Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ



[43]

Аннотация. Статья посвящена анализу иммиграционной политики Новой Зеландии с учетом доминирующей ее части – мультикультурной модели интеграции.

В статье рассмотрены основные механизмы реализации иммиграционной политики и акцентировано внимание на основном документе, способствующем успешной интеграции и адаптации мигрантов – Стратегии адаптации Новой Зеландии.

Ключевые слова. Иммиграционная политика, интеграция, адаптация, стратегия, государственное регулирование.

Новая Зеландия – развитая страна с высоким уровнем жизни и европейской культурой. Год от года города Новой Зеландии занимают ведущие позиции в мировых рейтингах по качеству жизни. Все это создает особую группу людей, которые хотят жить именно в этой стране, именно в эту страну они хотят иммигрировать.

Новая Зеландия расположена в Южном Полушарии. Столица страны – Веллингтон. Ближайший материк – Австралия. Площадь Новой Зеландии составляет 265846 кв. км. Располагается Новая Зеландия на трех островах, однако все население проживает на двух основных – Южном и Северном. 80% населения страны живут на Северном острове.

Население Новой Зеландии – 4 млн. 418 тыс. человек, большинство из которых проживает в городах. Самый крупный новозеландский город – Окленд (более миллиона жителей) [8].

Этнический состав населения довольно пёстр, но большинство занимают переселенцы из Европы и Северной Америки. 78% населения – европейцы, 12% – маори, 5% – полинезийцы, 5% – азиаты. Официальный язык – английский, маори и язык жестов.

Новая Зеландия – типичная переселенческая страна (наряду с Австралией, Канадой и США), уже два века проводящая открытую иммиграционную политику, которая направлена на привлечение квалифицированной рабочей силы. Иммигранты составляют значительную часть населения. Сначала Новая Зеландия принимала новых поселенцев в основном из Европы, однако после середины XX в. двери открылись и для иммигрантов из развивающихся стран, в основном азиатского и тихоокеанского региона.

Миграционная политика проводится Иммиграционной службой Новой Зеландии (Immigration New Zealand), входящей в состав Министерства по бизнесу, инновациям и занятости. Главной целью этой службы является содействие социальному и экономическому благосостоянию Новой Зеландии.

Новая Зеландия – единственная из стран традиционной иммиграции, где принципом государственной политики был провозглашен бикультурализм. Согласно этой модели, содержание национальной идентичности определяется опытом взаимодействия двух культур – потомков иммигрантов-европейцев и коренного народа маори. Такой курс пришел на смену политике ассимиляции и сегрегации коренного населения. Смена акцентов происходила в условиях массового переселения маори из сельской местности в города, где с 60-х годов XX века быстро росли занятость и социальная инфраструктура. Постепенное ослабление связей с бывшей метрополией, особенно после закрытия в 1975 году программ поддержки белых переселенцев из Соединенного королевства, поставило вопрос о содержании новозеландской идентичности в центр политического дискурса. Это было тем более важным, что суверенитет страны опирался на подписанный в 1840 году племенными вождями маори и Британской короной договор, который давал аборигенам определенную автономию и особые права на земли исконного проживания и их ресурсы. Значение для национальной истории этого документа, преданного ранее забвению, было пересмотрено. Он стал весомым политическим аргументом для внедрения идеи партнерства двух сообществ – европейского и коренного – как основы национальной идентичности. Это сопровождалось введением практик «позитивной дискриминации» для коренного населения, созданием сети соответствующих государственных и муниципальных институтов, масштабными социальными инициативами в сфере образования и культуры. Маори было гарантировано представительство в парламенте (семь мест).

Однако в последние годы необходимость сохранения такой квоты была поставлена под сомнение. Основанная в 2004 году Партия маори независимо от системы квотирования получила на парламентских выборах четыре из указанных семи мест и стала четвертой по влиянию в стране. В процессе реализации бикультурных инициатив градус общественной дискуссии вокруг целесообразности односторонней охранительной политики и искусственного конструирования национальной идентичности стал стремительно повышаться. Это было тем более актуальным, что за пределами двух сообществ – адресатов бикультурных практик продолжала расти численность инокультурных групп иммигрантов в первом поколении, пополнявших трудовые ресурсы динамично развивавшейся экономики. Этнический состав новозеландского населения стал более пестрым за счет выходцев из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Критики официального курса выдвигали аргументы в пользу признания значимости индивидуальных, а не групповых прав в конструировании идентичности [3].

