Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИЙ СОЦИУМ



[42]

Аннотация. Статья посвящена анализу теоретических основ адаптации и интеграции мигрантов в российский социум. Авторами отмечается, что адаптация человека относится к числу важнейших общетеоретических проблем современной технологии. В статье подробно рассматриваются существующие подходы к понятию адаптации и интеграции мигрантов. Подчеркивается что вопросы интеграции, адаптации и оказание им правовой помощи во многом решаются при самом активном участии неправительственных организаций.

Ключевые слова. Адаптация, интеграция, аккультурация, ассимиляция, сегрегация, маргинальность.

Совершенствование управления миграционными процессами – одна из острейших проблем современной России. В сложившейся ситуации назрела необходимость перехода от количественного регулирования миграции к качественному. Растущая культурная дистанция между коренным населением и мигрантами ведет к росту числа проявлений ксенофобии и усиления напряженности в межнациональных отношениях. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. четко определены принципы, цель, приоритетные направления, основные задачи, механизмы, этапы и ожидаемые результаты реализации государственной миграционной политики Российской Федерации [3]. Одним из приоритетных направлений государственной миграционной политики является содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением.

Проблема адаптации человека относится к числу важнейших общетеоретических проблем современной технологии.

Термин адаптация был введен американскими социологами Д. Томсоном и Ф. Знанецким, для характеристики социологических процессов. Данный термин трактуется в нескольких значениях: приспособление, взаимодействие, освоение, вливание. Процесс адаптации рассматривается через усвоение личностью социального опыта.

Интеграция – (от лат. «integratio» – восстановление, «integer»п – целый):

1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей, функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию;

2) в социокультурной системе – объединение действий ее функциональных элементов для сохранения необходимых предпосылок ее воспроизведения.

Понятием интеграции обозначается также процесс, в ходе которого разные народы устанавливают между собой более тесные социальные, экономические и политические отношения.

Социологический подход к понятию адаптации.

Э. Дюркгейм изучал приспособление внутренней организации человека к существующем в обществе нормам. На индивидуальном уровне это выражается в принятии господствующей общественной морали, усвоении представления о своем долге, что проявляется в идейных представлениях и действиях. На уровне общества основным инструментом такого приспособления является наличие этих норм, их общезначимый характер.

М. Вебер, признавая роль социальных нормативов, обратил внимание на вопрос соответствия или несоответствия социальных норм интересам и ожиданиям человека. Индивид, с одной стороны, ищет наиболее подходящие для него нормы в мозаике социальных ценностей, с другой самостоятельно видоизменяет или творит их.

Т. Парсонс развивая концепцию «равновесного общества» показал, что рационализм как главный критерий адаптации ведет к нестабильности, провоцирует социальные конфликты.

Психолого-педагогический подход.

Адаптация – трактуется как многосторонний динамический процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективных факторов.

Самой распространенной теорией, объясняющей процесс адаптации к экстремальным условиям жизни, является теория общего адаптационного синдрома Г. Селье, который рассматривает процесс адаптации к постоянно меняющейся внешней среде ее жизнедеятельности, как ответ организма на любое предъявление. Ответ, заключается, в необходимости приспособительных реакций в соответствии с возникшим требованием. В основе этих реакций, согласно концепции ОАС, лежит стресс, понимаемый как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее трудных условиях.

Согласно концепции Г. Селье ОАС имеет фазы, которые в своей совокупной интерпретации представляют содержание адаптации.

1 фаза – реакция тревоги, является собственно сигналом о каком-либо неблагоприятном воздействии, вызывающем своеобразную мобилизацию резервов организма, необходимых для перестройки его деятельности в соответствии с новыми предъявленными требованиями.

2 фаза – сопротивления закономерное следствие тревоги, при адаптации организма к стрессовому воздействию, функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизационных ресурсов в соответствии с предъявленными требованиями.

3 фаза – фаза истощения, которая вызывает напряжение функций всех систем организма и состояние дезадаптации.

Предложенная концепция Г. Селье, получила разработку у отечественных ученых Ю.В. Александровского, Бередина, Лебедева. В частности в работах Л.А. Китаева-Смыка структура ОАС представлена с позиций понимания природы человека как биосоциального существа. Им выделены различные составляющие компонента психологической адаптации человека в виде различных адаптационных субстимулов ОАС: эмоционально-поведенческие, вегетативного, социально-психологического. Их взаимодействие и взаимовлияние и составляет адаптацию личности.

