Метод, созданный Ф. Перлзомпод влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил широкую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.
Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое Я, реализовать свои потребности, склонности – это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего Я, со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек – часть более широкого поля: организм–среда. У здоровой личности граница со средой подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» сильно искажены и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.
Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1) внутреннюю – явления и процессы, происходящие в нашем теле;
2) внешнюю – внешние события, которые отражаются сознанием;
3) среднюю – фантазии, верования, отношения.
При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».
В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:
1) интроекцию;
2) проекцию;
3) ретрофлексию;
4) дефлексию;
5) конфлуенцию.
В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское–женское, активное–пассивное, зависимость–отчужденность, рациональность–эмоциональность и т.д.
Понятие незаконченное дело – одно из центральных в гештальткоррекции, означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.
Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек – один из существенных моментов в гештальткоррекции.
В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.
Первый уровень – уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли.
Второй уровень – фобический – связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Человек боится быть тем, кем является и стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.
Третий уровень – уровень тупика и отчаяния.Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.
Четвертый уровень – имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Это слой доступа к своему подлинному Я.
Пятый уровень – эксплозия, взрыв.Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного Я. Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций.
Таким образом, гештальткоррекция – это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции.Цель гештальткоррекции – снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.
Основная цель – помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
• обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания;
• смещение локуса контроля вовнутрь;
• поощрение независимости и самодостаточности;
• обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.
Позиция психолога.В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.
Главная цельвзаимодействия с клиентом – активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.
Требования к клиенту и ожидания от него.В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавание схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.
Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.