Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В коллективе народного творчества



Педагогический процесс в коллективе НХТ имеет свою специфику. Обусловлена она, во-первых, особенностями участников коллектива, которые нередко не имеют художественного образования, посвящают искусству лишь свой досуг, обладают разными творческими способностями и эстетическими пристрастиями.

Во-вторых, специфика любительства проявляется в определенной самостоятельности развития его видо-жанровой структуры, быстром отклике на возникающие направления художественного творчества, в полихудожественности (интеграция разных видов искусства).

К сожалению, художественное обучение отличается консерватизмом, поэтому возникает проблема приспосабливания руководителя к условиям ушедшей вперед художественной жизни.Появляется противоречие между реалиями жизни и полученными руководителем знаниями, умениями, навыками. Происходящие глубинные изменения в художественной культуре требуют от руководителя коллектива народного художественного творчества соответствия запросам современного общества.

В-третьих, необходимым условием любительства является свобода в реализации творческого потенциала личности. Но зачастую процесс взаимодействия руководителя с участником представляет собой модель, привнесенную из авторитарной педагогики, когда руководитель требует беспрекословного выполнения своих указаний, управляет поведением и деятельностью личности в ее свободное время. Специфика педагогического руководства народным художественным творчеством заключается в воздействии на личность не через прямое побуждение к действию в заданном направлении, а через создание необходимых психолого-педагогических условий для ее развития.

Из этого следует необходимость специфических подходов к педагогическому руководству художественной деятельностью любителей. Оно не должно дублировать ни руководство профессиональными художественными коллективами, ни свойственные только фольклору механизмы народной педагогики.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого. Основой педагогического процесса в коллективе НХТ выступают художественно-образовательная и художественно-воспитательная деятельности. Педагогический процесс в коллективе НХТ создается руководителем и имеет следующую структуру: цель – задачи - принципы – содержание – методы – формы обучения – формы педагогического контроля – результат обучения.

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся руководитель и участники коллектива. Глобальная цель педагогического процесса - духовно-нравственное возвышение личности.

Задачи.

1. Формирование и развитие знаний об истории, теории искусства, о реальных процессах современной художественной практики.

2. Овладение технологией художественной деятельности.

Однако судить о художественной культуре личности только по имеющимся у нее знаниям, умениям и навыкам невозможно. Если же они приобретают личностную окраску, вплетаются в духовный мир личности и влияют на ее отношение к искусству, к художественной культуре общества, то можно говорить об успешной художественно-воспитательной деятельности в коллективе. Основу такой деятельности составляет целенаправленное использование искусства как средства воспитательного воздействия на участников, с одной стороны, и формирование у них ценностного отношения к искусству – с другой. Поэтому возникают следующие задачи:

3. Воспитание художественных потребностей и ценностного отношения к искусству.

4. Развитие художественного вкуса.

Принципы педагогического руководства – это исходные положения, определяющие содержание и направленность педагогического процесса в любительском коллективе. Они являются своеобразным мостом из теории в практику. В качестве основных принципов педагогического руководства коллективом народного художественного творчества Т.И. Бакланова выдвигает следующие:

- принцип идейно-художественного плюрализма. Этот принцип обеспечивает многообразие идейного содержания, свободу выражения и столкновение различных идей;

- принцип взаимосвязи элитарного и любительского искусства, который трактуется как требование повышения общего художественно-эстетического уровня любительского искусства путем педагогической ориентации творчества участников на наиболее высокий уровень художественной деятельности и ее предметных результатов;

- принцип преемственности художественно-исторических традиций. Преемственность проявляется в наследовании законченных художественных произведений; художественных традиций; технологий творчества. Различают преемственность абсолютную, вбирающую все ценное, непреходящее, служащее стимулом дальнейшего творческого развития, и преемственность относительную, которая, в отличие от абсолютной, избирательна по своей сути.

- принцип взаимосвязи национального и интернационального. «Истинный патриотизм, - считал академик Д.С. Лихачев, - в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой…» (4);

- принцип художественности, предполагающий развитие народного художественного творчества в соответствии с передовыми эстетическими идеалами общества.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается участникам коллектива для достижения поставленной цели. Содержание педагогического процесса в художественном коллективе включает знания об истории искусства, умения и навыки художественной деятельности. При построении содержания педагогического процесса необходимо учитывать как историческое развитие художественной культуры, так и ее обогащение новыми ценностями, обновление стилевой палитры и разветвление видов художественного творчества.

Специфику методов обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества определяет художественная деятельность, представляющая собой процесс взаимодействия личности с произведениями искусства. Такое взаимодействие осуществляется посредством художественных образов, на эмоциональной основе.

Методы художественно-образовательной работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, игра, метод эмоциональной подачи материала, показ, метод художественно-образных ассоциаций, упражнение; встречи с деятелями искусства и др.

Методы художественно-воспитательной работы: беседа, рассказ; посещение концертов, спектаклей, выставок; обсуждение произведений искусства; разработка декораций и костюмов, знакомство со СМИ, посвященных искусству, сайтов в Интернете и др.

Форма педагогического процесса – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Формы педагогического процесса отражают специфику художественной деятельности: индивидуальные или групповые занятия искусством (репетиции, тренинги и т.д.).

Формы педагогического контроля: концерты, спектакли, выставки, мастер-классы, прослушивания, сдачи партий и т.д.

Результатом педагогически целесообразной художественной деятельности должны стать:

- повысившийся уровень художественной культуры личности участника коллектива;

- активная художественно-познавательная и художественно-творческая деятельность участников как в рамках коллектива, так и в свободное от занятий время.

Педагогическое воздействие руководителя на участника является суммой одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов, которые приводят к потребности саморазвития участника и последовательно преобразуют его в субъект социально-культурного творчества.

Литература

1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности : Учебное пособие. - М., 1992. - с. 115-130.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2001. – 304 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2000. – 176 с.

4. Лихачев, Д.С. Заметки о русском // Новый мир, 1980. - № 3. – с. 37.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.