Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧЕРЕЗ ОПТИМИЗАЦИЮ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ – К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ



[46]

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние анализа миграционной ситуации в России. Предлагаются: комплекс показателей для её изучения, научные подходы к измерению результатов, выявлению факторов, определению реальных и потенциальных последствий миграции, рекомендации по их практическому применению, направленные на профилактику и пресечение негативных последствий, и в конечном итоге – усиление позитивной роли миграции в развитии страны и обеспечение её миграционной безопасности на должном уровне.

Ключевые слова. Миграция, миграционная ситуация, миграционная безопасность, угрозы и вызовы, показатели, предельно допустимые критические (пороговые) значения.

Миграция населения, сложный по своей природе, многообразный по формам и последствиям социальный процесс, являясь одной из важнейших проблем народонаселения, подобно любому социальному феномену, вписывается не в один, а во множество контекстов безопасности (экономической, социальной, демографической и др.) Справедливости ради следует отметить, что соотнесение миграции с безопасностью явление не новое. В последней трети XX – начале XXI вв. Оно постоянно проявляется в политике, в общественном сознании, особенно в периоды масштабных войн, крупных социальных и экономических потрясений, которые приводят к массовым перемещениям населения. Однако в настоящее время в отличие от 50 видов национальной безопасности, выделенных известными экспертами, аспекты безопасности, на которые влияет миграция, аспекты миграционной безопасности пока системно не исследованы [2]. Вместе с тем, современная эпоха выдвинула ряд глобальных проблем, обусловленных миграцией населения, без оптимального решения которых, невозможно нормальное функционирование народно-хозяйственного комплекса каждого государства, мирового хозяйства в целом и благополучие развития человеческого общества.

Как показывает практика, в современный период миграции не только существенно расширяют этническую и культурную мозаику, но и обостряют этнокультурные противоречия между различными группами населения, вызывают социальную напряженность. Как правило, мигранты не стремятся к ассимиляции в странах-реципиентах, а, напротив, объединяются в группы по принципу общности и взаимовыручки, что приводит к распаду общества на ряд «меньшинств». Более того, далеко не все они признают государство, которое в этих условиях оказывается перед угрозой распада на этнические анклавы. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что мигранты предпочитают поселяться компактно. Особенно ярко подобная локализация выражена в мегаполисах. К примеру, в Москве сформировались: армянская, азербайджанская, грузинская, китайская, вьетнамская афганская национальные общины.

Концентрация отдельных этнических групп мигрантов в местах компактного проживания часто вызывает вполне обоснованные возмущения местного населения. К примеру, в Москве имеются школы, где число учащихся, приехавших из других государств, составляет до 70 процентов. Между местными учениками и приезжими нередко вспыхивают конфликты. Родители возмущаются происходящим и пытаются устроить детей в школы, в которых меньше детей-мигрантов, поскольку присутствие в классе учеников-иностранцев, слабо владеющих русским языком, негативно отражается на качестве обучения и создает определенные проблемы перед учителями.

Наибольшей злободневностью отличаются проблемы, связанные с незаконной миграцией и занятостью иммигрантов. Масштабы нелегальной миграции значительно, превышают её легальную составляющую, а скопление иммигрантов на территориях ряда трудоизбыточных регионов России создает угрозу в сфере труда и занятости в виде безработицы самих иммигрантов. Кроме того, актуализировалась проблема, казалось бы, забытого и пройденного исторического этапа – рабства и торговли людьми. Чаще всего их жертвами становятся мигранты с неурегулированным статусом. Причем, вербовкой людей для трудовой или сексуальной эксплуатации занимаются в основном не граждане России, а сами же представители тех национальных республик, чьи граждане страдают от этой торговли людьми.

Незаконное пребывание и противоправная деятельность иммигрантов в стране / регионе существенно ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организаций, политического экстремизма, обеспечения активной деятельности криминальной миграции и являются непосредственной угрозой безопасности населению, проживающему на территории России. Сюжеты о незаконных мигрантах, связанных с ними политических, социальных, экономических, и других проблем не сходят с экранов телевизоров и страниц печатных СМИ, будоража население и играя не последнюю роль в активизации национал-экстремистских движений.

