Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ



[34]

Аннотация. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и обеспечения устойчивого экологического развития городов. В статье раскрыты понятие, сущность устойчивого развития и управления особо охраняемыми природными территориями. Оптимальная стратегия устойчивого развития ООПТ является условием экологической безопасности и создания для людей благоприятной окружающей среды.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, экологическое прогнозирование, экспертные оценки, экстраполяция, жесткое и мягкое управление, агролесомелиорация.

Устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения, согласованные друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Стратегия устойчивого развития особо охраняемых территорий (далее ООПТ) является рациональным средством «экологизации» научных знаний и перехода к новому представлению о социально-экономическом развитии. В основе устойчивого развития природных территорий должен лежать принцип экологического прогнозирования. Экологическое прогнозирование – предсказание изменений природных систем в естественных условиях или под воздействием на них человека. Например, прогноз влияния предприятия на окружающую его среду, прогноз воздействия на территорию орошения или осушения, прогноз стихийных бедствий. Значение экологического прогнозирования трудно переоценить. Современное природопользование должно основываться на экологическом прогнозе и оценке предполагаемой реакции окружающей природной среды на прямое или опосредованное воздействие человека, исходя из общечеловеческих ценностей [1]. Типы прогнозов следующие.

– Поисковый прогноз – определение возможных состояний объекта, процесса в будущем. Отвечает на вопрос: что вероятнее произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

– Нормативный прогноз – прогнозирование достижения желательных состояний объекта на основе заранее заданных целей. Различают следующие виды прогнозов:

– сверх кратковременные (до 1 года), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные;

– глобальные, региональные, локальные;

– экологические, геологические, метеорологические.

Выделяют методы прогнозирования.

– Метод экспертных (интуитивных) оценок. Основан на методе аналогии, согласно которому закономерности развития одного процесса с определенными поправками можно перенести на другой процесс, для которого необходимо составить прогноз. Например, при прогнозировании влияния атмосферного воздуха на природные территории г. Москвы (отдельный парк) можно использовать уже имеющиеся данные по тому объекту, который уже находится в сходных условиях.

– Метод экстраполяции. Представляет собой перенесение установленного характера развития процесса на будущее. Например, численность мирового населения растет с определенными темпами, следовательно, можно сделать прогноз численность населения в будущем.

В настоящее время в России национальные парки расположены на территории 13 республик, 2 краев, 20 областей и 1 автономного округа. Площадь национальных парков колеблется от 6,6 тыс. га («Куршская коса» в Калининградской области) до 1,9 млн. га («Югыдва» в Республике Коми). В течение последних 10 лет проводится работа по расширению уже существующих заповедников и национальных парков. За это время расширена площадь одного национального парка («Паанаярви»), и ежегодно, в среднем на 130 тыс. га, увеличивалась площадь 2-3 заповедников. К землям особо охраняемых природных территорий Земельный кодекс Российской Федерации (ст. 95) относит земли государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы.

Устанавливается, что земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Функционирование всех заповедников и национальных парков и федеральных заказников обеспечивают соответствующие федеральные государственные учреждения, имеющие материальную базу, профессиональные кадры, многолетние опыт и традиции природоохранной, научной и просветительской работы. Формирование уникальной системы особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашей страны [2]. Стратегия развития системы ООПТ предполагает повышение эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы ООПТ. Задачи, которые необходимо решить для достижения указанной цели:

– развить эколого-просветительскую деятельности национальных парков в стране;

– привлечь в ООПТ экологический туризм;

– обеспечить востребованность научной продукции заповедников и национальных парков и результатов проводимого ими экологического мониторинга;

– интегрировать ООПТ в сферу социально-экономического развития регионов;

– повысить роль ООПТ в формировании позитивного международного имиджа России.

ООПТ как объект эколого-экономических исследований обладают рядом общих и специфических признаков. Создание охраняемых территорий, их функционирование и развитие являются общественным договором, т.к. ООПТ создаются в интересах всего общества. Поэтому степень уверенности населения региона в эффективности их деятельности влияет на издержки по их созданию и обслуживанию. В условиях рыночной системы хозяйствования влияние данных факторов является немаловажным.

Последние годы ООПТ в России не имеют стабильного бюджетного финансирования, а региональные системы управления, позволяющие использовать различные механизмы, разработаны и внедрены лишь в отдельных регионах. В результате влияния экономических факторов сформировалась тенденция понижения темпов роста числа ООПТ [3]. Управление ООПТ в г. Москве в части сохранения и развития особо охраняемых природных территорий и территорий природного комплекса города предусматривает:

– повышение эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий;

– регламентацию градостроительной деятельности в соответствии с установленными режимами использования территорий природного комплекса;

– формирование новых озелененных территорий, преимущественно рекреационного назначения, на резервных территориях и реорганизуемых участках производственных зон;

– совершенствование рекреационного использования природных и озелененных территорий;

– повышение качества комплексного благоустройства объектов озеленения;

