Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность и структура педагогики народного художественного творчества



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Теоретико-методические основы педагогики народного художественного творчества

1.Сущность и структура педагогики народного художественного творчества

2. Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества

3. Классификация коллективов народного художественного творчества

4. Становление и развитие системы научно-методического руководства коллективами народного художественного творчества.

5. Руководитель коллектива народного художественного творчества

Раздел 2. Исторические основы педагогики народного художественного творчества

6. Истоки педагогики народного художественного творчества

7. Роль религиозного воспитания в развитии народного художественного творчества

8. Становление любительского художественного творчества в России (до 1917 года)

9. Художественное творчество служащих Строгановского региона

10. Любительские формы художественного творчества в Прикамье XIX – начала XX вв.

11. А. Городцов – музыкант, просветитель, педагог

12. Художник-просветитель П. Субботин-Пермяк

 

Сущность и структура педагогики народного художественного творчества

Педагогика народного художественного творчества является новой отраслью педагогической науки. Зародившись в рамках истории и теории культурно-просветительной работы, она выделяется в самостоятельную отрасль научного знания в конце ХХ века.

В процессе исторического развития народное художественное творчество приобретало различные формы. Эти формы обладали разными механизмами передачи и освоения художественных традиций, практических умений и навыков.

Первой «единой формой художественного сознания народа… был фольклор» (3, с. 21). В фольклоре механизмом передачи выступает этнопедагогика - теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа. Позжеодним из источников развития народного художественного творчества стало религиозное искусство. Вместе с христианством на Руси появляются иконописные и певческие школы, возникают новые механизмы передачи художественного опыта, связанные с появлением письменности. Но достижение высокого исполнительского уровня не было самоцелью в народной и православной педагогике, главным было нравственное воспитание и постоянное духовное самосовершенствование творцов.

В XVIII в. в России под влиянием западноевропейского искусства активно развивается новая форма художественного творчества – любительство. В его становлении большую роль сыграла профессиональная педагогика, привнесенная мастерами различных видов искусств. Появившаяся в Советской России самодеятельность рассматривалась как средство просвещения трудящихся масс, воспитания их в духе идей коммунизма.

С развитием НХТ формируется педагогика народного художественного творчества - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного художественного творчества.

Народное художественное творчество – неспециализированная коллективная или индивидуальная деятельность людей в различных сферах художественной культуры общества. Это часть художественной культуры, взаимосвязанная с формами общего и специального художественного образования, пропаганды искусства и художественной критики, с системой управления и научно-методического обеспечения народного художественного творчества.

Предметомпедагогики НХТ являетсяпроцесс воспитания, обучения и развития личности в условиях досуга средствами искусства.

Основные компоненты педагогики НХТ:

-теоретические основы педагогики народного художественного творчества;

-история педагогики народного художественного творчества;

-методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества.

Среди задачпедагогики НХТ можно выделить следующие:

1. Изучение исторических форм художественно-педагогической деятельности в среде непрофессионального искусства, отраженных в этнопедагогике, в религиозном и светском воспитании, в педагогике художественной самодеятельности.

2. Выявление закономерностей воспитания, образования и развития личности в коллективе НХТ.

3. Разработка специфических форм, методов, принципов художественно-педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества.

4. Исследование педагогического потенциала различных видов искусства (музыкального, театрального, хореографического и др.), создание авторских методик художественного воспитания и обучения любителей в конкретных видах искусства.

5. Выявление роли художественной деятельности любителей как средства их самопознания, самовыражения, самореализации и самооценки.

Педагогика НХТ развивается во взаимодействии с целым рядом наук: историей, социологией, психологией, культурологией, искусствоведением, этнопедагогикой, теорией коммуникации и др.

1. История народного художественного творчества выявляет исторические предпосылки, основные исторические этапы становления и развития неспециализированного художественного творчества, их специфику в различных регионах страны и за рубежом.

2. Социология народного художественного творчества призвана изучать реальное состояние и тенденции развития НХТ. На основе социологических исследований выявляются художественные потребности, интересы, вкусы различных групп населения, занимающихся художественным творчеством; состояние учебно-воспитательной работы в коллективах; особенности кадрового состава руководителей любительской деятельностью населения, их отношение к своей профессии и т.д. Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам приводит к глубоким противоречиям в культурной политике.

3. Психология народного художественного творчества раскрывает психологические основы творческой деятельности любителей искусства и особенности восприятия результатов такой деятельности. Социально-психологическая теория изучает проблемы возникновения и развития различных любительских групп, их типологию, межличностное взаимодействия участников, соотношение неформального лидерства и официального руководства в коллективе, мотивацию участников неспециализированного художественного процесса.

4. Развитие культурологии и социальной практики утверждает в общественном сознании понимание культуры досуга как интегрального качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время. Данное качество реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих творческих сил.

5. История и теория любительского искусства складывается на стыке теории народного художественного творчества с искусствоведением. Изучает творчество самодеятельных авторов и исполнителей. Анализирует основные направления, течения, творческие школы, сложившиеся в любительской среде; их взаимосвязь с различными национальными и историческими художественными традициями, с общечеловеческими художественными ценностями, с новыми направлениями в отечественной и зарубежной культуре.

6. Теория и методика организации художественных коллективов представляет собой совокупность знаний о целях, содержании, формах, уровне и тому подобных характеристиках организаторской деятельности в сфере неспециализированного художественного творчества.

Современная педагогика народного художественного творчества должна ориентироваться на все лучшее и прогрессивное, что рождается в современной педагогической теории и практике:

- гуманизация педагогического процесса; поворот от абстрактных постулатов авторитарной педагогики к новому педагогическому мышлению, основывающемуся на признании человека как высшей ценности;

- модернизация образования, предполагающая его содержательное и структурное обновление. Создание условий обучения, отвечающих актуальным и перспективным направлениям художественной культуры; формирование творческой личности, умеющей с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики, модифицировать свою деятельность в соответствии с реалиями жизни;

- реализация компетентностного подхода в образовании, формирование и развитие социально-личностных компетенций (например, готовность принимать критику, способность работать в коллективе, эрудированность и общая культура, приверженность к этическим ценностям), а также инструментальных компетенций (например, знание шедевров профессионального и народного художественного творчества, умение осуществлять анализ произведений разных видов искусства, способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).

Литература

1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. - М., 1992.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2001.

3. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. – М., 1988.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.