Вот далее неполный перечень угроз и вызовов, прямо или косвенно связанных с миграцией населения, что актуализирует необходимость модернизации системы защиты всех жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях интенсивного иммиграционного притока. Поскольку эффективность предпринимаемых мер по упорядочению миграционных процессов, введению их в цивилизованное русло в интересах социально-экономических и геополитических интересов России, её национальной безопасности не дает желаемых результатов, представляется целесообразным рассмотреть подробнее, что делается для профилактики и противодействия негативным последствиям миграции.

Характеризуя современную систему обеспечения миграционной безопасности в РФ в целом, отметим, что она представляет собой сложный комплекс более 20 взаимодействующих институтов. Основным направлением регулирования ими миграционных процессов в РФ является обеспечение контроля над иммиграционными процессами с позиций трех взаимодополняющих аспектов, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. А именно:

1. обеспечения самих мигрантов от различного рода угроз и опасностей;

2. обеспечения интересов принимающих государств при осуществлении миграционной политики;

3. неукоснительного соблюдения миграционного законодательства РФ.

Однако проведение объективного анализа миграционной ситуации в стране затрудняют: многократное реформирование головного ведомства, ответственного за формирование и реализацию государственной миграционной политики; использование устаревших, утративших свою действенность методов и подходов, не несоответствующих специфике современных процессов, несовершенство законодательных актов. Подтверждением тому могут служить следующие факты:

· формирование научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в РФ стало возможным только на основе Концепции регулирования миграционных процессов в РФ на период до 2025 г. от 13.06.2013 г.;

· новая практика государственного регулирования миграции, вопросы распределения компетенции между федеральным центром и органами власти субъектов РФ находится в процессе становления;

· законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в оперативном совершенствовании;

· источники данных о миграции населения не дают полной картины миграционной ситуации. Комбинировать или сравнивать их данные крайне сложно, т.к. методики сбора первичной информации и её обработки не согласованы.

Информационные материалы территориальных органов ФМС России под рубрикой «Миграционная ситуация» больше напоминают отчеты о проделанной работе, реализуемые в рамках своих полномочий. В то время как политика противодействия негативно развивающимся миграционным процессам должна исходить из понимания, как последствий миграции, так и её факторов и предпосылок.

Для того, чтобы эффективно управлять миграционными процессами, в целях обеспечения миграционной безопасности России, необходимо грамотно сформулировать цели, определить направления и объемы работы по управлению миграционными потоками, обосновать затраты и спрогнозировать их результативность, опираясь на количественные и качественные ориентиры, т.е. необходимо иметь результаты квалифицированной оценки миграционной ситуации.

Учитывая, что сам термин «миграционная ситуация» в документах разного уровня нередко трактуется по-разному, что является индикатором зачастую неверного представления о данном феномене, представляется логичным уточнить его значение. В Энциклопедическом словаре слово «ситуация» (от средневекового лат. situatio – положение) трактуется как: «сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение». На наш взгляд, при анализе миграционной ситуации в РФ оно может быть использовано как: «сочетание условий и обстоятельств миграции населения, создающих определенную обстановку в России».

Кроме того, для получения достоверной информации о сочетании условий и обстоятельств миграции населения, создающих определенную обстановку в России, чрезвычайно важно иметь комплексную, унифицированную систему показателей, максимально учитывающую многогранные аспекты миграции, в отношении всех категорий мигрантов – внутренних и внешних, граждан России и иностранцев, долгосрочных (намеревающихся жить на новом месте не менее года) и краткосрочных.

Принимая во внимание все вышесказанное, для характеристики миграционной ситуации можно принять за основу комплекс показателей, предложенный учеными кафедры «Управление миграционными процессами и региональным развитием» Волохом В.А., Куценко Т.И., Суворовой В.А. в рамках научного исследования по гранту Администрации Президента РФ №УД-775д от 11 октября 2012 г.

· Показатели миграционной привлекательности страны: фактор комфортности (этнической, эколого-географической, политической, социальной и др.) Общая комфортность. Индекс; коэффициент популяционной разрешимости; территории.

· Показатели, отражающие положение мигрантов в России и граждан России за рубежом.

Социально-демографические показатели. Демографические характеристики мигрантов и местных жителей по совокупности их социальных статусов, прежде всего, по таким основаниям как: тип и состав семьи, пол, средний возраст; национальный состав семьи (моногамный / полигамный). Интеграция в местное сообщество, формирование социальных, социокультурных и психологических отношений. Состояние здоровья и возможности его поддержания. Наличие страхового медицинского полиса у членов семей мигрантов по сравнению с местными жителями. Степень интеграции мигрантов по социально-демографическим показателям (по этническому состоянию семьи, наличию браков между местными жителями и мигрантами, намерениям остаться на жительство в регионе) и по сохранению здоровья. Изменение численности населения и его возрастной структуры в стране на отчетный период.

