Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коллективами народного художественного творчества



Теория народного художественного творчества выделилась в самостоятельную отрасль научного знания в 80-е годы ХХ века. Прежде она разрабатывалась в рамках истории и теории культурно-просветительной работы.

Попытки научного анализа любительского искусства предпринимались уже в дореволюционное время. Первоначально любителей в России именовали дилетантами (от итальянского «dilettante» - услаждать). В то время к дилетантам относили как тех, кто занимался художественной деятельностью, не имея специальной подготовки, так и представителей высшего сословия, которым не полагалось профессионально заниматься творчеством. Так, автор гимна «Боже, царя храни» флигель-адъютант Алексей Федорович Львов не имел права участвовать в публичных концертах. Однако свой талант скрипача, композитора, дирижера он реализовывал в салонах и на вечерах, организованных музыкальными кружками.

Во второй половине XIX века началось научное осмысление проблем развития любительского художественного творчества. Начальной вехой на этом пути стали критические обзоры театральной жизни драматурга А.Н. Островского, появлявшиеся на протяжении 70-80-х годов XIX века. Проблемы развития школьного и домашнего детского театра привлекают внимание педагога и театрального деятеля Н.Н. Бахтина, попечителя Киевского учебного округа Н.И. Пирогова. Поистине уникальный вклад в разработку теоретических и практических основ любительского театра внесли театровед И.Л. Щеглов, участник Научного кружка по изучению вопросов народного театра при Московском университете Н.В. Скородумов, режиссер К.С. Станиславский. Благодаря любительской сцене в России появились будущие профессиональные режиссеры и актеры, такие как Ф.Г. Волков, И.А. Дмитриевский, Я.Д. Шумский, М.С. Щепкин, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, В.В. Лужский, А.А. Санин и многие другие.

В книге А. Карасева «Церковное пение. Руководство для организации церковных певческих хоров» (1886) дана характеристика основных типов церковных хоров в городе и на селе, из которой следует, что значительная их часть состояла из любителей. Автор отмечает, что зачастую руководство хором также велось на любительской основе. В XIX веке выпускается ряд пособий по практическому овладению церковным пением в учебных заведениях. Например, учебное руководство Н.М. Потулова, учебник пения А. Рожнова.

Большую роль в организации методической помощи руководителям коллективов в ХХ веке сыграл Всесоюзный дом народного творчества.

Его предтечей была созданная в 1909 году «Комиссия содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», куда на режиссерский съезд явились ходоки из крестьянского театра села Бурмакино Ярославской губернии во главе со своим руководителем. Комиссия выросла позднее в «Секцию содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров» при Московском обществе народных университетов. Вокруг академика живописи В.Д. Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов. На средства В.Д. Поленова и при поддержке мецената С.И. Мамонтова для этой работы был сооружен необычный особняк, торжественно открытый в 1915 году, где и развернулось, по выражению Поленова, «театральное дело на всю Россию». В Поленовском Доме располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций.

От своих предшественников советские сотрудники Дома восприняли тяготение к конкретности и наглядности методической деятельности, которая зачастую сводилась к постановке показательных спектаклей и программ и носила чисто инструктивный характер.

30-е годы – время формирования разветвленной централизованной структуры партийно-государственного управления культурой. К середине 30-х годов складывается и система головных органов и учреждений методического руководства художественной самодеятельностью. Сферы влияния четко разграничиваются: селом ведает бывший Поленовский дом, ныне - Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской (ЦДИСК), художественной самодеятельностью профсоюзов – отдел культуры ВЦСПС, армейской самодеятельностью – Центральный Дом Красной Армии им. М.В. Фрунзе.

В 1932 году при ЦДИСКе был создан научно-исследовательский институт самодеятельного искусства с аспирантурой.

В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР, и в этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. А в 1958 ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях. В Перми дом народного творчества был открыт в 1944 году, сейчас это Пермский краевой дом народного творчества.

Сотрудники ЦДНТ координировали работу государственных, профсоюзных и кооперативных культурно-просветительных учреждений по развитию художественной самодеятельности. Постепенно сложилась сеть методических служб, имеющих следующие функции:

- учебно-методические (разработка учебных планов, программ, пособий. Повышение квалификации руководителей ХСД);

- организационно-методические (работа с документацией, подготовка и проведение фестивалей, конкурсов, концертов; гранты, разработка нормативных документов). 50-е годы – Появляются первые диссертационные исследования художественной самодеятельности.

60-е годы – проводятся первые научные конференции по проблемам х.с. и ее роли в эстетическом воспитании трудящихся.

Конец 80-х – начало 90-х – активизируется научный интерес к педагогическим сторонам самодеятельного искусства, к его воспитательным возможностям. Происходит развитие научных исследований в области педагогики народного художественного творчества: комплексное исследование Московского государственного института культуры «Художественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания трудящихся» (рук. Ю.Е. Соколовский), исследования отдела народного творчества НИИ культуры Министерства культуры РФ (рук. Н.Г. Михайлова). Создаются диссертации по проблемам педагогического руководства художественной самодеятельностью (Т.И. Бакланова, А.С. Каргин, Е.И. Смирнова, и др.). Проводятся дискуссии по проблемам педагогического руководства художественной самодеятельностью в периодической печати (в журналах «Культурно-просветительная работа», «Клуб» и др.).

Предмет теории НХТ – самовоспитание, самообразование, саморазвитие и самореализация личности в целенаправленно организованной досуговой художественной деятельности.

Методологической основой теории НХТ первоначально служила философия марксизма-ленинизма. На современном этапе – труды русских философов Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, утверждавших особую ценность культуры и творчества как выражения высшей природы человека, как сверхприродный импульс.

На базе научных исследований создается нормативная документация коллектива (учебно-методические рекомендации, учебная программа, репертуарный план и др.), в ней находят отражение цели, задач педагогического руководства коллективом и пути их реализации.

Литература

1. Стрельцова Е. Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. - М., 2003.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.