Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды психологической коррекции



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

 

 

Учебное пособие
по курсу «Психологическая коррекция»

для студентов 4-го курса направления 030300
«Психология»

 

Новосибирск

ББК 88.492я73

П 863

 

 

Составитель: Я.А. Мазуренко, ст. препод.
кафедры педагогики и психологии

 

Рецензенты: О.В. Макаренко, канд. психол. наук, доц.
кафедры ПиП,
М.В. Сафронова, канд. психол. наук, доц.
кафедры СРиСА

 

 

Работа подготовлена на кафедре педагогики и психологии

 

 

P 863 Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Ма­зу­ренко. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2007 – 132 с.

ISBN 978-5-7782-0857-5

В учебном пособии представлены основные разделы и темы курса «Психологическая коррекция», входящего в блок специаль­ных дисциплин учебного плана по направлению 030300.62 «Психология». В книге, кроме теоретической части, приведены два примера психокоррекционных про­грамм, состав­ленных студентами в рамках изучения курса, даны список рекомендуемой литературы и глоссарий.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения, а также для практических психологов.

ББК 88.492я73

© Я.А. Мазуренко, 2007

ISBN 978-5-7782-0857-5 © Новосибирский государственный

технический университет, 2007

Введение

 

Учебное пособие адресовано студентам старших курсов, обучающихся по специальности «Психология», а также молодым специалистам-психологам, социальным педагогам и другим специалистам помогающих профессий с целью содействовать им в создании эффек­тивных, психологически грамотных программ, способствующих изме­нению эмоциональных состояний или поведения людей, обратившихся за помощью к специалисту – коррекционному психологу. Одной из основных целей этого пособия является также стремление представить психокоррекционую работу как целостную систему, где конкретные методики и технологии опираются на наиболее разработанные и авторитетные теоретические направления, востребованные на современном рынке услуг практической психологии.

Запрос на психологическую коррекцию предполагает, в первую очередь, подробный анализ собранной специалистом информации, на котором и будет впоследствии основываться вся программа коррекции. Правильно подобранные диагностические мероприятия на различных этапах психокоррекционной работы являются не менее важными, чем правильно выбранные направления психокоррекционной практики. Все это, а также знание законов психической деятельности, поможет оценить эффективность существующих программ и создавать наиболее актуальные индивидуальные и групповые программы коррекции.

Кроме обзора основных и концептуальных схем подходов, структуры и требований к составлению коррекционной программы, уделяется внимание требованиям к личностям коррекционного психолога и клиента, что обеспечивает экологичность процесса психологической коррекции для обоих.

В приложении в качестве примеров приведены коррекционные программы, разработанные студентами старших курсов специальности «Психология».

 

 

1. Психологическая коррекция,
цели и задачи
коррекционной деятельности

 

1.1. Особенности оказания психологической помощи в процессе консультирования, психотерапии и психологической коррекции

Взрослый, зрелый человек характеризуется адекватной оценкой своего поведения, событий и жизненных ситуаций, происходящих при столкновении с действительностью, какой бы она ни была. Человеку, адекватно воспринимающему происходящее с ним, свойственно также правильно оценивать свои силы и способности по преодолению самых сложных жизненных ситуаций и возможных последствий этих ситуаций. Обращение за помощью к специалисту-психологу так же важно и обязательно, как к врачу или священнику. своевременно сделав это, мы не только можем изменить точку зрения на происходящее с нами. Процесс самопознания и познания других людей, являясь основным компонентом психологической культуры, закладывает фундамент долгосрочных позитивных изменений, к числу которых относится умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

К сожалению, часто факт обращения за психологической помощью становится поводом обвинять обратившегося за помощью в «ненормальности», так как понятия психотерапия, психокоррекция, психиатрия в обыденном сознании воспринимаются как тождественные. Определим используемую терминологию.

Психологическая помощь включает в себя психологическое консультирование, психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию. Психологическую помощь могут оказывать психологи и психо­терапевты.

Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, владеющий методами оценки психических явлений и методами психологической коррекции.

Психотерапевт – специалист с высшим медицинским образованием, оказывающий психологическую помощь при решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.

Психиатрия относится к числу медицинских профессий (см. «Глоссарий»).