Социальные показатели. Приток мигрантов в регионы РФ, его влияние на рынки труда, конкуренцию в сфере занятости. Уровень безработицы среди мигрантов и местного населения в различных населенных пунктах (сельских / городских). Трудоустройство по имеющейся специальности. Характер работы (временный / постоянный). Вид трудовой занятости. Вовлеченность в формальные / неформальные отношения, деятельность общественных организаций (правозащитных, национально-культурных и пр.), финансируемых из регионального или федерального бюджета. Доступ к образованию детей мигрантов и местных жителей, влияние на нагрузку на школы региона вселения мигрантов, реакция местных жителей / администрации на изменения. Социальная самоидентификация у мигрантов и местных жителей по признаку гражданства, профессиональной принадлежности, духовности, обыденности. Степень интеграции мигрантов в местное сообщество по социальным показателям. Изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности.

Экономические показатели. Расселение мигрантов по территории страны в привычное / непривычное окружение сельское / городское. Положение мигрантов и их семей на территориях вселения, частота смены места жительства. Их восприятие местным сообществом. Положение мигрантов и местных по показателю жизненного обустройства. Динамика сближения мигрантов и местных жителей по этим показателям, вероятный временной период достижения баланса. Изменения материального уровня мигрантов по новому месту жительства. Среднедушевой доход и прожиточный минимум в семьях мигрантов по сравнению с местными жителями. Включенность мигрантов в ведение личного подсобного хозяйства в процессе обустройства на новом месте. Возможности реализации своей продукции на рынках сбыта. Включенность мигрантов в предпринимательскую деятельность, инвестирование экономики региона. Уровень соответствия численности работников мигрантов потребностям региона в дополнительной рабочей силе. Вклад ИРС в валовой региональный продукт (ВРП) и производительность труда по видам экономической деятельности. Совокупный вклад работников-мигрантов в ВРП региона (млн. рублей). Вклад иностранных работников в ВРП по видам экономической деятельности (млн. рублей).

Правовые показатели. Распространенность / масштабы незаконной миграции. Принципиальные различия между прибывшими в страну мигрантами и местным населением. Доступность получения дополнительного статуса (для вынужденных мигрантов), обеспечивающих поддержку их гражданских прав. Степень интеграции мигрантов в местное сообщество по этому показателю. Численность уголовных преступлений, совершенных мигрантами и против них, в том числе по видам преступлений, и их доля в общей численности соответствующих преступлений по стране. Уровень преступности среди мигрантов (число совершенных преступлений на 1000 иностранных граждан) в сопоставлении со средним уровнем преступности в стране. Численность административных правонарушений, совершенных мигрантами, в том числе по видам правонарушений, и их доля в общей численности соответствующих правонарушений. Число нарушений трудового законодательства в отношении работников-мигрантов в сопоставлении с местными работниками.

Социокультурные показатели. Межкультурные особенности мигрантов и местного населения. Социальное взаимодействие групп мигрантов между собой, с местными жителями, администрацией, общественными организациями. Основные сферы их взаимодействия. Участие местных жителей и мигрантов в культурно-досуговых мероприятиях и традиционных религиозных праздниках. Межкультурные противоречия. Социальные технологии межкультурного взаимодействия. Характеристики социокультурных показателей. Изменения этнического и религиозного состава населения.

Социально-психологические показатели. Чувства безопасности / опасности за свою жизнь, взаимоотношения с окружающими людьми, терпимость к культурным различиям, готовность совместно с местными жителями преодолевать трудности, сотрудничать с ними, обращаться к ним за помощью. Степень интеграции мигрантов в местное сообщество по этому показателю.

Общественное мнение. Оценки отношения друг к другу мигрантов и субъектов местного сообщества (соседей, коллег по работе, сотрудников социальных учреждений, представителей органов власти, средств массовой информации и др.). Действия властей и общественности по формированию способов достижения гармонизации их интересов на межличностном и групповом уровнях. Роль национальных диаспор и организаций мигрантов в совершенствование организационных оснований их взаимодействия с местным сообществом.