Фаза разрушения имевшейся функциональной системности.

Фаза становления новой функциональной системности.

Фаза неустойчивой адаптации.

Фаза устойчивой адаптации.

Фаза разрушения функциональной системности.

Согласно В.И. Лебедеву в процессе адаптации к экстремальным условиям выделяются следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоционального состояния и проявлением психологических феноменов.

1. Подготовительный, характеризуется информационной активностью личности, и направлены на формирование определенного информационного поля, как одного из источников предстоящей адаптации.

2. Стартового психологического напряжения, которое является этапом мобилизации адаптационного потенциала личности. Для данного этапа характерна активация деятельности всех функциональных систем организма, что неизбежно проявляется в поведенческих реакциях.

3. Этап острого психологического входа, согласно концепции Лебедева в основе своей имеет эмоциональное разрешение.

В психологии под термином адаптация понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Грузинская психологическая школа тесно связывала понятие адаптация с понятием установка как необходимого опосредующего звена между действиями внешней среды и психической деятельностью человека, как готовность к определенной активности, которая в свою очередь обусловлена потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Существует несколько понятий относящихся к адаптации – аккультурация и ассимиляция.

Аккультурация – по определению Р. Редфилда – есть результат непосредственного контакта групп с разными культурами, выражающихся в изменении культуры одной или обеих групп.

Ассимиляция – постепенное или принудительное принятие обычаев, верований и норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней.

Вонг-Ригер приводит описание четырех моделей аккультурации:

1. полная, идентификация с новой культурой и утверждение старой;

2. модель «этнической сепарации», когда культурное меньшинство отвергает основную культуру;

3. маргинальность – отказ от идентичности и с новой и с родной культурой;

4. бикультуризм – идентификация и с новой и с родной культурой.

Основное значение определения особенностей аккультурации и трансформации идентичности у мигрантов с позиций западных социально-психологических исследований состоит в определении адекватных путей и средств из психологической адаптации и реабилитации в новых социокуьтурных условиях жизнедеятельности.

Как отмечает в своих исследованиях Н. Ба Тьен, конфликт между двумя культурами происходит в более важных в жизни ребенка местах, то есть в школе, семье или ближайшем окружении. Окружающее ребенка пространство является тем объектом, где эти проблемы как проявляются, так и генерируются. Дети стоят как бы в перекрестье семьи и окружающего общества, настоящего и будущего, успеха и неудачи. Все это играет решающую роль в их интеграции в новую социокультурную среду.

Результаты исследований Й. Баруди свидетельствуют о том, что между детьми и родителями возникают конфликтные ситуации, которые обусловлены способностью детей и особенно подростков привыкать к новым обстоятельствам жизни несколько быстрее, чем взрослые.

М. Айзенбрух изучая психическое здоровье детей-беженцев и их культурное развитие, определяет отрыв от культурных ценностей прежнего места жительства как одну из форм социальной мутации семьи. Социальная ситуация, в которой оказываются подростки, способствует тому, что переживаемые ими эмоциональные состояния амбивалентны, так как для детей свойственен двойной распад эволюционной и культурной преемственностей.

С.Д. Артемов и А.Н. Розенберг были одним из первых современных представителей рассматриваемого направления, изучавших процесс адаптации человека в условиях производства с философских и социологических позиций.

С.Д. Артемов рассматривал социальную адаптацию как процесс активного усвоения молодой сменой рабочего класса исторически сложившихся материальных и духовных условий деятельности производственных коллективов.

А.М. Розенберг трактовал социальную адаптацию отчасти иначе, определив ее как сложный и внутренне противоречивый процесс приспособления личности к социальной среде предприятия, к различным структурным элементам производственной среды для выполнения определенных социальных функций в данном производственном коллективе.

А.Л. Журавлев и Б.Ф. Ломов акцентируют внимание на трудовой адаптации, то есть адаптации к условиям конкретного предприятия, особенностям организации труда и дисциплины на нем.

С.Л. Арефьев высказывает мнение о том, что профессиональную адаптацию нельзя рассматривать вне социально-психологической адаптации.

С середины XX-го века начинает оформляться направление в понимании адаптации, представители которого исходят из методологических положений о единстве личности и общества, активном характере этого взаимодействия. Это работы М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Налчаждяна, В.И. Ковалева, Н.А. Сырниковой, посвященные развитию теоретических и прикладных вопросов, вопросов, связанных с особенностями профессиональной и социально-психологической адаптации в производственной и непроизводственной сферах деятельности человека.

