Ценности — это то, чем мы являемся. Это не то, чем мы хотели бы быть. И не то, чем, на наш взгляд, мы должны быть. Это то, кем мы являемся в жизни — в данный конкретный момент. Можно сказать по-другому: в ценностях воплощается уникальная сущность личности, ценности — это предельная, наиболее полная форма самовыражения и отношения к миру. Это стрелка компаса, указывающая, что значит «быть верным самому себе». Если к ценностям относиться с уважением, последовательно и постоянно подчиняться указаниям своего компаса, жизнь принесет радость и удовлетворение.
Коуч знает, насколько благотворно влияет на клиента ясное понимание своих ценностей. Легче принимать важные решения, если смотреть на них сквозь призму хорошо осознанных жизненных ценностей, жизнь становится более насыщенной. Однако процесс выявления и уточнения ценностей часто труден для клиента. Люди начинают «интеллектуа-лизировать» или теряются в фантазиях, тогда как вы хотите, чтобы они вгляделись в свою жизнь и нашли ценности, которые там уже есть, в повседневных поступках, в общении с людьми. Вот почему почти никогда не дает результата способ выбора ценностей из предложенного списка. Список предоставляет возможность отобрать желаемые или одобренные обществом ценности, но никак не помогает определить, кем мы являемся на самом деле. Выбор ценностей из списка потакает стремлению разума разложить все по полочкам и правильно подобрать слова. Ценности клиента можно разглядеть непосредственно, «невооруженным глазом», они реально присутствуют в его жизни; таким образом, клиент ничего не выиграет, выбирая их из списка. Задача коуча — помочь клиенту взглянуть на свою жизнь под таким утлом, чтобы проявились существующие в ней ценности.
Иногда создается впечатление, что клиент никак не может найти нужную перспективу. В таком случае лучше задавать ему вопросы и предлагать воображаемые ситуации, которые позволят обратиться к жизни, а не к «голове». Работа по выявлению и уточнению ценностей позволяет клиенту рассмотреть и декларировать их в безопасном — и в то же время подталкивающем к новым смелым шагам — пространстве коу-чинга. Точная формулировка будет иметь значение в долгосрочной перспективе. В начале работы важнее всего, чтобы примерное, приблизительное определение ценностей находило отклик у клиента. С практической точки зрения процедура выявления и уточнения ценностей очень помогает коучу лучше узнать клиента, клиенту — познакомиться с самим собой. Опираясь на жизненные ценности, коуч и клиент могут сделать правильный, наиболее перспективный выбор, выработать подходящую стратегию и распознать ситуацию, в которой проблема «закручена» именно вокруг жизненных ценностей.
И все же многим клиентам бывает трудно подобрать верные слова. Они чувствуют себя неуверенно, полагая, что должны найти слово, точно соответствующее моменту, а ни одно из них не может вместить всех эмоций, связанных с той или иной ценностью. В сущности, для каждого человека любая ценность имеет свое конкретное значение. Пользуясь одними и теми же словами, мы можем вкладывать в них различные значения ценностей. Выше мы приводили техники, позволяющие снять напряжение, которое испытывает клиент, пытаясь подобрать верные слова. Первый совет: пользуйтесь карандашом с ластиком. Некоторым клиентам не хочется записывать свои ценности ручкой — «что написано пером...» Коуч может обратить внимание клиента на то, что необязательно сразу правильно записывать ценность. Второй совет: уточняя ценность, полезно использовать несколько слов, а не одно, разделяя их косыми чертами (так проще читать). Например:
♦ прямота/честность/что говорю, то и делаю;
♦ прямота/целостность/конгруэнтность;
♦ лидерство/помогать окружающим/способствовать развитию окружающих;
♦ лидерство/власть/решительность.
Создавая такую цепочку ценностей, попросите клиента поставить на первое место самое важное определение (в наших примерах это «прямота» и «лидерство»). Отметьте, что для подбора достаточно полного списка определений может потребоваться несколько месяцев. Ценности в нашей жизни становятся очевидны далеко не сразу, поэтому за одну сессию редко удается составить полный список. Когда вы полностью и детально определите ценности клиента, они станут мощным инструментом в вашей работе и помогут направлять клиента на путь их достижения.
Предлагая различные воображаемые ситуации клиенту, коуч помогает ему выявить и уточнить его ценности. С ситуаций, приведенных ниже, можно начать работу с клиентом в этом направлении. Поэкспериментируйте с ними и отыщите другие методы, пользуясь которыми, вы сможете помочь клиенту увидеть его ценности.
Пиковые переживания
Попросите клиента назвать моменты в его жизни, связанные с наиболее сильными переживаниями. Важно, чтобы они были ограничены во времени (т.е. это должны быть моменты, а не периоды), иначе клиенту будет трудно выделить конкретные ценности. Когда клиент выберет определенный момент, задавайте уточняющие вопросы: «Что происходило?», «Кто там был?», «Каким ценностям в этот момент вы следовали?». Удостоверьтесь в том, что вы правильно поняли слова клиента и продолжайте задавать вопросы, время от времени проверяя его слова и отмечая, на какие ценности он реагирует. «Да, это была настоящая победа!... а ценность для Вас здесь связана с завершением дела или с достижением успеха? » или: «Вот это момент! Правильно ли я понимаю, что тогда Вы следовали двум ценностям: природе и близости?».
Когда слова будут подобраны правильно, клиент станет активнее. Попросите клиента подробнее остановиться на первом слове: «Что для Вас значит успех?», «Что Вы имеете в виду, говоря о близости?». Ищите моменты пиковых переживаний — эти крупицы жизненного опыта клиента, связанные с наиболее полной реализацией его потенциала в следовании ценностям.
Подавленные ценности
Другой способ определить ценности — рассмотреть те случаи, когда клиент испытывал раздражение, недовольство или фрустрацию. Сначала попросите клиента описать все обстоятельства конкретного момента (когда он испытывал то или иное ощущение) и чувства, ему сопутствовавшие. Затем как бы переверните его слова, найдите антонимы к его чувствам. Например, если клиент говорит, что чувствовал себя «загнанным в угол», то коуч может заметить: «Загнанным в угол? Можно ли тогда сказать, что возможность выбора или свобода являются для Вас ценностью?». Коуч держится при этом несколько отстраненно — в данный момент его не должно волновать, правильно ли подобраны слова, если они вызывают у клиента необходимую реакцию. Еще один пример вопроса коуча: «То есть Вы были расстроены тем, что они продолжали крутить свою шарманку, повторять все то, что делали раньше? Это, должно быть, обратная сторона такой ценности, как новаторство или творчество?».
Многие люди выстроили свою жизнь так, чтобы быть в согласии с большей частью своих ценностей, даже не замечая этого. Поэтому они не считают их ценностями, пока что-либо не помешает их реализации. Здесь важно показать клиенту, что за многими его расстройствами и неприятными моментами стоят подавленные, нереализованные ценности.