Сведения общего характера. Правовое положение граждан России, проживающих / пребывающих за рубежом (студентов; лиц, приехавших с целью профобучения; различных категорий трудящихся-мигрантов; мигрантов, прибывших с целью воссоединения или создания семьи; иммигрантов (или мигрантов-поселенцев); беженцев; лиц, ищущих убежища – лиц, которым разрешено пребывание по гуманитарным соображениям).

Социальное положение русских иммигрантов за рубежом в сфере труда, имущественных, социальных вопросах, образовании и др. Структура занятости иммигрантов – до приезда в другую страну. Социально-профессиональный статус и заработная плата. Социальные и этнические взаимоотношения русских и представителей иных русскоязычных народов с жителями других стран.

Возможности защищать свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь. Доступ соотечественников к российскому информационному и культурному пространству.

Обеспечение защиты избирательных, родительских прав, выезда за пределы государства проживания и др. прав граждан Российской Федерации проживающих или находящихся за рубежами страны [4].

Авторы справедливо подчеркивают, что данная система показателей для оценки миграционной ситуации в стране, не может быть статичной и должна корректироваться по мере необходимости отражения новых и / или более значимых аспектов.

Для мониторинга миграционной ситуации в России, представляется целесообразным использование следующих методов проверки достоверности информационных источников: метод сопоставления данных; метод фильтрации данных; метод распознавания ситуации. Необходимо оговориться, что данные методы предлагаются не в виде жестких установок и шаблонов, а как направления возможного движения в процессе анализа информации. Поскольку при разных направлениях работы, имеющих свою специфику, методы анализа будут, естественно, различаться, имея при этом в своей основе общие закономерности.

В целях успешной реализации государственной миграционной политики не менее важно разработать стратегические подходы к пониманию и регулированию миграционных процессов в стране на уровне федеральной власти, с одной стороны, и самостоятельного формирования и реализации субъектами Российской Федерации миграционной политики в конкретном регионе – с другой. Это позволит создать механизмы селективной миграции, обеспечить баланс законных интересов мигрантов и постоянного населения в условиях их компактного размещения.

Опираясь на определение объема понятия «благополучный», трактуемого в толковом словаре Ожегова как: «удачный, успешный, удовлетворяющий», в контексте нынешней демографической ситуации в РФ миграционное благополучие можно рассматривать как соответствие верхним (самым лучшим) пороговым значениям показателей, для описания состояния миграционной ситуации в конкретных регионах.

Использование специфической процедуры ранжирования определенных показателей, позволит определить степень миграционного благополучия как на локальном (порайонном, областном) уровне, так и в масштабе страны.

Наиболее благополучным в миграционном отношении регионом будет считаться тот, в котором наименьшим образом выражены негативные моменты, возможные при протекании миграционных процессов – отрицательное сальдо лиц репродуктивных возрастов и трудоспособных возрастов, прирост населения пенсионного возраста, общие миграционные потери, этническая преступность… и т.д. Таким образом, предложенное понятие «миграционное благополучие» призвано послужить отправным принципом при оценке степени выраженности негативных проявлений в миграционной ситуации.

Для оценки сложившейся миграционной ситуации наиболее оптимальным является метод ранжирования. Он позволяет оценить любой процесс, характеризующийся наличием нескольких приблизительно равнозначных показателей, ни один из которых по отдельности не сможет дать достоверной картины происходящего. Поскольку для характеристики механического движения населения нет единственно объективного показателя, отражающего все стороны вопроса, то данная методика соответствует поставленной выше задаче. Суть метода ранжирования заключается в том, что для характеристики явления выбирается ряд показателей, характеризующих его самые важные, ключевые элементы. По каждому из показателей проводится ранжирование территориальных единиц региона. Чем лучше показатель – тем выше ранг. В итоге получается набор рангов. Они суммируются, и по полученной сумме выводится общий ранг по принципу: чем меньше сумма рангов, тем выше итоговое место региона среди других субъектов РФ.

Говоря о системе показателей, характеризующих миграционные процессы, необходимо отметить один важный момент. Оценивая миграционное благополучие региона необходимо ранжировать не абсолютные величины указанных выше показателей, а делать пересчет на 100 или 1000 жителей (в зависимости от людности выбранных анализируемых регионов), то есть использовать относительные данные. Это продиктовано тем, что зачастую абсолютные данные отражают совершенно необъективную картину явления.

