При формулировании целей необходимо руководствоваться несколькими правилами.
Цели формулируются в позитивной форме – не как описание нежелательного поведения или личностных особенностей, которые должны быть устранены, а как содержательный ориентир для дальнейшего роста и формирования деятельности, структур личности и способностей, обеспечивающих этот процесс.
Цели должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы.
Необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективы развития личности, учитывая, что эффекты коррекции могут проявляться на протяжении достаточного длительного временнго интервала.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
• коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
• профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
• развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
1.5. Требования, предъявляемые к участникам коррекционной ситуации Профилактика синдрома сгорания
Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов.
Человек, который нуждается в психологической помощи, – клиент. Коррекционная программа имеет шанс быть эффективной для клиента при следующих условиях: существует запрос на изменение при помощи психологической коррекции, сформулированный и уточненный с помощью специалиста, основанный на анализе как можно более полного сбора информации о характере проблемы и личностных особенностях клиента, с привлечением мероприятий первичной диагностики на начальном этапе коррекции. Клиент осведомлен о целях и возможных результатах коррекции, мотивирован и готов к работе.
Немаловажную роль в этом процессе играют специальные социальные отношения между клиентом и психологом (или психологом и группой) с созданием атмосферы, наиболее благоприятствующей позитивным изменениям.
Создание такой атмосферы, а также эффективного рабочего альянса – это целиком забота специалиста – коррекционного психолога. Цель специалиста заключается не только в построении психотерапевтического раппорта с клиентом. не менее важна роль специалиста в формировании структур, мотивирующих клиента на участие в коррекционной программе от ее начала и до конца, для получения стойкого коррекционного эффекта.
К условиям эффективности коррекционного психолога можно отнести:
• хорошую подготовку и гибкость в подборе теоретических компонентов идиагностических мероприятий, которые послужат основой для формирования главных принципов коррекционной программы;
• практическое владение методами и техниками в рамках выбранных направлений с учетом при этом индивидуальных особенностей клиента или динамики внутригрупповых процессов, которые могут повлиять на ход коррекционной работы.
К субъективным факторам успешности специалиста можно отнести:
• отсутствие или проработанность собственных проблем в областях, являющихся сферой профессиональных интересов;
• эмоциональную открытость, способность свободно выражать чувства, не нарушая границ других людей;
• реалистичную оценку себя, способность отнестись к себе с юмором.
Из негативных факторов, способствующих формированию синдрома психологического выгорания специалиста (см. «Глоссарий»), можно назвать:
• вытеснение и недооценивание наличия личных проблем;
• неадекватную самооценку;
• отсутствие творческого самовыражения;
• недостаток волевых качеств;
• неудовлетворенность условиями организации трудовой деятельности;