Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОВ БИОЛОГИИ НА ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ



[35]

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме разработки и реализации эффективных государственных решений. В ней рассматриваются приёмы реализации части биологических законов, влияющих на поведение, реакции человека как инициатора, исполнителя и потребителя государственных решений.

Ключевые слова. Государственное решение, биология, законы, приёмы, эффективность.

Разработка технологий подготовки и реализации эффективных государственных решений чаще всего опирается на организационные, административные, экономические и правовые приёмы. На этом пути достигнуты значительные успехи [3]. Однако ресурсы этих технологий постепенно истощаются. Многочисленные жалобы, протесты и другие формы несогласия населения с государственными решениями наглядно это демонстрируют.

Учёт биологического состояния человека, как руководителя, исполнителя и потребителя открывает большие возможности реально повысить эффективность разработки и реализации государственных решений.

Биология человека на генетическом уровне реагирует на информационное или физическое воздействие [1], и может вызвать панику, стресс, эмоциональный подъем или боль. Эти реакции могут совпадать с реакцией мыслящего человека или противостоять ей. Несовпадение может привести к болезням.

Исследований по учёту влияния биологических факторов воздействия на человека при формировании решений крайне мало. Это влияние характеризуют примативность человека. Примативность определяется врождёнными инстинктами. Она мало зависит от уровня образования, социальной среды, занимаемой должности и других факторов.

Рассмотрим возможные приёмы учёта этих законов при формировании решений.

1. Законы зародышевого сходства связаны с формированием сознания человека на стадии зародышевого состояния и их эволюции. На формирование зародышевого сознания человека влияют гены родителей, на которых также влияли гены их родителей и так далее по спирали генеалогического древа. По мере взросления человека более общие признаки осознания жизни становятся доминирующими. К этим признакам относятся биологические потребности и инстинкты:

– отребности в пище, одежде, жилье, отдыхе, здоровье, продолжении рода, физиологические потребности;

– нстинкты мастерства, родительский, самосохранения, праздного любопытства, привычки, приобретательства, соперничества, агрессии и желания прославиться.

2. Биогенетический закон формирует представление о связи между индивидуальным развитием организма и историческим развитием его вида. Население страны довольно консервативно в своём развитии. Это касается предпочтений, физического и умственного развития. Учёт состояния инерционного эволюционного развития человека позволяет руководителям формировать государственные решения по прецеденту, т.е. по набору шаблонов. Это позволяет отработать приёмы воздействия на исполнителей и потребителей решений.

3. Закон «Все или ничего» объясняет реакции человека при низких и высоких уровнях раздражения. Это закон терпимости («ничего») и нетерпимости («всё»). У различных групп населения имеются различные уровни возбуждения при поступлении информации. Информация может накапливаться и приближаться к уровню возбуждения, а может и не накапливаться. Например, для снятия нервной напряжённости используют комнаты психологической разгрузки, различные физкультурные и развлекательные мероприятия. Государственные решения должны уменьшать суммарный объем возбуждения за счёт соответствующих пунктов в тексте решения, касающихся биологической возбудимости человека.

4. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Вавилова позволяет прогнозировать реакцию людей, генетические близких между собой, на государственное решение. Каждый человек генетически относительно уникален, т.к. ДНК разных людей совпадают на 99,9%. ДНК человека содержит примерно 3 млрд. пар нуклеотидов, то у двух произвольно взятых людей лишь около трёх миллионов из них могут не совпадать [2]. Таким образом, если государственное решение готовится для страны с населением 200 млн. человек, то, возможно 0,2 млн. человек будут недовольны по причинам генетики. Такое недовольство естественно. Поэтому необходимо разъяснять населению содержание текста государственного решения, а не организовывать репрессии.

5. Закон единообразия гибридов первого поколения объясняет наследственные биологические характеристики человека по группе крови, телесной конституции, темпераменту и т.д.

Эти характеристики необходимо учитывать при формировании государственных решений. От превалирования типа группы крови, темперамента населения государственное решение должно иметь соответствующую структуру и содержание.

6. Закон расщепления признаков объясняет изменения в наследственных реакциях человека от состава его генеалогического древа на раздражение. Для формирования модели исполнителя и потребителя необходимо вести информационное досье на кадровые династии и группы потребителей. По этому закону технология разработки и реализации государственных решений должна постоянно совершенствоваться исходя из прогнозов изменения основных биологических свойств человека.

