Педагогический процесс в коллективе НХТ имеет свою специфику. Обусловлена она, во-первых, особенностями участников коллектива, которые нередко не имеют художественного образования, посвящают искусству лишь свой досуг, обладают разными творческими способностями и эстетическими пристрастиями.
Во-вторых, специфика любительства проявляется в определенной самостоятельности развития его видо-жанровой структуры, быстром отклике на возникающие направления художественного творчества, в полихудожественности (интеграция разных видов искусства).
К сожалению, художественное обучение отличается консерватизмом, поэтому возникает проблема приспосабливания руководителя к условиям ушедшей вперед художественной жизни.Появляется противоречие между реалиями жизни и полученными руководителем знаниями, умениями, навыками. Происходящие глубинные изменения в художественной культуре требуют от руководителя коллектива народного художественного творчества соответствия запросам современного общества.
В-третьих, необходимым условием любительства является свобода в реализации творческого потенциала личности. Но зачастую процесс взаимодействия руководителя с участником представляет собой модель, привнесенную из авторитарной педагогики, когда руководитель требует беспрекословного выполнения своих указаний, управляет поведением и деятельностью личности в ее свободное время. Специфика педагогического руководства народным художественным творчеством заключается в воздействии на личность не через прямое побуждение к действию в заданном направлении, а через создание необходимых психолого-педагогических условий для ее развития.
Из этого следует необходимость специфических подходов к педагогическому руководству художественной деятельностью любителей. Оно не должно дублировать ни руководство профессиональными художественными коллективами, ни свойственные только фольклору механизмы народной педагогики.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого. Основой педагогического процесса в коллективе НХТ выступают художественно-образовательная и художественно-воспитательная деятельности. Педагогический процесс в коллективе НХТ создается руководителем и имеет следующую структуру: цель – задачи - принципы – содержание – методы – формы обучения – формы педагогического контроля – результат обучения.
Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся руководитель и участники коллектива. Глобальная цель педагогического процесса - духовно-нравственное возвышение личности.
Задачи.
1. Формирование и развитие знаний об истории, теории искусства, о реальных процессах современной художественной практики.
2. Овладение технологией художественной деятельности.
Однако судить о художественной культуре личности только по имеющимся у нее знаниям, умениям и навыкам невозможно. Если же они приобретают личностную окраску, вплетаются в духовный мир личности и влияют на ее отношение к искусству, к художественной культуре общества, то можно говорить об успешной художественно-воспитательной деятельности в коллективе. Основу такой деятельности составляет целенаправленное использование искусства как средства воспитательного воздействия на участников, с одной стороны, и формирование у них ценностного отношения к искусству – с другой. Поэтому возникают следующие задачи:
3. Воспитание художественных потребностей и ценностного отношения к искусству.
4. Развитие художественного вкуса.
Принципы педагогического руководства – это исходные положения, определяющие содержание и направленность педагогического процесса в любительском коллективе. Они являются своеобразным мостом из теории в практику. В качестве основных принципов педагогического руководства коллективом народного художественного творчества Т.И. Бакланова выдвигает следующие:
- принцип идейно-художественного плюрализма. Этот принцип обеспечивает многообразие идейного содержания, свободу выражения и столкновение различных идей;
- принцип взаимосвязи элитарного и любительского искусства, который трактуется как требование повышения общего художественно-эстетического уровня любительского искусства путем педагогической ориентации творчества участников на наиболее высокий уровень художественной деятельности и ее предметных результатов;
- принцип преемственности художественно-исторических традиций. Преемственность проявляется в наследовании законченных художественных произведений; художественных традиций; технологий творчества. Различают преемственность абсолютную, вбирающую все ценное, непреходящее, служащее стимулом дальнейшего творческого развития, и преемственность относительную, которая, в отличие от абсолютной, избирательна по своей сути.
- принцип взаимосвязи национального и интернационального. «Истинный патриотизм, - считал академик Д.С. Лихачев, - в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой…» (4);
- принцип художественности, предполагающий развитие народного художественного творчества в соответствии с передовыми эстетическими идеалами общества.
Содержание – это часть опыта поколений, которая передается участникам коллектива для достижения поставленной цели. Содержание педагогического процесса в художественном коллективе включает знания об истории искусства, умения и навыки художественной деятельности. При построении содержания педагогического процесса необходимо учитывать как историческое развитие художественной культуры, так и ее обогащение новыми ценностями, обновление стилевой палитры и разветвление видов художественного творчества.
Специфику методов обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества определяет художественная деятельность, представляющая собой процесс взаимодействия личности с произведениями искусства. Такое взаимодействие осуществляется посредством художественных образов, на эмоциональной основе.
Методы художественно-образовательной работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, игра, метод эмоциональной подачи материала, показ, метод художественно-образных ассоциаций, упражнение; встречи с деятелями искусства и др.
Методы художественно-воспитательной работы: беседа, рассказ; посещение концертов, спектаклей, выставок; обсуждение произведений искусства; разработка декораций и костюмов, знакомство со СМИ, посвященных искусству, сайтов в Интернете и др.
Форма педагогического процесса – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Формы педагогического процесса отражают специфику художественной деятельности: индивидуальные или групповые занятия искусством (репетиции, тренинги и т.д.).
Формы педагогического контроля: концерты, спектакли, выставки, мастер-классы, прослушивания, сдачи партий и т.д.
Результатом педагогически целесообразной художественной деятельности должны стать:
- повысившийся уровень художественной культуры личности участника коллектива;
- активная художественно-познавательная и художественно-творческая деятельность участников как в рамках коллектива, так и в свободное от занятий время.
Педагогическое воздействие руководителя на участника является суммой одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов, которые приводят к потребности саморазвития участника и последовательно преобразуют его в субъект социально-культурного творчества.
Литература
1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности : Учебное пособие. - М., 1992. - с. 115-130.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2001. – 304 с.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2000. – 176 с.
4. Лихачев, Д.С. Заметки о русском // Новый мир, 1980. - № 3. – с. 37.