Значение структурных характеристик инновационных систем, а также внешних для НИС условий экономических и социальных особенностей национального развития и получаемых в итоге их взаимодействия результатов.
Основная задача инновационной системы – выступать основой развития и эмпирического анализа инновационных процессов в существующем национальном социо-экономическом контексте. Специальное внимание уделяется историческому развитию национальных институтов, которые понимаются как результат действия исторических социально-экономических тенденций.
Подход, основанный на идее интерактивного обучения
Роль знания, обучения и институтов в инновационных процессах. 1) знание – главнейший ресурс современной экономики, что делает обучение важнейшим процессом; 2) обучение есть интерактивный – то есть социальный – процесс.
Основа отношений производителей и потребителей в экономике, важность взаимодействия между фирмами и их внешней средой. Организациям необходимо поощрять совместное интерактивное обучение среди широкого круга субъектов, таких, как создатели и пользователи новых технологий, государственные исследовательские институты,
другие организации.
Концепция национальных инновационных систем, несмотря на свое достаточно широкое распространение в последние годы, пока не является устоявшейся системой научных взглядов, а скорее концептуальными рамками, в которых происходит постоянное развитие и углубление существующих взглядов и моделей.
Так, Б.-А. Лундвалл предложил новое направление анализа национальных инновационных систем – исследование в процессе перехода, то есть в динамике, понимая переход как процесс постепенной трансформации одного комплекса институтов в другой. Основным фактором, предопределяющим данный процесс, Лундвалл называет изменения институтов, составляющих инновационную систему. Среди наиболее важных изменений, воздействию которых подвергаются национальные инновационные системы в последние десятилетия, Лундвалл выделяет два – растущую важность знаний и информации в общественном развитии и возрастающую международную взаимозависимость, то есть глобализацию [4].
«Глобализирующаяся» экономика и «экономика обучения» тесным образом связаны друг с другом, поддерживая и создавая возможности для взаимного развития. С одной стороны, становление интегрированного мира создает широкие возможности и разнообразные источники для обучения и получения новых знаний. С другой, именно активная генерация новых знаний и воплощение их в современных технологиях, прежде всего информационно-телекоммуникационных, создали материально-техническую основу процесса глобализации. Таким образом, все новые и новые отрасли и сектора вовлекаются в структуру национальных, секторальных и глобальной инновационных систем. Все перечисленное создает новые возможности (вызовы, угрозы) для развивающихся и переходных экономик.
Развитие концепции модернизации и теории инновационных систем через обучение как в географическом (для стран и регионов), так и в практическом аспекте (реальные инструменты научно-технической и инновационной политики) призвано стимулировать формирование и эффективное функционирование национальных и региональных инновационных систем и, соответственно, экономический рост и повышение качества жизни. Это будет способствовать адаптации национальной инновационной системы в мировом инновационном процессе в процессе глобализации.
Литература
1. Александрова Е.Н. Региональная инновационная система: вопросы теории и практики // Теория и практика общественного развития. – 2011. – №8.
3. Castellacci F., Grodal S., Mendonca S. and Wibe M. Advances and Challenges in Innovation Studies // Journal of Economic Issues. – Vol. XXXIX. – №1. – March 2005.
4. Lundvall B.A., Intaracumnerd, P. and Vang, J. Asia’a innovation system in transition. – USA: Edward Elgar, 2006.