Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экзистенциальное направление



 

К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизнен­ного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведе­ние до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни.

Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин existentia переводится с позднелатинского как существование. В 20-е годы ХХ века с появлением работы М. Хай­деггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и других писателей и философов были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.

Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

• человек есть целое, несводимое к сумме его частей;

• человек существует в контексте собственных человеческих проблем;

• человек способен к осознанию и способен действовать рационально;

• человек всегда имеет выбор;

• поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанные решения.

 

 

Основные понятия и положения
экзистенциального подхода

Диалог – понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу, в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: Я – ты, Я – оно. По Буберу, основное слово Я – ты порождает и утверждает мир отношений, в отличие от Я – оно, которое порождает опыт.

Опыт – понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория «опыт» соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни пятилетного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного годами старца.

Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».

Переживание – понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 году Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание – это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

Аутентичность (подлинность) – понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно – проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность по Ясперсу – бытие, не скованное и не укрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.

Самоактуализация – это понятие, по мнению одного из его создателей, А. Маслоу, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками:

1) принятием и выражением внутреннего ядра (самости), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала;

2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности).

В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.

Ценность – понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но по крайней мере его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности:когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные Я. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:

1) В-ценностибытовые ценности, ценности полноты бытия;

2) Д-ценностидепривационные ценности (ценности, возникающие от дефицита чего-либо).

Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По
А. Маслоу, В-ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и другие понятия в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом:
В-цен­ности – порождения индивида и его направленные на мир переживания, в то время как Д-ценности – требования индивида и его переживания, направленные от мира к себе.

Бытие в мире – этакатегория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает совокупность сущностных признаков и феноменологии переживаниясобственного Я как пребывающего в мире.

Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир».

Жизненный мир – понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. Жизненный мир – понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие жизненного мира не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.

Событие – скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.

Цели коррекции.Основная цель экзистенциальной коррекции – помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

Позиция психолога.Основная предпосылка психологической позиции – понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:

• полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы;

• формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам;

• помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить;

• быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента;

• быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.

Требования к клиенту и ожидания от него.В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, понять реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. Для этого в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемахжизни, таких как рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность,т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента.

Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир»

В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении – таков путь в экзистенциальной психокоррекции.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.