Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В Прикамье XIX – начала XX вв



Развитие любительских форм художественного творчества в Прикамье началось с проникновения в начале XIX века светского музицирования в семейный быт разных слоев городского и заводского населения. Пение романсов, совместная игра на музыкальных инструментах, а иногда и постановка музыкальных спектаклей с участием родственников и друзей входят, как элемент досуга, в быт семей заводовладельцев, высокопоставленных чиновников, дворян, инженеров, а затем и представителей средних городских слоев. Так, русский чиновник и писатель-мемуарист Ф.Ф. Вигель, находившийся летом 1805 года проездом в Перми, в своих воспоминаниях писал о вечере в доме пермского губернатора К.Ф. Модераха, где звучала музыка в исполнении одной из дочерей хозяина дома и «двух-трех аматеров» (3). В 1850-1860-е годы в Чермозе в доме писательницы А.А. Кирпищиковой собирались музыканты-любители, которые вместе с ее братом составляли ансамбль из нескольких скрипок, виолончели и контрабаса (2). Около ста лет центром музыкальной жизни Перми являлся дом семьи Дягилевых, где собирались музыканты-любители и профессионалы. Атмосфера любительского музицирования оставила неизгладимый след в жизни С.П. Дягилева и П.И. Чайковского, детство которых прошло на Урале.

О росте числа любителей музицирования свидетельствует появление мастерских, занимавшихся ремонтом и настройкой музыкальных инструментов. С 1880-х годов в Перми началось производство роялей, пианино и фисгармоний. В это же время в Перми работали известные скрипичные мастера - Ф.Ф. Липский и М.П. Норин.

Любительская художественная деятельность местной интеллигенции вплоть до начала ХХ века играла решающую роль в развитии всех основных сфер музыкальной культуры региона. Благодаря любителям в 1860-е годы в Пермском крае появились первые ростки общественной концертной жизни.

Развитие музыкального любительства в Перми связано с образовательной и просветительской деятельностью в крае общеобразовательных учебных заведений. В XIX веке именно они были важнейшими культурными центрами провинциального города, вокруг которых объединялись любительские и профессиональные художественные силы.

Основой музыкального обучения в учебных заведениях города Перми долгое время было хоровое пение, преимущественно церковное. В течение XIX века программа музыкального обучения постепенно расширялась, включая занятия теорией музыки и обучение игре на музыкальных инструментах. В крупнейших учебных заведениях города - духовной семинарии, мужской классической гимназии, женской Мариинской гимназии - существовали хоровые коллективы, репертуар которых составляли как церковные, так и светские произведения.

Для учебных заведений традиционными были связи с «большой» музыкальной культурой – местными и гастролировавшими музыкантами, музыкальными объединениями интеллигенции, театрами. Эти связи способствовали тому, что в учебных заведениях складывалась богатая инфраструктура образовательного процесса – художественная аура, в которой воспитывались ученики. Этому содействовали и литературно-музыкальные вечера, ставшие в последнее десятилетие XIX века регулярным явлением школьной жизни.

Для участия в городских мероприятиях свои усилия нередко объединяли несколько учебных заведений. Пермская мужская гимназия плодотворно сотрудничала с Мариинской женской гимназией, выставляя на концертные площадки смешанный хоровой коллектив, который исполнял хоры из опер Ф. Мендельсона, А.С. Даргомыжского, Р. Шумана.

Расширение круга ценителей музыки и любителей музицирования привело к созданию в середине XIX века различного рода кружков. Старейшим, наиболее крупным и плодотворно работавшим был Пермский музыкальный кружок, организованный в 1874 году. Его участники ставили своей целью знакомить публику с лучшими музыкальными произведениями русской и зарубежной музыки. Организаторами и старшинами кружка были И.П. Дягилев, дядя будущего импресарио С.П. Дягилева, и К.Ф. Сперанский. Константин Флегонтович Сперанский окончил Пермскую духовную семинарию, в 1900-е годы преподавал пение в реальном училище, руководил хором музыкального кружка. В любительских концертах принимал участие Михаил Петрович Норин – мастер по изготовлению смычковых инструментов. Иван Павлович Дягилев участвовал в любительских концертах как пианист-аккомпаниатор, виолончелист и дирижер оркестра музыкального кружка.