– упорядочение единой системы природных и озелененных территорий города Москвы. Управление природными системами г. Москвы – мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы в желательном для человека направлении. Различают управление ООПТ:

– жесткое управление – прямое, непосредственное воздействие на природу, нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, преобразование механизмов в природе;

– мягкое управление – косвенное опосредованное воздействие на природу с использованием естественных механизмов саморегуляции. Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат. Основано на перенапряжении или предельном омоложении природных систем и поэтому требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых путем мягкого управления. Следовательно, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жесткой и мягкой форм управления. Например, в 2013 году на ООПТ планируется организация 3х новых экологических тропы (ландшафтный заказник «Долина реки Сходни в Куркино»), в том числе экологическая тропа для слабовидящих людей протяженностью 1,9км (природно-исторический парк «Битцевский лес»). В 2013 году будет оборудовано 30 спортивных и детских площадок. В частности, для повышения комфортности пребывания и организации безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями на территориях комплексного заказника «Алтуфьевский», ландшафтного заказника «Лианозовский», а также в планируемых к созданию природных заказниках «Медведковский» и «Северный» оборудованы детские площадки для маломобильных групп населения. На ООПТ в ЗАО установлены лавочки для инвалидов и стенды со шрифтом Брайля [8]. В течение года Управлением ООПТ будут разработаны проекты:

– устройства объекта экологического туризма «Белкин дом» на территории Хлебниковского лесопарка (СВАО);

– ремонта эколого-просветительских центров «Кусково», «Измайлово», «Царская пасека» и прибрежной лимнологическая биостанции;

– комплексного благоустройства, реабилитации и развитию ООПТ природно-исторический парк «Косинский».

Труды В.В. Докучаева, В.И. Вернадского и других ученых-естествоиспытателей создали предпосылки для формирования основных принципов рационального использования природных ресурсов способами ограничений и запретов. Докучаев, утверждает, что познание особенностей каждой природной зоны и природного ресурса должно базироваться на всестороннем изучении сохранившихся участков естественной природы. На изучаемых природных территориях изучались способы оптимизации соотношения различных природных ресурсов и зон хозяйственного освоения и способы рационального использования данных ресурсов. Данные участки не должны быть замкнуты, а должны отвечать современным запросам населения, быть частью экономической системы, участвовать в процессе комплексного решения проблем рационального использования природных ресурсов [2]. Следовательно, анализ совокупности факторов, влияющих на создание, функционирование и развитие ООПТ позволил сделать выводы:

– ООПТ создаются, развиваются в регионах под воздействием совокупности факторов (социальных, экономических, географических), влияние которых обуславливает их качественную и количественную структуру;

– под влиянием данных факторов сформировались негативные и позитивные тенденции развитии отечественных и зарубежных ООПТ, которые необходимо учитывать при формировании подходов к созданию эффективных механизмов управления ООПТ;

– игнорирование факторов развития ООПТ может привести к формированию регрессивных тенденций в региональных экономических системах.

ООПТ как объект эколого-экономических исследований обладают рядом общих и специфических признаков. При выборе между альтернативными моделями региональной сети природных территорий должны учитываться многие условия. Расположение, размеры и границы участков (территорий). Целостность сети ООПТ региона характеризует, вносит ли каждый охраняемый участок значимый вклад в общую сеть ООПТ. Каждый новый элемент должен добавлять вес региональной сети ООПТ, как в количественном, так и в качественном отношении. Создание охраняемых территорий, их функционирование и развитие являются общественным договором, т.к. ООПТ создаются в интересах всего общества. Поэтому степень уверенности населения региона в эффективности их деятельности влияет на издержки по их созданию и обслуживанию. Наиболее значимыми с точки зрения развития ООПТ региона являются экономические факторы. В условиях рыночной системы хозяйствования влияние данных факторов является немаловажным.

Развитие сети ООПТ региона на основе учета изменений их характеристик, происходящих в результате влияния совокупности факторов, может способствовать эффективному и рациональному использованию природных ресурсов и условий, и как следствие, комплексному социально-экономическому развитию региона.

Литература

1. Орлов М.М. Лесоуправление. – М., 2010.

2. Соколенко П.В. Экономика рационального использования природных ресурсов. – М., 2006.

3. Тетиор А.Н. Устойчивость среды жизни, НИА Природа. – М., 2009.

4. . Туровский А.А., Рябоконь И.С., Худояров Т.Б. Обоснование методологических подходов в области земельной политики // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2013. – №8. – С.67-71.

5. Туровский А.А. Стратегия в системе управления // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Развитие отраслевого и регионального управления». – М.: ГУУ, 2007. – №3(3). – С.227-235.

6. Туровский А.А., Худояров Т.Б. Земельная политика России в исторической ретроспективе // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2011. – №11. – С.262-267.

7. Туровский А.А., Худояров Т.Б. Категорийно-понятийный аппарат в системе земельных отношений // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2011. – №20. – С.85-88.

8. Хачатуров Р.Ш. Экономика природопользования. – М.: МГУ, 2010.

Э.А. Смирнов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.