Э. Бернсоздал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, акцент в ней сделан на выявлении и определении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими. Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.
Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний Я, или эго-состояний: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Родитель – эго-состояние с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. Родитель может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). В тех условиях, когда «родительское» состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.
Ребенок – эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах. Естественный ребенок – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный ребенок – предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для адаптированного ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью адаптированного ребенка является бунтующий против родителей ребенок.
Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».
Взрослое Я-состояние – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Человек с преобладающим состоянием «Взрослого» – рациональный, объективный, способен на самое адаптивное поведение. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения.
Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.
Игра – фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость – это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами, а ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживаниями, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.
Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую – двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), а иногда игрок устраивает игру с организацией.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Поглаживания и удары – взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:
позитивными: «Вы мне симпатичны», «Какая вы милая»;
негативными: «Ты мне неприятен», «Ты сегодня плохо выглядишь»;
условными (касаются того, что человек делает, и подчеркивают результат): «Вы хорошо это сделали», «Ты бы мне больше нравился, если бы...";
безусловными (связаны с тем, кем человек является): «Вы специалист высшего класса», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»;
фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): «Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека», «Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками».
Трансакции – все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка». Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции.
Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.
Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае активизируется неподходящее эго-состояние.
Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний, сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.
Вымогательство – способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство – это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.
Запреты и ранние решения – одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из эго-состояния «Ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется ранними решениями, т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, «Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо». – «А я буду высовываться».
Жизненный сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:
• родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;
• ранние решения (ответы на родительские послания);
• игры, которые реализуют ранние решения;
• вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;
• ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.
Психологическая позиция или основная жизненная установка – совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, об окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:
1) «Я благополучен – ты благополучен»;
2) «Я неблагополучен – ты неблагополучен»;
3) «Я неблагополучен – ты благополучен»;
4) «Я благополучен – ты неблагополучен».
1. «Я благополучен – ты благополучен» – это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.
2. «Я неблагополучен – ты неблагополучен». Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь, и жизнь других людей вообще ничего не стоят.
3. «Я неблагополучен – ты благополучен». Человек снегативным образом собственного Яотягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность.
4. «Я благополучен – ты неблагополучен». Эта установка надменного превосходства. Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.
Трансактный анализ включает:
• структурный анализ – анализ структуры личности;
• анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий людей;
• анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу;
• анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
Цели коррекции.Главная цель – помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, эго-состояний и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущностькоррекции в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости, включенным в настоящие, свободные от игр взаимодействия. Конечная цель – достижение автономии личности, определение своей судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
Позиция психолога.Основная задача психолога – обеспечить необходимый инсайт. Отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. Психолог обращается к эго-состоянию «Взрослый» в клиенте, не потакает капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте.
Требования к клиенту и ожидания от него.Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.
Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей.