.

Функции сознания:

▪ отражательная;

▪ познавательная (обобщенное отражение мира);

▪ порождающая (творчески-креативная);

▪ регулятивно-оценочная (регуляция и оценка поведения и деятельности);

▪ рефлексивная функция – основная функция, характеризующая сущность сознания и самосознания.

В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии и самосознание. Формирование самосознания, позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и опреде­ленным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди.

В структуре сознания выделяются следующие основные элементы или характеристики:

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Благодаря языку эти знания человек получает не только из индивидуального опыта (как у животных), но и путем культурного опыта, полученного от прошлых поколений.

2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта, т.е. различение «Я» и не «Я», способность отделять объект от своего отношения к нему. Человек единственный среди живых существ, кто способен к самопознанию.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности, благодаря которой становится возможной произвольная регуляция поведения.

4. В сознание человека обязательно входит эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности человека.

Социально-историческими условиями сознательной деятельности человека явились: изготовление орудий труда с учетом их пригодности в дальнейшем (первая форма сознательной деятельности человека) и возникновение речи, языка (второе условие). Под языком следует понимать систему кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь – это язык в действии. Язык— система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предло­жения.

Основные функции языка: 1) средство существо­вания, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношени­ях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание и бессознательное. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир человека, не осознаются им. Бессознательное – непременная составная часть психической деятельности человека. Первые упоминания о бессознательном встречаются у Платона, затем у З. Фрейда. Сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов, которые используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя их автоматически. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональ­ные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.

Выделяют: 1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли на некоторое время из сознания, но могут потом могут вернуться; 2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельст­вах не становится сознательным.

Структура бессознательных процессов:

• психические явления, возникающие во сне;

• ответные реакции организма, вызываемые неосознанными раздражителями;

• движения, ставшие автоматическими;

• некоторые побуждения к деятельности, когда не осознаются цели;

• интуиция;

• сексуальная энергия.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими психическими процессами и поступками.

 

Вопросы для проверки знаний

1. Что изучает психология?

2. Как изменялись представления о предмете психологии?

3. Дайте краткую характеристику ос­новных воззрений на психику и ее роль.

4. Какие методы исследования применяются в психологии?

5. Что такое психика? Каковы ее основные функции и проявле­ния?

6. Что такое сознание и какова его структура?

6. Каково соотношение сознательного и бессознательного в психике человека?

7. Что может дать изучение психологии студенту?

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.