Ипсихологи, ипсихотерапевты специализируются по направлениям, которые являются сферой их профессиональных интересов. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, успешное завершение которых дает право применения технологий освоенного направления в практической работе.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленная на исправление психологических затруднений, нарушений или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия. Считается, что в основном психокоррекции подлежат нарушения, не имеющие органической основы.

Выделяют следующие специфические черты психологической коррекции, отличающие ее от психотерапии.

Во-первых: психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также ставящих перед собой цель личностного развития или изменения качества жизни.

Во-вторых: коррекция ориентирована на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В-третьих, психологическая коррекция чаще имеет дело с настоящим и будущим людей, обратившихся за помощью.

в-четвертых, психокоррекция обычно строится как среднесрочная процедура (в отличие от консультирования (в среднем до 15 встреч) и некоторых видов долгосрочной психотерапии).

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать нужные психологические качества.

Человека, обратившегося за психологической помощью, именуют клиентом.

Клиент – физически и психически здоровый человек с проблемами психологического или поведенческого характера, по различным причинам не способный самостоятельно справиться с ними.

В качестве коррекционного воздействиямогут выступать личность, семья или группа.

 

 

Виды психологической коррекции

 

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по следующим признакам.

1. По характеру направленностивыделяют симптоматическую и каузальную коррекцию.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная(причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

• познавательной сферы;

• личности;

• аффективно-волевой сферы;

• поведения;

• межличностных отношений;

• внутригрупповых отношений:

• детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом:

• индивидуальную;

• групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.), в открытой группе для клиентов со сходными проблемами, смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ: программизированную и импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недирективную.

6. По продолжительностиразличают коррекцию:

• сверхкороткую (сверхбыструю) – может длиться минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. эффект может быть нестойким;

• короткую – длится несколько часов или дней. применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после встреч;

• длительную – продолжается месяцы, в центре внимания – личностные проблемы, эффект развивается медленно и носит стойкий характер;

• сверхдлительную – может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Эффект развивается медленно, носит стойкий характер.

7. По масштабу решаемых задач различают несколько видов психокоррекции.

Общаякоррекция включает мероприятия, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психи­ческих свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в процессе дальнейшего развития.

В частную психокоррекцию входит набор психологических воздействий, представляющий собой психокоррекционные приемы и методики, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мы­шле­ния и саморегуляции.

Специальная психокоррекция представляет собой комплекс при­емов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой лиц одного возраста. Выбирается комплекс приемов, наиболее эффективный для достижения конкретных задач формирования или коррекции личности, отдельных ее свойств или нарушений психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации: застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверх­нормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склон­ность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д. Таким образом, специальная коррекция исправляет последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие и социализацию личности.

 

 

1.3. Основные принципы
психокоррекционной работы

Основополагающий принцип психологической коррекции – принцип единства диагностики и коррекции. Программа психологической коррекции на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины психологического диагностического обследования; в то же время самая профессиональная диагностика бессмысленна, если не сопровождается системой коррекционных меоприятий (Д.Б. Эльконин, 1989). Кроме того, диагностика предоставляет психологу всю необходимую информацию о динамике психологических или поведенческих изменений на протяжении всего коррекционного процесса.

Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития возрастной норме и определении целей коррекции необходимо учитывать не только уровень сформированности психологических новообразований и уровень развития ведущей деятельности, но и особенности социальной ситуации развития, индивидуальные особенности.

Принцип коррекции «сверху вниз», выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы, подчеркивая, что основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» и своевременное формирование психологических новообразований.

При реализации принципа «снизу вверх» в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривается упражнение и тренировка уже имеющихся психологических особенностей – вызывание заданной модели поведения и закрепление этого поведения (например, путем подкрепления).

Реализация принципа системности развития психологической деятельности обеспечивает направленность на устранение причин и источников возможных отклонений в психическом развитии. Это может быть достигнуто благодаря анализу результатов диагностических исследований. Системность анализа актуального развития осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся
иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.

Деятельностный принцип коррекции заключается в том, что коррекционное воздействие всегда активизирует деятельность, организующую основу для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекция является не только тренировкой навыков и умений, но и целостной осмысленной деятельностью, которая органично вписывается в социальную ситуацию клиента.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.