Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Коррекционная часть



 

Организация занятий

Занятия с группой, состоящей из 10 – 15 человек, проходят 1 раз в неделю. Длительность занятия 45 минут. Для занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.

Курс рассчитан на 10 занятий.

Методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные и подвижные игры; рисование эмоций; проигрывание этюдов.

Структура занятий

I. Разминка – помогает вызвать здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.

II. Основная часть

1. Мимическая гимнастика:

а) знакомство детей с элементами выражения эмоции (мимика, жесты, поза, походка);

б) знакомство детей со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

2. Сюжетная игра на выражение различных эмоций:

а) понимание основных эмоциональных состояний;

б) активизация эмоционального словаря детей;

в) развитие способностей к вербализации эмоционального состояния.

III. Заключительная часть (релаксация) –снятие психоэмоционального напряжения.

Для наибольшей эффективности (в дополнение к комплексу занятий) можно использовать методику «Дневник настроений», цель, которой – развитие у детей осознания собственных эмоциональных состояний и вызвавших их причин, умения подводить итог собственным переживаниям.

Младшие школьники в течение нескольких недель самостоятельно или с помощью родителей ведут дневник настроений (см. приложение).

Использование указанной методики позволяет проследить сдвиги в развитии у детей способности к анализу собственных переживаний, выделению их источника (переживания, вызванные окружающим; переживания во взаимодействии со взрослыми и сверстниками; переживания, связанные с субъективным состоянием, собственными действиями, ощущениями).

Важно, что осознание собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих не приходит к ребенку автоматически, а развивается во взаимодействии со взрослым. Поэтому комплекс занятий по развитию понимания и вербализации детьми эмоциональных состояний ориентирован на педагогическое сопровождение детей. Осуществляя педагогическое сопровождение, взрослый не руководит детьми и в то же время не оставляет их наедине с трудностями, понимая, кто из них в данный момент нуждается в его совете и участии. Ребенок действует сам, со стороны педагога необходимы актуализация, стимулирование и помощь, способствующие развитию у ребенка осознания эмоциональных состояний и умения их вербально передавать.

В основе комплекса занятий лежит ряд принципов.

1. Принцип обеспечения всестороннего гармоничного развития личности ребенка. На занятиях решаются задачи раскрытия ребенку мира его собственных переживаний и переживаний окружающих, воспитания чувств, развития воображения, самостоятельности детей, расширения их социальной компетентности, формирования эмоциональной отзывчивости.

2. Принцип доступности и учета возрастных особенностей детей. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, с учетом особенностей их интеллектуального и речевого развития.

3. Принцип систематичности и последовательности. Материал занятий строится таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала с предыдущим.

4. Принцип наглядности. Наглядный материал помогает эффективно воспринимать материал занятий.

5. Игровой принцип. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности, наряду с учебой.

6. Принцип обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Проблема эмоционального самочувствия – одна из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

 

 

Краткое содержание программы всего курса

Занятие 1(На лесной полянке)

Познакомить детей с элементами выразительных движений: жестом, позой.

Вводится понятие «настроение». Расширение представления о мимических способах выражения эмоций. Развитие понимания эмоциональных состояний «радости», «удивления», их выразительное воспроизведение. Побуждать детей высказываться об эмоциональном содержании музыки. Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 2(В гостях у сказки)

Продолжать знакомить детей с элементами выразительных движений. Развивать понимание эмоциональных состояний «печали», «удивления». Расширять эмоциональный словарь детей. Углублять понимание состояний «спокойствия», «злости», «страха», «печали», «радости» в процессе их воспроизведения в сюжетной игре. Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 3(Удивительные джунгли)

Развивать мимические и пантомимические способности детей. Умение распознавать эмоциональные состояния «страха», «злости». Упражнять детей в определении эмоционального значения фрагментов музыкальных произведений. Развивать способность к вербализации экспрес­сивных признаков и ситуации возникновения «злости», «страха», «радости», «любопытства». Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 4(Шалости Карлсона)

Развивать пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Продолжать знакомить с терминами, обозначающими эмоциональные состояния. Понимание эмоциональных состояний «любопытства», «отвращения». Развивать умение анализировать невербальные средства при воспроизведении состояний «любопытства», «отвращения», «радости». Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 5(Цирковые артисты)

Побуждать детей к двигательной импровизации. Упражнять детей в определении эмоциональных состояний по мимике, жестам, позе. Понимание эмоциональных состояний «радости», «спокойствия». Активизировать эмоциональный словарь детей. Расширять представления о состояниях «самодовольства», «страха», «радости», «удивления» в сюжетной игре. Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 6(Волшебные превращения)

Развивать пантомимические способности детей. Упражнять детей в определении настроения по описанию. Развивать понимание эмоциональных состояний «самодовольство», «радость». Продолжать знакомить детей с терминами, обозначающими эмоциональные состояния. Продолжать развивать умение анализировать невербальные средства при воспроизведении состояний «самодовольства», «печали», «спокойствия», «удивления». Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 7(Погода и настроение)

Развивать пантомимические способности детей дошкольного и младшего школьного возраста для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Упражнять детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям. Углублять понимание состояний «страха», «радости», «любопытства», «злости», «удивления», «печали». Помочь осознать, какое настроение вызывает та или иная погода. Побуждать детей высказываться об эмоциональном содержании музыки. Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 8(По страницам детских книг)

Упражнять детей в распознавании эмоциональных состояний по мимике. Углублять понимание эмоциональных состояний «злости», «радости», «грусти», «страха», «спокойствия». Активизировать эмоциональный словарь детей. Продолжать развивать интонационную выразительность речи детей. Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 9(Забавные истории)

Упражнять детей в двигательной импровизации. Развивать умение определять эмоциональные состояния по схематическим изображениям и объединять их единым сюжетом. Расширять представления детей о причинах возникновения эмоциональных состояний. Развивать понимание эмоциональных состояний «самодовольства», «удивления», «радости», «печали». Обучать детей приемам саморасслабления.

Занятие 10(Угадай настроение)

Упражнять детей в двигательной импровизации. Закреплять знания детей об основных эмоциональных состояниях. Упражнять детей в распознавании и назывании передаваемого музыкой эмоционального состояния. Развивать интонационную выразительность речи. Обучать детей приемам саморасслабления.

Заключение

По завершении программы для закрепления результатов учителю следует внимательнее относиться к потребностям и эмоциональному состоянию детей.

Непосредственно в работе с тревожными детьми учителю предлагается несколько рекомендаций.

1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Нужно повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится»; Ты это умеешь хорошо делать»). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, что завтра ты сможешь сделать лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

6. Следует развивать самостоятельность и уверенность тревожного ребенка. Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А вдруг я сделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

7. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость. Зная это, грамотный учитель спросит такого ученика не в начале и не в конце урока, а в середине, лишний раз отпустит пораньше домой, не будет торопить на контрольной работе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.