7. Закон сцепленного наследования (закон Моргана) формирует представление об устойчивых и предсказуемых реакциях людей, гены которых локализованы в одной хромосоме, составляют одну группу сцепления и наследуются совместно. Этот закон требует составления генных карт человека. Это может помочь в борьбе с самыми различными, неизлечимыми, болезнями человека. Здоровая нация – одна из забот государства. Эта забота формирует предсказуемого исполнителя и потребителя решений.

8. Закон оптимума требует от руководителей создания наилучшего качества жизни населения. Этот оптимум должен формироваться также при управлении человеческим капиталом. Этот капитал должен выходить на первый план в развитии страны, сказал академик РАН, президент «Меркурий-клуба» Е. Примаков.

9. Закон Вебера-Фехнера требует от руководителей формирования актуальных, в какой-то мере провокационных, контрастных по цвету и содержанию текстов государственных решений.

10. Закон Йоста требует от руководителей быстроты разработки государственных решений, чтобы опережать по времени публикации оппозиционной информацию в СМИ.

11. Закон Мюллера-Геккеля требует от руководителей, чтобы весь текст государственного решения был пронизан активизирующими элементами для его потребителей (граждан, военнослужащих, третьих лиц).

12. Закон Хика требует от руководителей, чтобы текст государственного решения содержал минимальное количество альтернативных предложений, для того чтобы человек смог осознанно разобраться в сути решения. Например, если в тексте государственного решения представлено 20 кандидатов на выборах Президента страны, то это усложняет выбор кандидата избирателями.

13. Первый закон Йеркса-Додсона требует от руководителей использования различных элементов мотивации, следующих друг за другом. Этот закон корреспондируется с законом теории организации «Законом развития». Закон развития основан на кривой жизненного цикла, которая имеет форму колокола.

14. Второй закон Йеркса-Додсона требует от руководителей ранжировать уровень мотивации для подчинённых в зависимости от сложности работы. Сама сложность работы и нахождение креативных путей её реализации является полезной для биологии мозга. Эта польза проявляется в наступлении гармонии внешних средств развития мозга и биологической необходимости. Поэтому стимулирование работ по мере увеличения её сложности необходимо уменьшать.

В качестве примера рассмотрим правительственное распоряжение «Подготовленность ресурсов национальной обороны», США. Белый дом. Президент США Барак Обама, 16 марта 2012 [4].

Структура распоряжения включает 8 частей, 22 статьи. Тексты статей распоряжения в большей мере относятся к техническим решениям. Для улучшения понимания населением данного распоряжения необходимо учитывать биологию человека. В тексте распоряжения учтён 1 биологический закон (закон №6) из 14 рассмотренных.

Для реализации оставшихся биологических законов необходимо в текст распоряжения вставить дополнительные тексты.

1. По закону зародышевого сходства: перечень биологических потребностей и инстинктов человека, которые могли быть удовлетворены более полно, например, в пище, жилье, отдыхе, здоровье; родительском инстинкте и инстинкте самосохранения.

2. По биогенетическому закону: упоминания об аналогичных, успешных, ранее принятых распоряжениях (шаблоны).

3. По закону «Все или ничего»: информацию о пользе данного распоряжения для снятия нервной напряжённости у граждан страны.

4. По закону гомологических рядов наследственной изменчивости Вавилова: дополнительную подробную позитивную информацию в приложении для части населения, генетически находящейся в другой области понимания.

5. По закону единообразия гибридов первого поколения: несколько версий распоряжения, учитывающих наследственные биологические характеристики человека по группе крови, телесной конституции, темпераменту и т.д.

7. По закону сцепленного наследования рекомендации ещё не разработаны.

8. Закон оптимума по улучшению качества жизни населения выполняется в данном распоряжении.

9. По закону Закон Вебера-Фехнера: контрастные по цвету и содержанию тексты.

10. Закон Йоста выполняется в данном распоряжении.

11. По закону Мюллера-Геккеля: активизирующие элементы для различных групп потребителей распоряжения.

12. Закон Хика: выполняется в данном распоряжении.

13. По первому закону Йеркса-Додсона: мотивирующую часть с технологией введения новых элементов мотивации, следующих друг за другом.

14. По второму закону Йеркса-Додсона: мотивирующую часть с технологией снижения стимулирования работ по мере увеличения её сложности.

В результате текст правительственного распоряжения будет лучше воспринят населением, только исходя из биологической составляющей восприятия информации.

