Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Светское художественное образование как фактор развития



любительских художественных коллективов в России (ХV111-начало ХХ в.)

В Древней Руси художественное творчество представителей основных слоев общества было схожим, т.к. осуществлялось в единых руслах: фольклорном и религиозном. Заметные различия между демократической и аристократической непрофессиональной деятельностью в сфере искусства появляются в XVIII веке благодаря реформам Петра 1.

Эти реформы послужили развитию светского искусства, отличавшегося и от фольклора, и от искусства православной церкви и ориентирующегося на западноевропейские традиции. Среди этих традиций – профессиональное обучение различным видам творчества. Педагоги-музыканты, живописцы, хореографы Европы привнесли в Россию технологию обучения творчеству. Основными носителями и проводниками светских видов и форм художественной деятельности стали представители аристократических верхов. Именно высшее сословие, а позже интеллигенция имели доступ к художественному образованию высшего качества.

В светской художественной культуре возникают новые формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.). Развивается любительское сценическое искусство – авторская и исполнительская художественная деятельность; ее предметные результаты – произведения искусства, предназначенные для публичной демонстрации.

Виды любительской деятельности:

1. Домашний театр. Русская усадьба становится очагом классической художественной культуры в русской провинции благодаря организации театров, хоров, оркестров. Среди многочисленных домашних театров XVIII века особой популярностью пользовался театр графа Петра Шереметева. В его спектаклях участвовали дети графа и гостившие в доме вельможи. В XIX веке получил известность домашний театр промышленника и мецената Саввы Мамонтова в его подмосковном имении Абрамцево. В спектаклях этого театра принимал участие юный Костя Алексеев – в будущем создатель МХАТа, К.С. Станиславский.

2. Салонное искусство. Самым известным в Москве был салон княгини Зинаиды Волконской. Его посещали Пушкин, Языков, Алябьев, Верстовский и многие другие известные люди России. В салоне знатные гости, для которых выступление на публичной сцене считалось неприличным, могли продемонстрировать свои художественные таланты.

3. Создание и художественное руководство крепостными художественными коллективами. Аристократы занимались организационной, художественно-педагогической и художественно-творческой деятельностью. Они нередко сами выступали с крепостными коллективами (князь Долгорукий исполнял в своем театре комические роли, а также сочинял комедии и оперы), участвовали в режиссуре спектаклей, влияли на содержание и уровень художественно-творческого процесса. Граф Шереметев организовал в своем имении Останкино один лучших театров в России. Музыканты Останкинского театра составляли один из первых российских полных симфонических оркестров. Хоровой капеллой театра руководил С.А. Дегтярев – крепостной музыкант, замечательный композитор XVIII - XIX вв. Педагогическая деятельность владельцев крепостных театров заключалась обычно в обучении актеров художественным умениям и навыкам.

Наряду с произведениями западного искусства на крепостной сцене воспроизводились традиционные фольклорные праздники. Например, ежегодно в саду графа А.К. Разумовского устраивали т.н. театральный сенокос.

4. Сценические любительские коллективы, ориентированные на публичные выступления перед широкой аудиторией. В Ярославле купец-заводчик Федор Волков организовал любительскую труппу. Это был первый в России провинциальный публичный театр с русскими актерами, художниками, музыкантами, с репертуаром, в состав которого входило немало русских пьес. Театр Ф.Г. Волков стал основой создания в Петербурге в 1756 году Первого профессионального русского публичного театра.

В роли организаторов любительских коллективов выступали и офицеры. Так, в 1882 году офицер И. Щеглов организовал в одной из военных крепостей солдатский театр. Не осталась в стороне от этого движения и техническая интеллигенция. Инженеры, фабриканты и члены их семей участвовали в создании и деятельности фабричных театров, массовое открытие которых началось в середине 80-х годов XIX века. В 1888 году на золототканой фабрике в Москве по инициативе управляющего фабрикой К.С. Алексеева (Станиславского) были организованы драматический кружок, хор и духовой оркестр из рабочих и служащих. На Пречистинских рабочих курсах, открытых в 1897 году, были организованы хоровая капелла, театральный коллектив, изостудия.

Сельская интеллигенция также много сил отдавала просветительской деятельности. Например, в 1895 году в селе Никольском Воронежской губернии по инициативе и на средства местного врача Соколова и его жены был организован крестьянский театр.

Любительским был по началу Великорусский оркестр народных инструментов В.В. Андреева, также как и инструментальные ансамбли Белобородова, Смоленского, народный хор крестьян под руководством ученого-этнографа М.Е. Пятницкого. Их деятельность была направлена на популяризацию народной инструментальной музыки и песни среди широких общественных кругов. Развивалось и академическое исполнительство: хоры А.Я. Ломакина, В.А. Булычева и других исполняли произведения русских и зарубежных композиторов.