История пермского профессионального театра начинается в сезон 1842-1843 года, когда Пермь посетила театральная труппа антрепренера П.А. Соколова. Когда было принято решение о постройке нового каменного здания для театра, в Перми объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей. Активное участие в этой акции приняли члены музыкального кружка. Следующей яркой вехой в истории развития оперного искусства в Прикамье стал сезон 1878-1879 годов, в течение которого на сцене театра шли только оперы в исполнении труппы, возглавляемой известным деятелем отечественного театра, актером, режиссером и антрепренером П.М. Медведевым. Лучшим периодом в истории театра тех лет по праву считают годы деятельности городской театральной дирекции (1895-1900).

Благодаря поддержке местной интеллигенции наиболее талантливые музыканты края продолжали свое образование в центральных городах России. Большое участие в творческой судьбе будущего известного оперного режиссера и певца А.Я. Альтшуллера приняли пермские меломаны. Александр Яковлевич детские и юношеские годы провел в Перми, где брал уроки пения у Э.С. Кабеллы (итальянский пианист и педагог, в 1884 – 1891 годах жил в Перми, где открыл первую в городе частную музыкальную школу) и участвовал в концертах музыкального кружка. Прославленный оперный певец и педагог В.М. Луканин также начал свой путь на сцену благодаря помощи интеллигенции Соликамска. Получив образование в Пермском духовном училище, будущий профессор Ленинградской консерватории в начале ХХ века жил в Соликамске, где выступал в любительских концертах.

В конце XIXвека в крае появилось множество любительских хоровых коллективов благодаря деятельности А.Д. Городцова. Именно он, оперный певец в прошлом, стал главой народно-певческого движения, организованного в рамках мероприятий, предусмотренных Попечительством о народной трезвости по отвлечению народа от пьянства.

В начале ХХ века значительное место в городской концертной жизни заняли выступления симфонических оркестров, объединявших в своих составах профессионалов и любителей. Большой вклад в развитие концертно-симфонической культуры внесли Н.Н. Алмазов и Г.И. Ширман, возглавлявшие клубные оркестры в Перми. Распространенным явлением были также концерты в городских садах, где оркестры исполняли развлекательные музыкальные программы.

Нашла своих последователей в регионе и деятельность В.В. Андреева по возрождению и популяризации русских народных инструментов. В клубах и учебных заведениях края создавались «хоры» балалаечников и домристов. В составах таких оркестров обычно объединялись любители – мелкие служащие, учителя, выходцы из крестьянской или рабочей среды. Известность получил оркестр балалаечников в Соликамске. Среди исполняемых им произведений были обработки народных песен, а также переложения сочинений композиторов-классиков.

Итогом музыкально-просветительных устремлений деятелей культуры и местных меценатов явилось открытие в Перми в 1908 году отделений Филармонического общества и Императорского Русского Музыкального Общества и организация при этих обществах Музыкальных классов, где преподавались вокал, игра на фортепиано и скрипке, а также существовали хор и оркестр.

Таким образом, процесс формирования светской культуры протекал в течение XIXвека и завершился к началу XXвека. Характерно также, что средоточием новых культурных традиций были не только крупные города края, но и заводские поселки – центры горных округов и частных владений. На протяжении многих десятилетий главной движущей силой художественно-культурного процесса в регионе являлась местная интеллигенция, деятельность которой вылилась в музыкально-просветительское движение, активно влиявшее на распространение светских западноевропейских художественных традиций, в том числе и образовательных.

Литература

1. Беляев С.Е. Из музыкального прошлого Урала: XVIII– началоХХ века. Екатеринбург, 1999

2. Богословский П.С. Сотрудница «Современника» и «Отечественных записок» пермская писательница А.А. Кирпищикова (по случаю шестидесятилетия ее литературной деятельности) // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1926. – Вып. 2. – С. 78.

3. Майбурова, Е.П. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми // Из музыкального прошлого : сб. очерков. - М. : Музгиз, 1960. - С.72 - 125.

4. Пермский край: Старая Пермь (1723-1917): Краеведческий сб. / Сост. Т.И. Быстрых. Пермь: Пермская книга, 1992. – с. 69

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.