Литература

1. Биология [Электр. ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Животовский Л. Мы не только различны, но и удивительно схожи [Электр. ресурс]: http://www.nkj.ru/archive/articles/5289.

3. Смирнов Э.А. Управленческие решения. Учебник для вузов. – М.: РИОР, 2010.

4. New US Presidential Decree Enacted March 16, 2012 [Электр. ресурс]: http://axisoflogic.com/artman/publish/Article_64368.shtml.

Н.Н. Соколов

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

[36]

Аннотация. Наиболее часто применяемым и доказавшим на практике свою эффективность по разработке управленческих решений является системный подход. В статье рассматривается авторская общая практическая 12-ти этапная схема разработки и принятия стратегических управленческих решений.

Применение рассматриваемого в статье алгоритма принятия и реализации решений будет способствовать быстрой и четкой разработке и эффективной и контролируемой реализации стратегических управленческих решений при практическом внедрении на любом уровне управленческой пирамиды.

Ключевые слова. Разработка управленческих решений, стратегические решения, принятие решений, постановка целей, планирование, реализация, эффективность.

При стратегическом управлении глобальный системный управленческий подход по надежному и основательному планированию и достижению поставленных перед организацией целей остается прежним:

1. постановка целей в зависимости от уровня задач (стратегические, тактические и текущие);

2. теоретическая разработка управленческого решения с выбором из какого-либо количества вариантов (альтернатив);

3. практическое поэтапное планирование достижения этого решения с учетом реальных и потенциальных физических препятствий и проблем;

4. реализация и конкретные действия по каждому этапу выработанного плана, контроль промежуточных реперных (ключевых) точек с возможной коррекцией плана «по ходу»;

5. оценка и анализ полученного результата, обратная связь, архивирование и занесение в базу данных удачных реализованных решений, будущих намеченных перспектив с целью систематизации ключевых контактов и защиты организации от «персонифицированности» в работе.

При формулировке цели ключевым фактором является правильное и четкое определение критериев успешного достижения цели. Так как большая часть управленческих задач делегируется далее вниз по управленческой пирамиде, точно определенные критерии по выполнению задания будут являться гарантом точного понимания сотрудниками «что делать» и, в конечном счете, успешного выполнения задания.

При проектировании вариантов решения (в зарубежной терминологии «генерации альтернатив») допускается применение любых методов, способствующих быстрому поиску и выработке способов решения поставленной задаче. В целом, общими стандартными методами являются: алгоритмические, активизирующие, экспертные, эвристические, метод сценариев и дерева решений. К классическим можно причислить: метод мозгового штурма, метод конференции идей, метод Дельфи, метод эволюционного моделирования (родитель-потомок), синектические методы – например, метод фокальных объектов, морфологический анализ.

После реализации управленческого решения, оценки и анализа полученного результата процесс повторяется, и руководитель вновь приступает к п. 1 или 2. Таким образом, разработка и реализация управленческого решения представляет собой циклический процесс с последовательным и непрерывным выполнением основных этапов: подготовки, теоретической разработки, практическим планированием и внедрением принятого решения.

В качестве мощного метода возможно также применение системы ТРИЗ – теориии решения изобретательских задач. ТРИЗ была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 году как технология творчества, основанная на идее о том, что поиск и выработка сильных (оптимальных и супероптимальных) решений можно подчинить объективным закономерностям и этот процесс не будет зависеть от субъективного отношения к нему конкретного человека (т.е. от его интуиции, врожденного таланта, вдохновения и озарения). ТРИЗ имеет задачу ускорить процесс поиска решения, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и уровня разрабатываемых решений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения. Сегодня ТРИЗ применяется больше в технических областях, однако перенос основных принципов системы возможен и в любые другие сферы, в том числе, и государственное управление, принятие решений, политику и т.д.

Поднимаясь на уровень стратегических решений необходимо отметить обширную управленческую область их действия: выбор направлений деятельности, приоритета ресурсов, главных долговременных партнеров, организационной формы партнерства, способов развития потенциала, возможностей использования сильных сторон предприятия, снижения угроз внешней среды, конкурентной и инновационной антикризисной политики. Стратегические управленческие решения принимаются в случае разрешения стратегических проблем, признаком которых является отклонение контрольных параметров системы от запланированных из-за изменений внешних условий. Такие проблемы не снимаются оперативными и тактическими решениями и требуют диагностики организации, анализа факторов внутренней и внешней среды и разработку стратегии. Степень ответственности по перечисленным уровням, как и последствия решений (влияние на конечный результат) обратно пропорциональны уровню их принятия. Чем выше уровень принятия управленческого решения, тем меньше их принимают, но при этом больше и масштаб изменений и время, затрачиваемое на его разработку, а также ответственность руководителя.