Реализованные в концепциях отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского и других, эти положения позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон – человека и социальной среды, где в основе единства лежит активность социальной среды и активность личности, ориентированная на познание окружающего мира и выработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившемся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости.

Интеграция рассматривается с позиций поглощения, основывающегося на трех измерениях – показателях роста культурного уровня в условиях норм и правил нового общества, личного регулирования и установленного рассеивания положения мигрантов в общественном устройстве страны въезда (подход С. Айзенштадта).

С позиции ассимиляции – слияния одного народа с другим и утрате своего языка, культуры и самосознания, принятии культуры нового общества (подход М. Гордона).

С позиции аккультурации – восприятия мигрантов полностью или частично культуры страны приема (подход Дж. Берри, Р. Боурхиса).

Классической отправной точкой в рассмотрении интеграционных стратегий, выступает программа ассимиляции, разработанная Чикагской школой, пытавшаяся соединить реальность страны, в которую иммигрируют с требованиями национально государственной однородности. Примером выступает фазовая модель Р. Тафта, который доработал созданную в 1920 году Р. Парком модель Цикла взаимосвязи рас. Таким образом Р. Тафт разработал 7 фазовую модель, которая состоит следующих частей:

– культурное обучение;

– позитивная установка по отношению к принимающему обществу;

– негативная установка по отношению к обществу происхождения;

– фаза аккомодации (приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности);

– социальная помощь принимающего общества;

– отождествление с принимающим обществом;

– принятие ценностей и норм принимающего общества.

М. Гордон идентифицирует условия, необходимые для успешного вживания в принимающее общество, например, отсутствие предрассудков и дискриминации, а также борьбы за власть и ценностных конфликтов в обществе.

На первом этапе идет культурная ассимиляция, прежде всего, изучение языков как базисная предпосылка для дальнейших шагов.

Далее происходит изменение культурных образцов, включая религию (рост культурного уровня); крупномасштабное вхождение в первичные группы общества приема (структурная ассимиляция), крупномасштабный смешанный брак (объединение); ассимиляционная идентификация; отсутствие предубеждений (ассимиляция восприятия отношения); отсутствие дискриминации (ассимиляция восприятия поведения); отсутствие конфликта с властями (гражданская ассимиляция).

С. Бочнер в 1982 году выделил 4 категории, с помощью которых можно описать стратегии и последствия межкультурного взаимодействия:

· интеграция – аккомодация собственных культурных ценностей и ценностей, норм, правил принимающего общества;

· ассимиляция – отказ от собственных культурных норм ценностей, и добровольное или вынужденное принятие норм и ценностей другой культуры, вплоть до полного отказа от собственной культурной идентификации;

· сегрегация – раздельное существование и развитие культурных групп;

· геноцид – намеренное уничтожение другой группы [2].

Интеграция требует взаимной аккомодации, под которой понимается признание обеими группами права каждой из них на существование в качестве отдельных народов. В данном случае необходимо, чтобы не доминирующие группы приняли базовые ценности большего общества, доминирующая группа должна быть готова адаптировать вои государственные институты к новым условиям так, чтобы они более соответствовали нуждам сформировавшегося многоукладного общества.

При этом Дж. Берри и М. Калин считают, что интеграция встречается только в обществах, которые уже являются разнокультурными, и в которых прослеживаются определенные психологические предпосылки. К числу таких предпосылок следует отнести: распространенное стремление к культурному разнообразию в обществе, минимальное распространение национализма, расизма, дискриминации, положительный опыт взаимоотношений между культурными группами, отождествление группами связи с доминирующим обществом.

Д. Гобель и Л. Прайс предлагают в качестве общего понятия для различных аспектов ассимиляции, интеграции или сегрегации использовать программу общественной инкорпорации мигрантов.

Общественная инкорпорация подразумевает результативный социальный процесс экономического, культурного, политического и социального присоединения мигрантов на локальном, региональном, национальном и межнациональном уровне, а также на уровне регионов происхождения и регионов прибытия.

Инкорпорация охватывает многослойный и диалектический процесс восприятия своего и чужого, в котором создаются коллективные тождества и субъективные позиции. Она предполагает успешное взаимодействие между коренными жителями и переселенцами. Рассмотрение инкорпорации данные авторы проводят, используя типологию мигрантов, с опорой на исследования С. Райхмут, А. Каглар – классический тип мигрантов, вернувшиеся мигранты, диаспора – мигранты и трансмигранты.

