Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Истоки педагогики народного художественного творчества



В Древней Руси художественное творчество представителей всех основных слоев общества было схожим. Фольклорное искусство сопровождало жизнь как крестьян и ремесленников, так и представителей высших слоев общества. Искусство отражало укоренившиеся в народной культуре образы-идеалы человека, национальные образы мира, нормы, стереотипы и модели поведения, духовно-нравственные ценности и идеалы. Художественная деятельность народа была вплетена в производственную деятельность, жизнь и быт, выполняя утилитарные, прикладные функции.В древних источниках не встречается упоминаний о наличии в общинах своих певцов, танцоров, художников. Они появились на том историческом этапе, когда в обществе начался процесс разделения труда. До этого фольклор развивался исключительно на основе ситуативного включения в художественную деятельность практически любого члена общины.

Каким же образом происходила передача художественных традиций, опыта художественной деятельности, практических умений и навыков в сфере искусства? Единственным механизмом передачи была этнопедагогика.

Этнопедагогика - теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса).

Главным хранителем народно-педагогических традиций и основным воспитателем являлась семья. Она являлась той первоначальной художественной средой, в которую ребенок попадал после рождения. Первыми обращенными к детям песнями были колыбельные и потешки. Помимо чисто утилитарных и общепедагогических функций (усыпить, развлечь, способствовать развитию речи, познакомить с явлениями окружающего мира и т.п.) эти произведения имели и музыкально-воспитательное значение. Они вводили ребенка в мир простейших музыкальных образов, знакомили с музыкальным языком народных песен, пробуждали первые музыкальные чувства и закладывали основы эстетического вкуса. Семейный музыкальный быт сохранял значение важнейшего источника ярких музыкальных впечатлений как в раннем, так и в подростковом и юношеском возрасте.

Постепенно, по мере взросления детей, среда, в которой они черпали жизненный опыт, расширялась. Своеобразной школой служила повседневная жизнь с ее укладом и традициями. В общении и играх со сверстниками и ребятами постарше дети знакомились с образцами игрового и потешного фольклора и календарным репертуаром. В освоении детьми этих фольклорных произведений важная роль принадлежала наиболее знающим и опытным подросткам. Переход к следующим фазам жизненного цикла делал подрастающее поколение полноправным участником трудовой и обрядовой жизни, различных форм досуга. От взрослых переходили к молодежи репертуар и исполнительское мастерство.

К числу характерных черт народно-педагогической практики, направленной на приобщение детей и молодежи к народному искусству, относились следующие:

- освоение традиционных элементов художественной культуры в процессе совместной жизнедеятельности;

- использование основных черт народного искусства: коллективность творчества; традиционность; коммуникативность; связь с окружающим миром; совершенство языка; праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

- опора на традиционные ценности фольклора;

- изустный путь передачи и освоения этих ценностей и исполнительского опыта.

Традиционными этнопедагогическими формами приобщения личности к фольклору в Древней Руси были материнский и детский фольклор, календарные и семейно-бытовые праздники и обряды, народные игры, сказка и др.

Искусство являлось важнейшим фактором народного воспитания. В народной педагогике эмоциональное воздействие на личность через образно-игровые и художественные формы выступает основой ее общего развития и приобщения к нравственным ценностям. Поэтому народное художественное творчество можно рассматривать как уникальную систему воспитания духовно-нравственных основ личности.

В процессе совместной художественной деятельности роль педагога исполняли наиболее талантливые певцы, музыканты, танцоры, сказители. Такие люди издревле были стихийными лидерами хорового пения (запевалы), танцев (заводилы), обрядовых сценок (заправилы). Подобные руководители представлены в фольклоре доклассового общества, в крестьянском и городском фольклоре. Лидеры являлись не только хранителями и носителями народных художественных традиций, но и дополняли, развивали, обогащали их своим личностным творческим вкладом.

Скоморошество – особое явление в русском фольклоре. Искусство скоморохов функционировало часто на профессиональной основе, но обучение этому искусству носило стихийный характер и вписывалось в сферу народной педагогики. К этой сфере можно отнести:

- профессиональные формы фольклорного театра (балаганы на ярмарках, театры Петрушки, райки, вертепы и т.д.);

- лубочная живопись, основанная на традициях народного изобразительного искусства, но предназначавшаяся для продажи;

- лубочная литература – примитивные переделки рыцарских романов, авантюрных повестей, исторических сказаний и былин, жития святых, песенники;

- артели народных промыслов, в которых традиционные фольклорные сюжеты, техника изготовления передавались через механизм народной педагогики.

Таким образом, наиболее ранним истоком современной педагогики народного художественного творчества является этнопедагогика. Фольклор как искусство народного быта, основанное на национальных традициях, всегда был представлен как народными исполнителями, так и лидерами-организаторами коллективных форм художественной деятельности, осуществлявшими художественно-педагогическое руководство народным творчеством.

Литература

1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности : Учебное пособие. - М., 1992. - с. 12-23.

2. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале : два века истории (XVIII - начало XX вв.). Екатеринбург, 1998.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.