Александр Дмитриевич Городцов (1857-1918)– один из ярких деятелей музыкальной культуры Урала рубежа XIX-XX веков. Музыкант, просветитель, педагог, он оставил заметный след в культурной жизни нашего края.
В декабре 1897 года Городцов вступил в должность руководителя народнопевческим делом при Пермской губернском комитете Попечительства о народной трезвости. Этот особый вид попечительства существовал в России с конца XIX века и субсидировался казной. Цель его деятельности – «борьба с пьянством, устройство народных чтений, развлечений, чайных и т.д.» (1). В Пермском комитете Попечительства, по совету тогдашнего губернатора П.Г. Погодина, решили организовать хоровые коллективы в городах, крупных заводах, в селах и деревнях. Руководителем народнопевческого дела в феврале 1896 года был приглашен солист Пермской оперы Александр Дмитриевич Городцов.
Выбор не был случайным. Александр Дмитриевич с детских лет увлекался пением. Родившись в семье священника, сначала пел на клиросе, затем окончил Рязанскую духовную семинарию. Поступив в Московский университет, не оставил занятия пением. В конце 90-х годов Городцов оказался перед выбором – остаться присяжным поверенным или стать оперным певцом. В 1888 году решение было принято, и Александр Дмитриевич поступил в труппу А.А. Орлова-Соколовского. С тех пор пел в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Киева, Казани, Нижнего Новгорода, Перми, имея в репертуаре 16 оперных партий.
Перейдя на службу в Попечительство, начал свою деятельность с инспекции существующих хоров и вскоре им было «доложено о неудовлетворительности постановки в губернии церковного пения и отсутствия даже зачатков светского пения» (2). Для исправления положения Городцов организовал в Перми, а затем в Екатеринбурге бесплатные классы хорового пения. Они просуществовали два десятилетия, и за это время в них прошли обучение более полутора тысяч человек.
Развернутая А. Д. Городцовым масштабная организационная, педагогическая, методическая и концертная работа оказала разностороннее влияние на развитие хорового исполнительства на Урале и имела широкий резонанс не только в крае, но и во всей стране. Благодаря его деятельности в крае началась профессиональная подготовка регентов и учителей пения, а «вся громадная Пермская губерния …покрыта сетью народных хоров» (3).
Для руководителей хоров были организованы краткосрочные летние курсы певческой грамоты, которые проводились ежегодно с 1896 по 1918 год. За 22 года на курсах получили основы музыкально-педагогической и хормейстерской подготовки около трех тысяч человек из всех уездов губернии.
Программа занятий курсов из года в год совершенствовалась, в процессе работы накапливался опыт, отрабатывалась методика обучения. Она во многом была близка программам Регентского класса Петербургской Придворной певческой капеллы и Московского Синодального училища, в разработке которых принимали участие Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Смоленский. Эти программы объединяла общность большей части предлагаемых для изучения предметов, а также единая репертуарная политика, основанная на сочетании духовной и светской музыки, в том числе народных песен. Программа занятий включала гармонию, упражнения для развития голоса, методику обучения нотной грамоте и пению на слух и по нотам, ознакомление с певческой литературой, игру на скрипке и фисгармонии, знания по анатомии и физиологии органов речи, гигиену голоса, выразительное чтение, «ознакомление с устройством разумных развлечений для народа»(4).
Значительная часть преподавательской нагрузки ложилась на плечи А.Д. Городцова, который вел основные предметы дирижерско-хорового цикла. Также в работе пермских курсов принимали участие хоровой дирижер Н.С. Чумаков, скрипач Г.И. Ширман, пианистка А.П. Сперанская. Известный общественный деятель, врач и музыкант-любитель А.Н. Серебренников преподавал анатомию и физиологию органов речи и гигиену пения, а сын Александра Дмитриевича - Андрей - основы режиссерского дела.
Одновременно с курсами А.Д. Городцов основал в Перми нотную и музыкально-педагогическую библиотеку, которая к 1915 году насчитывала более ста тысяч изданий и была одной из крупнейших в дореволюционной России. Библиотека не только обеспечивала необходимой литературой курсистов, но и распространяла ноты и книги среди регентов и учителей.