Используя полученные итоговые ранги миграционного благополучия, позволит провести картографическое районирование региона по указанному выше параметру и наглядно отобразить миграционную ситуацию в регионе, выделить конкретные группы районов, что в свою очередь может способствовать совершенствованию мер миграционной политики в соответствии с региональными особенностями.

Следует отметить, что произвести интегральную оценку миграционной ситуации чрезвычайно трудно по причине многогранности и сложности социально-экономических процессов, прямо или косвенно обусловленных миграцией населения.

Кроме того, при анализе миграционной ситуации один и тот же факт, характеризующий определенную сторону механического движения населения, в разных условиях может трактоваться как позитивный или негативный. Так, например, прибытие трудоспособного населения в районы с трудоизбыточной ситуацией может только ухудшить положение на рынке труда, вызвать рост безработицы, увеличить нагрузку на одну вакансию и т.д. С другой стороны в трудодефицитных районах приток лиц трудоспособного возраста может решить множество экономических и прочих проблем.

Помимо этого, для получения объективных результатов оценки необходимо хорошо разбираться в тех областях и проблемах, на которые влияет миграция: демографических, экономических, социальных, и т.д., владеть методами установления и измерения связей миграционных и других явлений. Не менее важно, чтобы воздействие на те или иные условия и обстоятельства миграции населения, создающие определенную обстановку в России носило научно обоснованный характер, опиралось на математическое моделирование, вычисление и предсказание последствий принимаемых решений. В связи с этим, необходимо проводить не только систематическое измерение комплекса показателей состояния миграционной ситуации, но и определять на основе анализа их отношение к предельно критическим значениям, выявляя угрозы геополитического; демографического; экономического; социального; культурного, религиозного, эпидемиологического и др. аспектов миграционной безопасности.

Следует отметить, что метод предельно допустимых критических (пороговых) показателей изучения и конструирования объектов и их функциональных связей, давно и плодотворно используемый в различных областях научного знания, особенно в технических разработках, в общественных науках используется относительно недавно. В 1994 г. в Институте социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) была разработана шкала из 20 показателей. В 2000 г. секция экономической и социальной безопасности России одобрила перечень из 19 показателей и соответствующих пороговых значений [3], многие из которых могут использоваться для оценки миграционной ситуации. Как, например: коэффициент рождаемости, уровень смертности, естественный прирост; миграционный прирост, доля мигрантов (% к численному составу населения); уровень безработицы по методологии МОТ и др.

Характеризуя результаты измерений показателей социально-экономического состояния России по отношению к предельно допустимым критическим значениям, систематизированных С.Ю. Глазьевым и В.В. Локосовым по социальной, экономической и управленческой подсистемам, в числе наиболее изученных и хорошо интерпретируемых они выделяют демографические процессы. Предельно критическим здесь считается уровень, достижение которого делает невозможным поддержание простого воспроизводства населения.

Что касается определения критического значения доли иммигрантов в составе населения, по мнению авторов, однозначно определить их не представляется возможным, т.к. многое зависит от этнического состава иммигрантов, ассимиляционного потенциала принимающего их социума, присущей ему системы ценностей. В подобных случаях предельно допустимые критические значения могут выявляться на основе анализа имеющегося социального опыта.

Важным этапом в исследовании миграционной ситуации является оценка аналитического потенциала источников данных, предполагающая оценку качества, степень достоверности и уровень обобщения информации. На практике достоверность самого источника информации определяется уровнем поступающей от него информации. Чем выше процент подтвержденной информации (сбывшихся прогнозов, подтвержденных сообщений и т.п.), тем достовернее источник, тем выше его репутация – один из главных критериев достоверности источника информации. Немаловажным критерием достоверности является ангажированность источника информации. Естественно, чем более независим источник, тем более объективна поступающая от него информация, а значит, и более достоверна. Еще один существенный критерий – компетентность и профессионализм. Такие источники информации можно назвать объективными. Помимо объективной оценки, применяется субъективная оценка, учитывающая опыт и личное мнение. Сопоставление объективной и субъективной информации позволяет лучше разобраться в предложенной ситуации и правильно отнестись к анализируемым данным.

Основными источниками информации по миграции служат данные текущего учета, перепись населения, Центральный банк данных по учету иностранных граждан (ЦБДУИГ) и обследования населения.

