Характер – это целостное образование личности, определяющее особенности её деятельности и поведения и характеризующее устойчивое отношение к различным сторонам деятельности. В узком смысле слова характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта познания, деятельности, общения.
К характеру, однако, относятся не все устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включают только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер проявляется в том, что человек делает, как он это делает, т. е. он может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.
Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
3) к порученному деду (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на формирование характера, определяя его динамические особенности.
Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, находящихся в определенной иерархичности. Это значит, что среди черт характера одни являются основными, определяющими и ведущими, а другие – второстепенными, менее существенными. Основные, акцентуированные черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обусловливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. А.Е. Личко выделяет типы акцентуации, каждая из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.
Акцентуации характера часто встречается у подростков и юношей (50– 80 %). В связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту, целесообразно рассмотреть их классификацию на примере подростков. Так, А.Е. Личко предложил следующие типы акцентуации:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, клонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недисциплинированность, учатся неровно.
2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они предпочитают находиться дома вместо того чтобы гулять со сверстниками.
3. Лабильный тип. Он крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. От их настроения многое зависит в их психике и поведении.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему окружающему. Они не любят больших кампаний, слишком азартных, подвижных игр. Они отличаются послушанием и большой привязанностью к родителям.
6. Психостенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценке поведения других людей. Они, однако, нередко больше бывают сильны на словах, а не на деле.
7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие интереса к ним.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, неспособными дать отпор.
9. Истероидный тип. Главная его черта – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисвоке.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью и праздности.
11. Конформный тип. Он демонстрирует бездумное, некритическое, а часто коньюнктурное подчинение любым авторитета, большинству в группе.
Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Вопросы для самоконтроля и проверки
1. Какую роль играют задатки в развитии человека?
2. Назовите виды способностей.
3. Какую роль играют сензитивные периоды в развитии способностей?
4. Какова структура способностей личности?
5. Охарактеризуйте одаренность, талант и гениальность людей.
6. Дайте определение темпераменту и характеру. Как они соотносятся друг с другом?
7. Каковы основные направления в изучении темперамента?
8. Можно ли определить характер человека и как это сделать?