5. Любительские коллективы при учебных заведениях. Театральный и хореографический коллективы существовали в XVIII веке при Кадетском корпусе. Силами учащихся там ставились трагедии Вольтера, пьесы А.П. Сумарокова и т.п. Также при университетах, при Горном институте, при Училище правоведения и других учебных заведениях открывались музыкальные отделения, где преподавались скрипка, виолончель, сольное пение, теория музыки, сольфеджио, хоровое пение. В первой половине XIX века начал работу симфонический любительский оркестр Московского университета.

Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло становление системы светского художественного образования. Одно из первых учебных заведений в этой системе – театральное училище, основанное в 1738 году в Петербурге. В 1757 году в России была основана Академия художеств – высшее государственное учреждение, руководившее всей художественной жизнью страны. В 1764 году при Академии учреждают музыкальные классы. В середине XIX века открываются первые консерватории (в 1862 г. – Петербургская, в 1868 г. - Московская). Профессиональные деятели искусства руководили и любительскими коллективами.. В частности, в домашнем театре князя Волконского роль режиссера и постановщика выполнял профессиональный актер П.А. Плавильщиков. Он же обучал любителей основам актерского мастерства. В 1876 году композитор А.Д. Кастальский организовал в г. Козлове хор рабочих железнодорожных мастерских.

Вклад в развитие любительства внесли представители интеллигенции, открывавшие по собственной инициативе, а нередко и на свои средства различные классы, курсы и художественные школы для простого народа. Так, в 1820 году художник А.Г. Венецианов открыл частную школу для малообеспеченных, но талантливых художников. Его методика обучения была направлена на раскрытие индивидуальности каждого обучающегося и не совпадала с академической. В 1861 году М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали Бесплатную музыкальную школу. Это было учебно-просветительное и концертное учреждение. Курсы регентов, организованные в Перми А.Д. Городцовым, также сочетали обучение и художественно-творческую деятельность.

В последней трети XVIII века в России появляются художественные общества, объединявшие профессионалов и любителей: Музыкальный клуб и Новое музыкальное общество. В числе организаторов - барон П.Г. Демидов; среди членов, количество которых доходило до 600, - граф В.Н. Головин, граф А.С. Строганов, композитор Д.С. Бортнянский, писатель Д.И. Фонвизин. В 1859 году в Петербурге появляется Русское музыкальное общество, учредившее общедоступные музыкальные классы, а в 1878 году в Москве – Русское хоровое общество. На рубеже XIX-XХ веков в Павлодаре появилось Общество любителей драматического и музыкального искусства, а в Нижнем Новгороде – курсы художников для рабочих. Существовали также Московское общество любителей игры на народных инструментах, Общество содействия внешкольному образованию.

Заметный след в истории музыки оставил Музыкально-драматический кружок любителей, созданный офицером В.В. Карминым, графом А.В. Соллогубом и графом А.Д. Нессельроде. Кружок осуществил первые в Санкт-Петербурге постановки русских опер: "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (1882), "Хованщина" М.П. Мусоргского (1886) и др.

В 1909 году создается Комиссия содействия сельскому театру. Ее возглавлял художник В.Д. Поленов. Комиссия занималась анализом развития любительских театров в народной среде, оказывала творческую, методическую помощь.

В развитие искусства вкладывали средства меценаты, оказывали материальную поддержку как профессиональным, так и любительским художественным коллективам. Савва Мамонтов основал в 1885 году в Москве первую русскую частную оперу. Много сделали для развития отечественного изобразительного искусства купцы П.М. и С.М. Третьяковы. Этнографическими исследованиями занимались князь В.Н. Тенишев и его жена, открывшая в усадьбе Талашкино художественные мастерские, этнографический музей.

Таким образом, в этот период возникают новые, отличающиеся от фольклорных и религиозных, формы массового художественного просвещения и воспитания. На этом этапе среди организаторов и руководителей художественных коллективов появляются представители аристократии, получившие прекрасное домашнее художественное образование. Благодаря деятельности выпускников учреждений светского художественного образования повышается уровень коллективов, появляется новый тип любительского коллектива, приближенный к профессиональному.

Большую роль в широком развитии любительских художественных коллективов и других общедоступных форм художественно-творческой деятельности сыграли различные общества (музыкальные, театральные и другие), народные университеты и консерваторий, Бесплатная музыкальная школа.

 

Литература

1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности : Учебное пособие. - М., 1992. - с. 41-56.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.