Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клиентцентрированный подход Роджерса



 

К. Роджерсв книге «Клиентцентрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам Роджерса, индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиентцентрированного подхода: поле опыта, самость, Я-реальное, Я-идеальное, тенденция к самоактуализации.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным Я как можно больше собственных внешних переживаний, а с другой – пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые состав­ляют его идеальное Я и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное Я может так и не достичь соответствия идеальному Я либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное Я от идеального Я. Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным Я и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным Я и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности – это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между самостью и представлением о самости, отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между самостью и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность. Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Исходя из этой позиции можно рассмотреть понятия в подходе Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: эмпатия, забота, конгруэнтность, психологический климат.

Цель коррекциисостоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его Я-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его Я, поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, – это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которым человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача – создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу.

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с установками самого психолога. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отбросив маску профессионала или какой-нибудь иной камуфляж, который мог бы разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. По мнению К. Роджерса, именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, протекающего в следующем направлении:

• клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется как по вербальным, так и по моторным каналам;

• выраженные клиентом чувства все больше относятся к Я и все реже остаются безликими;

• клиент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий (включая среду, окружающих лиц, собственное Я, переживания и отношения между ними);

• выраженные чувства клиента все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его Я-концепцией, и клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;

• клиент осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения;

• Я-концепция клиента реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать ранее искаженные и подавляемые переживания;

• по мере реорганизации Я-концепции ослабляются защиты и в нее включаются такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться;

• клиент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психолога без какого-либо чувства угрозы;

• клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку;

• источником представления о себе все в большей степени выступают собственные ощущения;

• клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значимыми другими.

Для такого коррекционного процесса характерно следующее:

• основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыслях, оценках;

• коррекционная работа ведется по принципу «здесь и теперь»;

• преимущество отдается инициативе клиента, который является главным во взаимодействии и стремится к саморазвитию, а психолог лишь направляет это стремление в нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Позиция психолога.Основное требование – быть самим собой и отказаться от попыток играть какую-либо роль. Главная профессиональная обязанность психолога – создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное – быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента – это так называемая «триада Роджерса»:

• конгруэнтность в отношениях с клиентом;

• безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;

• эмпатическое восприятие клиента.

Требования к клиенту и ожидания от него.В концепции Роджерса существуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.

В работах К. Роджерса выделяется несколько этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода.

1. Заблокированностъ внутренней коммуникации(отсутствуют Я-сообщения) или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3. Развитие процесса самораскрытияи принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

4. Формирование отношения к собственному феноменологическому мирукак к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего Я и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности,установлениесвободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения Я становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

6. Личностные изменения,открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между Я-реальным и Я-идеальным.

Основные компоненты роджерской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

Концепция Роджерса нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако есть и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционого эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.