Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общее представление о личности и её структуре



Понятие личности – центральное понятие психологии, своеобразное «ядро», притягивающее к себе все психические явления. Личность – термин обозначающий, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, и проявляющуюся только с возникновением сознания и самосознания.

Понятие «человек» включает в себя совокупность всех качеств, свойственных людям независимо от того присутствуют ли они у данного индивида или нет. Под индивидом мы понимаем человека как единичное природное существо, представителя вида Ноmо Sapiens. Индивид характеризуется целостностью психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействиях с окружающей средой и активностью. Индивидуальность – характеристика человека со стороны его социально значимых отличий от других людей. Индивидуальность подчеркивает своеобразие психики, ее неповторимость и проявляется в чертах характера, темпераменте, специфике потребностей, интересов, способностей личности, особенностей ее интеллекта.

Личность – человек как носитель сознания, который представляет собой общественное существо. Это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения,

В настоящее время существуют две основные характеристики личности:

1) личность как функционально-ролевая характеристика человека;

2) личность как сущностная характеристика.

Ролевая концепция возникла в 30-е гг. ХХ века и получила распространение в различных социальных теориях. Она опирается на понятие социальной функции человека, его общественной роли. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или положения в обществе, в системе межличностных отношений. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Однако она не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя лишь его внешнее поведение, которое не всегда отражая внутреннюю сущность.

Более глубокая сущностная характеристика раскрывает её внутреннее содержание: личность является центром духовно-регулятивных потенций, центром самосознания, источником воли и ядром характера.

Таким образом, личность есть совокупность трёх составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и её психосоциального ядра – «Я». Оно представляет собой внутреннее социальное качество личности, ставшее феноменом психики, определяющее её характер, проявляющееся в определенной направленности, уровне притязаний, составляющее основу убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения.

Наиболее известные концепции личности связаны с именами: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович. В учении А. Н. Леонтьева представлена структура и развитие личности, в которой центральное место занимает понятие деятельности. Основной внутренней характеристикой личности является её мотивационная структура и личностный смысл, который выражает отношение целей деятельности к мотивам или к тому, что её побуждает действовать.

Личность выступает как набор качеств, характеристик, свойств, черт, особенностей. Ввиду сложности и системности её составляющих в 60-е годы ХХ века встал вопрос о необходимости их структурирования.

Структура личности

Структура личности – взаимосвязь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности.

Для анализа психолого-педагогических проблем часто используют динамическую функциональную структуру личности К. К. Платонова, которая включает такие основные подструктуры:

• направленность (мировоззрение, убеждения, идеалы, склонности, интересы, мотивы и потребности);

• опыт, отраженный в привычках, знаниях, умениях, навыках;

• психические процессы (воля, чувства, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

• биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные и патологические характеристики личности).

Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации. Это определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Направленность можно представить в целом как систему отношений личности к себе самой (на себя), систему отношений к другим людям (на взаимодействие), к результатам и продуктам деятельности (на деятельность).

Мотивы — побудительные причины поведения, являющиеся конкретным проявлением потребности личности. Потребность – состояние индивида, переживаемое как нужда в каких-либо объектах, необходимых для его существования и развития. Потребности выступают источником активности личности и могут быть естественными (физическими) и духовными (моральными). Познавательные потребности проявляются в интересах, которые представляют собой направленность на что-либо, связанное с положительным эмоциональным отношением к нему. Интересы характеризуют по широте, содержанию и устойчивости.

Все эти подструктуры взаимосвязаны и представляют собой определенные уровни личности, на которые накладываются способности и характер. В процессе жизнедеятельности личности происходит постепенная социализация свойств этих подструктур.

Известный американский психолог У. Джеймс выделил следующие составляющие структуры личности:

• физическая (телесная организация, одежда, дом);

• социальная (признание со стороны, уважение);

• духовная – совокупность духовных качеств.

При этом он делает вывод о том, что личность возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Всё остальное – реорганизация основных структурных блоков.

З. Фрейд рассматривал личность как опосредованное звено между мотивом и его реализацией, в котором превуалируют бессознательные процессы. Её функция состоит в том, чтобы найти социально приемлемые формы реализации своих мотивов. Он выводит все развитие личности из двух врожденных инстинктов: продолжения рода и агрессивного инстинкта. Личность, по его мнению, представляет собой трехкомпонентную структуру:

ID - ЭГО - СУПЕРЭГО, где ID – вместилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия. В основе всех сексуальных проявлений индивида лежит либидо – особая психическая энергия, связанная с получением удовольствия. ID содержит всё унаследованное. Это первоначальная основная структура личности, которая носит бессознательный характер. Это резурвуар энергии.

ЭГО – это часть психики, которая находится в контакте с внешней реальностью. Оно управляет произвольными движениями. Это, как правило, самосознание человека, восприятие им своей собственной личности и поведения. Его задачей является самосохранение. ЭГО является своеобразным буфером между ID и СУПЕРЭГО и согласует противоположные силы, действующие в психике человека.

СУПЕРЭГО – это итог воздействия общества на сознание и самосознание личности, принятие его норм и ценностей. Оно выполняет три основные функции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов личности. Оно развивается из ЭГО и служит цензором его деятельности и мыслей. Согласно З. Фрейду личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему.

Основное внимание гуманистических теорий личности сосредоточено на внутреннем мире человека. А. Маслоу предметом своего изучения сделал личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто, заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Потребностно-мотивационную сферу личности А. Маслоу отразил в виде пирамиды, включающей такие потребности: физиологические, потребность в безопасности, любви и привязанности, признание и оценка. Вершина пирамиды представлена потребностью в самоактуализации или стремлении к самосовершенствованию и самовыражению.

По мнению К. Роджерса, фундаментальным компонентом личности выступает "Я-концепция", которая формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, прежде всего социальной, и является основным механизмом саморегуляции его поведения. Причины негативных психических состояний кроются в рассогласовании между "Я-концепцией" и представлением об идеальном "Я". Психотерапия, сконцентрированная на клиенте, устраняет эти расхождения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.