Для Новой Зеландии иммигранты играют важную экономическую роль. Так, в соответствии со статистическими данными Иммиграционной службы Новой Зеландии, прибыль экономики страны, полученная с иностранных мигрантов, составляет более $3 млрд. в год, или $3,5 тыс. с человека, в то время как величина экономического вклада среднестатистического жителя страны не превышает отметку $1 тыс.

Таким образом, можно определить основные цели миграционной политики Новой Зеландии:

· пополнение демографических ресурсов страны, основанное на отборе иммигрантов с необходимыми характеристиками (балльная система);

· содействие экономическому развитию и инновациям посредством привлечения бизнес-мигрантов (выделение специальной бизнес-категории);

· предоставление временных разрешений на работу по специальностям, в которых ощущается нехватка трудовых ресурсов (инициативы в привлечении высококвалифицированных работников в сектор информационно-коммуникационных технологий);

· содействие воссоединению семей новозеландцев и лиц, имеющих постоянный вид на жительство (по текущим иммиграционным программам квота семейной категории составляет примерно треть от всех разрешений на въезд);

· исполнение Новой Зеландией своих обязательств как члена международного сообщества по программам приема беженцев (ежегодно статус беженца предоставляется около 700 человек);

· поддержка высокого уровня социального согласия в «бикультурном» обществе, которое становится этнически более разнородным (новозеландская иммиграционная система не носит дискриминационного характера в отношении страны приезда мигранта).

Все эти цели указывают на огромное значение миграции для развития новозеландского общества и экономики.

Что касается адаптации мигрантов в Новой Зеландии, то человек максимально быстро включается в общество, за счет действия диаспоральных общественных центров и таких организаций, как Settlement Support New Zealand [4], которая выполняет координирующие действия с местными органами власти и другими социальными учреждениями. Кроме того, для мигрантов доступны бесплатные адаптационные семинары на темы: работа, налоги, знакомство с городом, законодательство и т.д.

Также для всех иммигрантов имеющих вид на жительство в Новой Зеландии предоставляются курсы английского языка.

Толерантной обстановки в обществе удается достичь, за счет просвещения населения через СМИ, выставки, праздники (International day). Кроме того, в Новой Зеландии работает Управление по вопросам межнациональных отношений существующая в структуре комиссии по правам человека [5], которая решает все индивидуальные конфликты, возникшие по этническому признаку.

Пример существования одной из малочисленных диаспор, не принадлежащих к полинезийским народам, рассмотрено на примере российской этнической группы.

В Новой Зеландии проживает более 10 тысяч русскоязычного населения, это 0.2% от общей численности жителей государства. Большинство иммигрантов поселяется в Окленде, Веллингтоне и Крайсчёрче.

Официально в стране учреждено около десяти русских общественных организаций, занимающихся культурно-просветительской работой, решением социальных проблем, содействием в адаптации вновь прибывающим в страну. Кроме того, издаются несколько русскоязычных печатных издания, в эфир выходят три радиопрограммы, создана телефонная информационная линия. Одним из самых популярных русскоязычных Интернет-ресурсов Новой Зеландии является русский портал, который так и называется – «Новая Зеландия».

С 1995 г. здесь размещается информация о бизнесе, средствах массовой информации, недвижимости, системе образования и т.д. Один из центров объединения русских в Новой Зеландии – Русская православная церковь зарубежья со своими храмами и приходами [1].

Для русских новозеландцев характерно доминирование процессов ассимиляции, т.е. стремление раствориться, принять образ жизни, обычаи страны, в которой они приняли решение жить, растить детей. Вместе с тем в Новой Зеландии не перестают и в наше время существовать русские культурные центры.

Исследуя опыт Новой Зеландии в применении политики мультикультурализма, как стратегии интеграции мигрантов в страну, можно признать ее успешной, т.к. все этносы, проживающие на территории Новой Зеландии, мирно сосуществуют, новые иммигранты довольно легко интегрируются в общество и начинают считать себя частью «новозеландской культуры». Такого результата, по мнению авторов, удалось достичь путем применения государством своевременных механизмов, необходимых для достижения принципов модели мультикультурного общества, таких как:

· внедрение программ по адаптации иммигрантов;

· активный контакт с диаспоральными объединениями;

· возможность использования родного языка;

· обеспечение толерантных межэтнических отношений;

· упрощение процедуры предоставления гражданства;

· признание двойного гражданства;

· предоставление избирательных прав мигрантам гражданам Новой Зеландии.

В настоящее время Иммиграционной службой Новой Зеландии ведется работа по внедрению новой IT-системы для иммиграции, позволяющей в ускоренном режиме обрабатывать заявления для получения визы посредством сети Интернет в рамках Глобальной системы управления (IGMS).