Детальное рассмотрение педагогической практики А.Д. Городцова с позиций системности показало, что она обладала своим оригинальным набором структурных элементов. Эти элементы находились в состоянии согласованного взаимодействия, образуя систему, которая в какой-то мере предвосхитила такие современные направления общей педагогики как развивающее обучение, комплексное обучение, проблемное обучение.
Развивающее обучение подразумевает обучение на высоком уровне трудности; ведущую роль теоретических знаний; систематическую работу по развитию всех учащихся; высокий темп изучения материала; осознание важности процесса обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).
Применительно к профессиональному музыкальному образованию принципы развивающего обучения формулируются следующим образом: увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе репертуара; ускорение темпов его прохождения; увеличение меры теоретической емкости занятий; отход от пассивных репродуктивных способов деятельности в сторону развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Анализ деятельности А.Д. Городцова показал, что он уделял большое внимание развитию творческой инициативы, осознанности и осмысленности исполнения музыкальных произведений курсистами. Педагог увеличивал объем и уровень сложности репертуара за счет изучения светских произведений. В процессе работы активно использовал музыкально-теоретический анализа исполняемых произведений. Таким образом, А. Городцов на эмпирическом уровне вплотную подошел к решению задач развивающего обучения учащихся в регентском классе.
Комплексная система обучения исследует способ построения содержания образования и организацию процесса обучения на основе единого связующего звена (Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский). К принципам комплексной системы обучения относятся: интегративность как тесная связь различных видов познавательной деятельности; объединение знаний родственных наук; учет индивидуальности обучаемых путем корректировки комплекса педагогических воздействий. Требования комплексной системы в деятельности А.Д. Городцова прослеживаются прежде всего в задачах, которые решал этот педагог-музыкант (совершенствование вокально-хоровых навыков; знание элементарной теории музыки и основ гармонии; умение играть на скрипке и фисгармонии; знакомство с анатомией и физиологией органов речи; методика обучения нотной грамоте и пению на слух и по нотам; ознакомление с певческой литературой и с деятельностью лиц, «влияющих на развитие музыки в России»). Предметы на курсах изучались в тесной связи друг с другом. Так, хоровое произведение изучалось на занятиях теорией музыки, его использовали при обучении игре на музыкальном инструменте, на нем же вырабатывались практические навыки руководства хоровым коллективом, оно разбиралось с точки зрения методики преподавания пения. Вместе с тем произведения выбирались с учетом индивидуальных особенностей курсистов, исходя из их профессиональной направленности, уровня подготовки и музыкальных способностей.
Проблемное обучение, опираясь на закономерности психологии мышления и логику научного исследования, предусматривает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением готовых выводов науки (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Оконь). Наиболее отчетливо это проявилось, на наш взгляд, в методах обучения управлению хоровым коллективом. На начальном этапе обучения использовались объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Будучи противником механического заучивания, Городцов на занятиях обсуждал вопросы по изучаемой теме или исполняемому произведению, анализировал совместно с курсистами примеры и ситуации из реальной жизни, также организовал дирижерско-хоровую практику на учебном хоровом коллективе. В дальнейшей работе применялись проблемные методы обучения – частично-поисковый, эвристическая беседа. Развивая творческую индивидуальность и инициативу обучающихся, Городцов использовал следующие приемы: нахождение образно-поэтических аналогий между произведениями различных видов искусства; сопоставление различных исполнительских планов одного хорового произведения; подбор на распевание вокально-хоровых упражнений, отражающих трудности разучиваемого произведения. Все это ставило курсистов в ситуацию проблемного выбора, поиска решения поставленной профессиональной задачи.
Деятельность Городцова поражает не столько размахом, сколько высоким качественным результатом, обусловленным не в последнюю очередь хорошей организационной основой дела, системным подходом к решению проблемы подготовки регентов и певчих, единством решения теоретических и практических задач.
Литература
1. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М., 1994. Т. 3.
2. ГАПО, ф. 67, оп. 1, д. 32, л. 16 об.–17. Уведомление пермского губернатора самарскому губернатору о деятельности Пермского попечительства о народной трезвости.
3. Городцов, А.Д. Отчет руководителя народных хоров Пермского попечительства о народной трезвости за 1913 год. - Пермь: Типо-литогр. губ. Правления, 1915. – 45 с.
4. Иванова, Т.В. А. Городцов – музыкант, просветитель, педагог // Музыка и время. – 2006. – № 12. – С. 40 - 42.