Принятие правильного управленческого решения должно базироваться, как на отделении правильной информации от неправильной, так и разумном обобщении и устранении излишних деталей. Для решения стратегически важных задач и задач, имеющих долгосрочный характер непременным условием должны стать не только достоверность информации, но и использование четырех главных подходов к их изучению:

1) подхода, основанного на оценке аналитического потенциала источников данных для анализа миграционной ситуации, что предполагает оценку качества, степень достоверности и уровень обобщения информации;

2) подхода, основанного на представлении о миграции населения как о трехстадийном процессе, включающем формирование подвижности (потенциальная миграция), собственно перемещения (реальная миграция и приживаемость новоселов;

3) проблемного подхода, предполагающего вычленение ключевых миграционных проблем и выработку основных направлений миграционной политики для проблемно-однородных групп территорий;

4) поведенческий подход, который позволит включить в число регуляторов миграции наряду с объективными (условиями жизнедеятельности населения в местах выхода и вселения мигрантов), также субъективные (личностные) факторы.

Использование данных подходов к изучению миграционной ситуации позволит дать комплексную оценку современной миграционной ситуации в РФ и ее тенденции в контексте современного и ожидаемого в перспективе социально-политического, экономического, демографического развития и связанных с этим последствий с целью выработки научно-обоснованных предложений по улучшению ситуации.

Как показывает практика, эффективно управлять миграцией населения невозможно без объективного представления о системе факторов миграции, обуславливающих эти перемещения и рационального воздействия на те, из них, которые поддаются регулированию, т.н. регулируемые факторы (правовые, экономические, организационные и информационно-пропагандистские и другие).

В самом общем виде алгоритм формирования информации о миграционной ситуации может быть представлен следующим образом: 1) мониторинг – обработка данных на уровне субъекта РФ, 2) РФ – обобщение информации по стране в ФМС России. При этом целесообразно отражать результаты этих показателей на различных стадиях миграционного процесса, с учетом региональной специфики.

Подводя итог, отметим, что изменения геополитической и экономической обстановки в постсоветской России привели не только к кардинальным сдвигам в направлениях и характере миграционных потоков, но и отразились на состоянии нормативной базы, регулирующей, в том числе, процедуры учета мигрантов. В результате трансформаций произошло стремительное ухудшение качества учета миграции. Все это существенным образом затрудняет проведение объективного анализа миграционной ситуации, и как следствие обеспечение миграционной безопасности на должном уровне.

Вероятно, одному человеку вообще не под силу разобраться во всех последствиях миграции. Полноценно это мог бы сделать только большой коллектив, включающий помимо демографов еще и экономистов, географов, этнографов, статистиков, медиков и т.д. Необходимо подчеркнуть, что речь тут идет о знании последствий миграции в числе и мере, а не о «принципиальных» качественных оценках, о знании конкретном, «привязанном» к территории, времени, отраслям хозяйства, миграционным потокам, совокупностям переселенцев и т.д. Именно поэтому к анализу миграционной ситуации в стране важно привлечь людей с разной специальной подготовкой и использовать систему оценки количественных и качественных изменений, обусловленных миграцией населения [2].

Оценка миграционной ситуации, основанная на учете комплекса объективных критериев, показателей пороговых значений, превышение которых свидетельствует о возникновении угроз (рисков) общественному и политическому строю России; интенсивности, структуре, качестве иммиграционных потоков; состоянии административного регулирования, контроля и мониторинга миграционного потока; последствий, возникающих под его влиянием; роль диаспор и других неформальных объединений в интеграции / дезинтеграции иммигрантов, позволит дополнить перечень угроз миграционной безопасности, определить причины их возникновения и на их основе сформировать представление о реальных и потенциальных последствиях для страны. Это создаст добротную основу для принятия соответствующих управленческих мер на правовом; институциональном; финансовом, операциональном уровнях и оптимального обеспечения миграционной безопасности в России.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

2. Витковская Г.С. Миграция в контексте безопасности // Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия. Т.1. – М.: Спецкнига, 2013. – С.253.

3. Глазьев С.Ю. Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Вестник РАН. – 2012. – №7. – Т.82.

4. Материалы научного исследования «Миграционная ситуация в Российской Федерации: система показателей для описания и оценки» по гранту Администрации Президента РФ №УД-775д от 11 октября 2012 г.

5. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. – М.: Наука, 1975.

А.А. Ормонова

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.