Клиентам, обращающимся за визами, необходимо будет иметь свои индивидуальные счета онлайн иммиграции, которые позволят им ввести свои данные в Интернет и отслеживать дальнейшие действия. Данная система, в свою очередь также позволяет успешно влиять на процесс интеграции и адаптации мигрантов в новый социум [6].

Кроме того, интересным является и тот факт, что в Новой Зеландии имеется стратегический документ New Zealand Settlement Strategy [7], позволяющий следовать определенным принципам при реализации иммиграционной политики. В настоящее время в Российской Федерации Стратегии интеграции и адаптации мигрантов не имеется, что неблагоприятно сказывается на результативности и успешности данного процесса.

Так, например, в Стратегии адаптации Новой Зеландии говорится о стремлении руководства урегулировать законный статус мигрантов, приезжающих из других стран, понимая, что иммиграция является важнейшим условием процветания и развития Новой Зеландии.

Основной целью данной Стратегии является создание благоприятных условий для прибывающих граждан.

Документ предполагает комплексный подход в реализации иммиграционной политики при участии всех заинтересованных органов исполнительной власти.

Стратегия направлена на регулирование процессов адаптации и интеграции мигрантов в Новой Зеландии, как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время конкуренция за высококвалифицированных граждан постоянно увеличивается, давая возможность мигрантам выбирать место своего пребывания или проживания. Именно эта конкуренция стимулирует правительства всех стран мира создавать как можно лучшие условия для адаптации и интеграции мигрантов.

Понимая такую необходимость в интеграции и адаптации иммигрантов в Новой Зеландии, была разработана эта Стратегия.

Государством был задан ориентир на будущее, понимая, что иммигранты являются необходимым элементом при формировании миграционной политики государства и успешного устойчивого экономического роста.

Преимущества иммиграции носят не только экономический оттенок, но и социальный, политический. Новые члены общества помогают взглянуть на мир с разных точек зрения, а наличие различных социальных групп помогает социуму быть более сплоченным и интересным.

Новая Зеландия является страной, направленной на иммиграцию. Иммиграция всегда была важной частью развития и процветания экономики в Новой Зеландии. Важно понимать, что мигранты вносят ценный вклад в любую многонациональную страну.

Согласно статистическим данным Иммиграционной службы Новой Зеландии один из пяти граждан Новой Зеландии родились за границей. Это говорит о том, что Новая Зеландия является частью глобальной экономики, где рабочая сила становится все более мобильной.

В Стратегии сказано, что в Новой Зеландии за последние годы происходит увеличение потоков временной миграции. Мигранты живут либо по студенческой визе, либо имея разрешение на работу. В дальнейшем они могут стать постоянными жителями страны – резидентами. Отмечается, что данная тенденция с каждым годом возрастает.

Кроме того, в Новой Зеландии весьма распространена временная / сезонная миграция. Люди приезжают работать на небольшой период (до года) по, так называемым, Сезонным программам работодателя.

Также, Новая Зеландия заключает Двусторонние договора со многими странами о предоставлении Working Holiday visa. Это способствует временной миграции. Указанные визы дают право иностранным гражданам работать на территории иного государства, заключившего Договор с Новой Зеландии, в течение года.

Интересным и актуальным в документе представляются следующие факторы, направленные на успешную интеграцию и адаптацию иммигрантов в новый социум:

– ощущение доброжелательности и терпимости;

– возможность трудоустройства;

– жилищная обустроенность;

– понимание и толерантность местных жителей.

Для реализации Стратегии разработан Национальный план действий, являющийся основным инструментом для деятельности центрального правительства. Данный План устанавливает сроки и ответственных исполнителей за реализацию каждого мероприятия.

В рамках Плана разработаны программы в сфере интеграции и адаптации мигрантов, результативность которых определяется с помощью запланированных показателей.

Положительный опыт практики применения модели интеграции в Новой Зеландии может представлять практический интерес для ее реализации в Российской Федерации.

Литература

1. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. Сборник статей / под ред. Г.Я. Тарле. – М.: ИРИ РАН, 2001. – 329 с.

2. Семененко И. Мировая экономика и международные отношения. – М., 2006. – №10. – С.58-68.

3. Семененко И. Мировая экономика и международные отношения. – М., 2006. – № 11. – С.57-71.

4. [Электр. ресурс]: http://www.arms-mrc.org.nz/.

5. [Электр. ресурс]: http://www.hrc.co.nz/.

6. [Электр. ресурс]: http://www.immigration.co.nz/.

7. [Электр. ресурс]: www.ssnz.govt.nz/publications/NZSettlementStrategy.pdf.

8. [Электр. ресурс]: http://www.vokrugsveta.ru/.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.