Стратегические управленческие решения – это решения о реконструкции предприятия, организации, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки, приобретении и слиянии компаний, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.). К числу таковых следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности организации, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности.

Стратегические управленческие решения имеют ряд отличительных особенностей. Главные из них:

· инновационный характер;

· направленность на перспективные цели и возможности;

· сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;

· субъективность оценки;

· необратимость и высокая степень риска.

Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических управленческих решений. Стратегические решения могут быть как интуитивными (на основе ощущения того, что они правильные, вследствие работы подсознательного процесса оценки альтернатив по доминирующим критериям, которые соответствуют личным предпочтениям), так и логическими (решения, принимаемые на основе знаний, опыта и логических суждений, здравого смысла). Идеальные в отношении эффективности управления решения могут быть рациональными. Стратегические решения характеризуются тем, что они инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга. Они направлены на перспективные цели предприятия, на возможности и будущее и являются неопределенными по своей природе, для которых нет жестких временных рамок, а также необратимы и имеют долгосрочные последствия.

Особенности стратегических решений заключаются в том, что они направлены на возможности и будущее, которые реализуются несколькими этапами: постановка задачи, формирование альтернативных решений, выбор (принятие) решения и его реализация. Организация этого процесса требует четкой технологии, предусматривающей постановку и изучение среды (это суть стратегического анализа), разработку, принятие и реализацию стратегии. Опыт работы показывает, что сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений не систематизирован должным образом, а специалисты и руководители слабо вооружены технологией управления в силу недостаточного использования методов поиска стратегических решений.

В качестве общего подхода к разработке и принятию стратегических управленческих решений представим наиболее полную и применимую на практике и, в то же время, относительно компактную 12-ти этапную схему, показанную на рис.

 

 

Рис. Общая 12-этапная схема разработки и принятия стратегических управленческих решений

 

Следует отметить, что данная схема является оптимальной с точки зрения практического применения стратегического управления. Она воспринимается легко, просто и понятно. При необходимости на практике возможна декомпозиция и детализация каждого блока. В данной схеме применена обратная связь при оценке и сравнении каждого варианта по выработанным критериям достижения цели. И, либо при получении множества вариантов, либо не нахождении никакого решения, возможно уточнение критериев – их ужесточение или смягчение, для уменьшения / увеличения количества вариантов или, даже, пересмотр самой поставленной цели. Однако, конечно, пересмотр цели должен производиться только в крайнем случае. Частые смены поставленных целей могут говорить о неправильном понимании процесса самим руководителем.

По сравнению с более простыми алгоритмами принятия решений Г. Саймона схема дополняется блоками «Анализ состояния управляемого объекта. Есть ли отклонения?», «Сбор информации, ее обработка и анализ. Выявление ограничений», «Разработка сценариев развития ситуации», «Разработка плана / Планирование последовательности реализации УР (в соответствии с 8-ми этапным процессом планирования)», «Анализ результатов управляющего воздействия (ОС). Оценка качества и эффективности УР (Архивирование УР в БД)».

Блок 2 «Анализ состояния управляемого объекта. Есть ли отклонения?» определяет глубокий анализ проблемной ситуации и поиск причин. Здесь возможно применение графических методов анализа и декомпозиции проблем – таких как, «Дерево Проблем» или «Диаграмма Ишикавы» – для установления сущности проблемы и причинно-следственных связей ее возникновения.

Блок 5 «Сбор информации, ее обработка и анализ. Выявление ограничений» призван для сложных задач, где непосредственно недостаточно или не хватает данных, осуществлять подборку необходимой информации для проектирования вариантов решений и определять ограничения, которые возможны в управляемом процессе / объекте.

Блок 7 «Разработка сценариев развития ситуации» предназначен для глобальных критически важных задач, когда нужно быть уверенным в осуществлении проекта в любом случае в том или ином виде. Как правило, здесь выделяется 3 сценария развития ситуации: оптимистический (когда все планируемые процессы выполняются полностью и наиболее удачно), пессимистический (когда процесс также выполняется, но с наихудшими и наименьшими показателями) и реалистичный (когда выполняются реально ожидаемые показатели). При необходимости аналитического контроля вводятся весовые коэффициенты, и рассчитывается вероятность осуществления для каждого сценария.

