Первая стадия – поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.
Вторая стадия – вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и об их источниках.
Четвертая стадия – эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию.
Пятая стадия – забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих стадиях.
Психоанализ как психокоррекционный процесс включает следующие процедуры:
• конфронтацию;
• прояснение (кларификацию);
• интерпретацию;
• проработку.
Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа.
Кларификация состоит в четкой фокусировке значимых деталей.
Интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные.
Проработка включает комплекс процедур и процессов, которые необходимо осуществить после инсайта. Это наиболее трудоемкая часть психоаналитической работы, так как требуется много времени и усилий для преодоления сопротивления, которое выступает помехой на пути преобразования личности.
Наиболее важна из этих процедур интерпретация, все остальные ей подчинены: они либо ведут к ней, либо делают ее более эффективной.
Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник.
А. Адлерво многих отношениях занимал позиции, не совпадающие со взглядами З.Фрейда, а иногда даже противоположные им. Человек, по мнению Адлера, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека– базисное чувство неполноценности,в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.
Субъективное восприятие действительности.Согласно концепции Адлера, мир воспринимается с позиций «системы отсчета», т.е. в сущности проявляется феноменологическая ориентация. А. Адлер не отрицал внешнеобъективной обусловленности поведения человека, но считал ее менее значимой, чем влияние на сознание и подсознание ценностей, целей, представлений, системы самооценок и выводов, которыми руководствуется человек в своем реальном поведении. А отсюда центральное для психокоррекции Адлера понятие частная логика, т.е. система представлений и способов рассуждений, свойственных данному клиенту. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки».
Целостность и целесообразность.Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов:
1) прошлого опыта клиента;
2) настоящей ситуации;
3) направления движения.
Комплекс неполноценности и компенсация.Появившаяся в 1907 году идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, влияющего на поведение, в совокупности с понятием компенсации стали фундаментальными положениями в концепции Адлера. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда – это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.
По Адлеру, индивидуальность – это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправленно, А. Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется от 3 до 5 лет жизни. А. Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач – коррекция этих отношений. Идея Адлера лежит в основе последующей теории когнитивного диссонанса Фестингера.
Телеология вымысла – еще один базисный термин. Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном и на поведение человека гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Удовлетворенность жизнью исходит от социального интересакак основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, что в свою очередь предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивноедопущение.
Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо и поэтому он должен учиться взаимозависимости.
Цели коррекциивытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:
• снижение чувства неполноценности;
• развитие социального интереса (просоциальной направленности);
• коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.
Позиция психолога.Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы – найти ошибку в «картине мира» клиента,из-за которой возникают психологические проблемы.
Возможны четыре типа ошибок:
1) недоверие;
2) себялюбие;
3) нереалистические амбиции;
4) недостаток уверенности.
Требования к клиенту и ожидания от него.Основное для клиента – занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска – базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностейих коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам – важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.
Техника психокоррекционной работыданного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем этапам психокоррекции.
1. Установление правильных отношений.Основа этого этапа – формирование соответствующих установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.
2. Анализ личностной динамики.Главное на этом этапе – понимание, осознание специфики жизни клиента, важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы видите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.
3. Подведение итогов.По каждой технике готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом. Смысл процедуры – нахождение главных ошибокв суждении о мире.