С. Хойг рассматривает интеграцию мигрантов с точки зрения социального капитала и ценностей контактов. В данном случае, контакты с местным населением служат социальным специфичным для страны капиталом, что при введении в общество может помочь.

Это не должно означать, что отношения с членами собственной этнической группы – социальный специфический для страны происхождения капитал – так же не может не помочь.

Но при этом следует иметь в виду, что есть опасность в том, что сильная ориентация на этническом сообществе будет затруднять процесс интеграции и приведет к процессу ухудшающейся ассимиляции.

По мнению известного исследователя проф. Л.Л. Рыбаковского, интеграция представляет собой двухсторонний процесс вхождения людей, которые совершили миграцию, в новое общество и от того насколько успешно они интегрируются в него, будет зависеть, с одной стороны. Самочувствие самого переселенца, а с другой стороны, социально-экономическая и политическая стабильность в обществе.

Шульга Н.А. определяет интеграцию как тип согласительного общественного сожительства, конструктивного сотрудничества социальных, религиозных, этнических, культурных, языковых, религиозных групп, когда они сохраняют данную качественную идентичность, свою тождественность и самобытность, каждая из них признает право на существование всех других, проявляет к ним терпимость, и в то же время все вместе они имеют общие, объединяющие их социально-политические цели, общественные интересы, институты, ценности, символы и основанную на этой общей базе совместную идентичность.

Член-корр. РАН, проф. С.В. Рязанцевым на примере Северного Кавказа были выделены факторы интеграции мигрантов и представителей этнических меньшинств в новое общество:

· продолжительность проживания на новом месте жительства;

· характер расселения иммигрантов и представителей этнических меньшинств;

· эколого-географические условия (благоприятность и привычность для мигрантов климата, условий рельефа, почвенного покрова);

· соотношение межкультурной и внутрикультурной коммуникации;

· культурно-бытовая дистанция;

· религиозная основа этнической общности;

· правовое положение мигрантов;

· доступ на рынок труда и социально-экономическое положение мигрантов.

Проф., д.с.н. Т.Н. Юдина выделяет диалоговую модель интеграции позволяющую анализировать сложные взаимодействия между иммигрантами и аборигенами, прослеживать различные стратегии интеграции на разных уровнях, учитывать ситуацию при выборе стратегии. В качестве стратегий интеграции можно выделить:

· включение – процесс взаимного признания и двухсторонней адаптации, результатом которого является общая культура с небольшим разнообразием;

· плюрализм – стратегия, применяемая в мультикультурном обществе, требует взаимного признания при принятии и создании культурного разнообразия;

· ассимиляцию – требует односторонней утраты мигрантами своей культуры и принятие норм и правил аборигенов;

· сегрегацию – принудительное отделение какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации;

· принудительную ассимиляцию – непризнание местным населением права иммигрантов на культурные отличия;

· апартеид – разрешает культурное разнообразие, но ведет к большим лишениям в правах, власти, статусе, престиже;

· этническую чистку – наиболее сильное и радикальное непринятие аборигенами групп мигрантов, вплоть до физической ликвидации, запрещение въезда в страну любых групп иммигрантов;

· маргинализацию – политика в отношении мигрантов, лишающая возможности многие группы мигрантов формировать отличительную культурную группу, так как данная культура рассматривается как второстепенная;

· индивидуализм – стратегия подтверждения разнообразия индивидов, где абориген или мигрант рассматриваются как потенциально независимые индивиды от культурной группы, поэтому они свободны в выборе норм и правил поведения [4].

Международная практика показывает, что если вопросы определения правового положения иностранных граждан относятся к компетенции государства, то вопросы интеграции, адаптации и оказание им правовой помощи во многом решаются при самом активном участии неправительственных организаций. Одним из стратегических направлений миграционной политики страны на современном этапе, по нашему мнению, должно стать совершенствование создания и развития институтов гражданского общества, при этом целесообразно перенести акценты на политику закрепления востребованных мигрантов в стране [1, с.92].

Литература

1. Волох В.А. Трансформация процессов формирования и реализации миграционной политики России. Монография. – М.: Спутник +, 2011.

2. Королёва Н.Е. Модели и стратегии межкультурной адаптации. Монография. – КГТУ, 2009.

3. Суворова В.А. Концепция государственной иммиграционной политики Российской Федерации как основа ее эффективной реализации // Власть. – 2009. – №1.

4. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. Учебное пособие. – М.: РГСУ, 2007.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.