В качестве примера можно привести процесс формирования видения организации при разработке ее стратегии. Видение как образ идеального состояния организации, достижение которого возможно только при самых идеальных условиях, представляет собой несбыточную мечту, оценить которую можно только на уровне экспертных оценок. Комплексное использование интуитивного и логического мышления, а также формальной обработки количественно выраженных суждений экспертов позволяет получить показатели качества альтернатив при решении слабо формализуемых задач выбор в роли «измерительных приборов», позволяющих определить их относительную погрешность (по разбросу суждений) и оценки, интерпретация которых дает требуемый результат.

Разработка стратегических управленческих решений чаще всего происходит в новой уникальной проблемной ситуации, не допускающей строгой формализации, поэтому если для решения оперативных проблем могут приниматься алгоритмические и шаблонные решения, то для решения стратегических проблем чаще необходимы оригинальные решения. Кроме того, такие задачи либо не структурированы (содержат лишь качественное описание элементов проблемы, а количественные зависимости между альтернативами, факторами среды и последствиями решений не определены), либо незначительно структурированы (содержат как количественные, так и преобладающие качественные зависимости между элементами проблемной ситуации). Этапы разработки УР в региональном стратегическом управлении непосредственно связаны с этапами разработки стратегии.

И, следует отметить, что на практике каждое управленческое решение имеет реальную стоимость, так как, как минимум, включает в себя рабочие ресурсы (время, финансы, персонал) и, следовательно, должно быть оптимальным и эффективным, т.е., так или иначе, быть рентабельным и приносить прямой или косвенный доход. Поэтому быстрая и, в то же время, оптимальная и качественная разработка и реализация стратегических управленческих решений имеет принципиальное значение с точки зрения выживания и развития организации в целом в современном быстро меняющемся мире.

Литература

1. Асеев А.Д. Национальные интересы России в системе геополитической безопасности // Научно-информационный журнал «Армия и общество». – 2007. – №4. – С.59-65.

2. Бронников И.А., Гришин О.Е. Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации. Монография. – М.: Ин-т деловой карьеры, Познаньский гос. ун-т им. А. Мицкевича, 2012.

3. Верниченко М.А. Об особенностях российской модернизации // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2013. – №8.

4. Гимазова Ю.В. От «фабрик мысли» к «центрам публичной политики»: международный опыт и перспективы России // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2012. – №4. – С.10-14.

5. Знаменский Д.Ю. Государственная политика Российской Федерации в области образования, науки и инноваций: проблемы комплексного подхода к формированию и реализации // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2012. – №4.

6. Иванов В.К. Особенности политической консьюмеризации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2012. – №8. – С.17-18.

7. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2009.

8. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004.

9. Никитин А.С. Взаимодействие государства и бизнеса в процессе выработки и реализации государственной промышленной политики в Российской Федерации. Дисс … канд. полит. наук. – М.: ГУУ, 2010.

10. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. Учебник по специальности «Государственное и муниципальное управление». – М., 2007.

11. Омельченко Н.А., Яхшиян О.Ю. Размышления на актуальную тему, или к вопросу о месте и роли административной этики в системе государственной власти и управления // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2008. – № 22. – С.139-149.

12. Сибиряев А.С. Проблемы реализации инновационной политики в РФ // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2011. – №11. – С.77-83.

13. Соколов Н.Н. Разработка управленческих решений. Введение в курс лекций. Уч.-метод. пособие. – М.: Изд-во «Спутник+», 2012.

14. Туровский А.А., Варев А.М. Роль эксперимента в принятии управленческих решений // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Развитие отраслевого и регионального управления». – М.: ГУУ, 2007. – №3(3).

15. Туровский А.А., Левчугова Н.А. Теоретико-методологическая основа стратегии власти // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2009. – №25. – С.158-163.

16. Туровский А.А. Стратегия в системе управления // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Развитие отраслевого и регионального управления». – М.: ГУУ, 2007. – №3(3). – С.227-234.

17. Туровский А.А. Управление стратегическими изменениями // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Государственное и муниципальное управление. – М.: ГУУ, 2007. – №1(8).

18. Филимонов Д.А. Этнокультурные особенности социального развития молодежи (управленческий аспект). Дисс … канд. социол. Наук. – М., 2000.

19. Харичкин И.К. О понятии «политические технологии» // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2013. – №8. – С.75-78.

Г.М. Сундукова

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.