Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Строгановского региона



Значение рода Строгановых – сначала именитых людей, затем баронов и графов – в культурном пространстве Прикамского региона необычайно велико. К середине XVII века вотчина Строгановых занимает добрую половину Перми Великой и является «государством в государстве» со своими городами, монастырями, армией, налогами, судом. Тогда же в крае начинает складываться своеобразный cтрогановский регион. Данный регион включает в себя территорию, принадлежавшую Строгановым с XVI по XIX век, а также земли, отошедшие из их владений в результате продаж и династических браков, но сохранившие в той или иной степени структурное, экономическое, социальное и культурное единство с собственно строгановскими владениями (7). Вместе с территориальной и хозяйственной Строгановы вели в Прикамье и своеобразную культурную экспансию.

Носителем и проводником многих художественных традиций были служащие, выходцы из семей крепостных. Высокий уровень образования (многие окончили учебные заведения Перми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Германии, Италии), широкий кругозор, знакомство с культурными ценностями больших городов делали эту прослойку носителями довольно высокой культуры. Из крепостных Прикамья вышел ряд деятелей, прославивших не только науку и культуру края, но и русскую культуру в целом: выдающийся русский архитектор А.Н. Воронихин, академик архитектуры И.И. Свиязев, гравер академик А.А. Пищалкин, известный ученый-лесовед и историк А.Е. Теплоухов, историк Урала Ф.А. Волегов и другие.

Служащие были движущей силой культурной жизни Прикамья, а заводские поселки становились главными культурными центрами региона. Большую роль в этом процессе сыграло Ильинское училище. Из его стен вышло немало людей, связавших свою дальнейшую жизнь с занятием искусством. Среди них агроном А.Я. Россомагин, руководивший в середине XIX века музыкальной частью Очерского театра и крепостной живописец, регент, учитель музыки Семен Юшков.

Очерский театр - первый театр в Прикамье. Он появился в 1807 году благодаря инициативе строгановских служащих. Известно, что приказчик местного завода А.Ф. Прядильщиков обратился к графу А.С. Строганову с просьбой передать помещение пустующего склада под заводской театр. Разрешение было получено, и склад получил название «комедийного сарая». Основной состав актеров набирался из служащих правления, агрономов, художников, причем долгое время женские роли исполнялись мужчинами. Репертуар театра был достаточно обширен. Среди оперных спектаклей «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Сбитенщик» А. Булландта, «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского. Более 30 лет в репертуаре театра оставалась опера «Санкт-Петербургский гостиный двор» В.А. Пашкевича.

Несколько раз очерцы вывозили свои спектакли для показа в Пермь. Так, в 1821 году пермяки познакомились с водевилем А.Н. Верстовского «Бабушкин попугай», в 1847 году – с пьесами Я.Б. Княжнина «Хвастун» и «Чудак». Выручка от спектаклей, как это следует из афиш, шла на благотворительные цели: в пользу пострадавших от неурожая, в фонд Красного креста, на помощь бедным ученика и даже на создание памятника композитору М.И. Глинке в Москве.

Ильинский театр возник в 20-е годы XIX века. Первые упоминания о театре мы находим в «Дорожных записках» П.И. Мельникова-Печерского: «В самой Перми до сих пор не видывали комедий, а в Ильинском есть театр. И на нем играют не странствующие сыны Мельпомены, нет, актеры имеют в Ильинском постоянное жительство и служат «писчиками» в вотчинном правлении» (6). На сцене шли пьесы Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, водевили с музыкой и танцами. Декорации писали местные живописцы И. Власов и С. Юшков. Семен Юшков также сочинял музыку для спектаклей. Ильинские артисты часто давали благотворительные спектакли в Перми, уездных городах губернии и строгановских вотчинах.

В 1850 году по инициативе художника А.И. Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье.

Своими оперными постановками был известен театр завода Пожвы. Этот завод был основан Н.Г. Строгановым, а затем вместе с частью имения продан семье Всеволожских. В.А. Всеволожский с 184 по 1817 г. жил в Пожве и создал свой театр из крепостных. Помимо актерской труппы в театре имелись хор и оркестр. Для осуществления музыкального руководства в Пожву был приглашен композитор и скрипач Л.В. Маурер, поставивший здесь ряд специально написанных им опер (2, с. 48)

Помимо театральной, служащие Строгановского региона занималась различными видами художественной деятельности. В 1820 году в селе Ильинском и при Очерском заводе были организованы певческие хоры. В 1830-х годах в Ильинском организовали оркестр под руководством приглашенного из Чермоза учителя музыки.

Музыкальные традиции Ильинского училища не угасли и в дальнейшем. В феврале 1913 году силами учащихся Ильинского училища была осуществлена постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в переложении А.Д. Городцова. Руководил постановкой учитель пения Н.И. Шерстобитов. Опера была показана трижды и имела большой успех у публики. В общей сложности на спектаклях побывало более 700 человек. Также в Ильинском на протяжении XIX века существовали любительский театральный кружок и квартет струнных инструментов.

Таким образом, в конце XVIII века в Прикамье сформировался пласт служащих, выходцев из крепостных, которые организовывали художественные коллективы и руководили ими, занимались музыкой, живописью, театральным делом, вели активную просветительскую деятельность. Проводниками светских музыкально-театральных традиций стали театры, оркестровые и хоровые коллективы, учебные заведения строгановского региона.

Литература

1. 1. Андреев А.Р. Строгановы. М. : Белый волк-крафт, 2000.

2. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале : два века истории (XVIII - начало XX вв.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1998.

3. Казаринова Н.В. Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII – первой половины XIX века // Художственная культура Пермского края и ее связи: Материалы научной конференции. – Пермь: Пермская книга, 1992.- с. 63-66.

4. Калинина Т.А. Крепостная школа в вотчине Строгановых // Из истории демократической культуры на Урале (XVIII – нач. XIX в.) : межвуз. сб. науч. тр. – Пермь, 1986. – С. 13-18.

5. Костерина А. Б. Театральная старина Урала. Екатеринбург : Демидовский институт, 1998. — 223 с.

6. Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т. М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек"). Том 1, с. 318-327.

7. Мухин В.В. Строгановы и Урал // Сторонушка Ильинская : материалы науч.-практ. конф. – Ильинский; 1997. – С.22-26.

8. Терехин А.С. Крепостные архитекторы Прикамья // Художественная культура Пермского края и ее связи: Материалы научной конференции. – Пермь: Пермская книга, 1992.- с. 91-94.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.