Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список



1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абра­мова. – Брест, 2000.

2.Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций школьников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. – Таллин, 1984.

3.Александров А.А. Современная психотерапия: курс лекций /
А.А. Алек­сандров. – СПб., 1997.

4.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993.

5.Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1980.

6.Ахола Т. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении) / Т. Ахола, Б. Фурман. – СПб., 1996.

7.Бараш Б.А. Исследование механизмов и эффективность психотерапии при нервно-психических заболеваниях / Б.А. Бараш, Е.А. Голынкина, А.М. Эт­кинд. – Л., 1992.

8.Беляев Г.С., Лобзин В.С. и др. Психогигиеническая саморегуляция / Г.С. Беляев, В.С. Лобзин и др. – Л., 1997.

9.Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных /Э. Берн. – СПб., 1991.

10. Берн Э. Трансакционный анализ и психокоррекция / Э. Берн. – СПб., 1994.

11. Бирман Б.Н. Психотерапия как социо-рефлексотерапия невротической личности // Современная психоневрология. – 1930. – Т. 10. – № 4–5.

12. Богозов Н. Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Гозман,
Г.В. Сахаров. – Магадан, 1965.

13. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.

14. Буль П.И. Основы психотерапии / П.И. Буль. – Л., 1974.

15. Бурлачук Л.Ф. Введение в практическую психологию / Л.Ф. Бурла-чук. – Киев, 2000.

16. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. – М, 1992.

17. Десов Л. Психотерапия малых групп / Л. Десов. – М., 1979.

18. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледер. – М., 1990.

19. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М.М Кабанов, А.Е. Личко и др. – Л., 1983.

20. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения / М. Канн. – СПб., 1977.

21. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 1988.

22. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М., 1988.

23. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности // Здоровье, развитие, личность / Под. ред. Г.Н. Сердюковской,
Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. – М., 1990.

24. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. – М., 1981.

25. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М., 2002.

26. Психокоррекция. Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко,
В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. – М., 2001.

27. Психотерапевтическая энциклопедия / Под.ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1988.

 

 

Глоссарий

 

Адаптация – способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды.

Анализ переноса –техника, подразумевающая в классическом психоанализе перенос, что трактуется в качестве непременного атрибута психотерапии, специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.д.). Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании.

Анализ сопротивления– техника психоанализа,обеспечивающая осознание клиентом своих защитных механизмов и принятие им необходимой конфронтации по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление эго – главная помеха осознания личных проблем.

Антисуггестия (парадоксальная интенция) – техника, состоящая в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Смысл техники не только в том, что она идет в ногу с защитными механизмами благодаря отлаженному механизму действия, но и в том, что принудительное, многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

Ассертивность– личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение.

Бихевиоризм – крупнейшая психологическая школа в ХХ веке. Метод психотерапии, который трактует поведение как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Так как любое поведение можно, с точки зрения этой теории, рассматривать как результат обучения, то и изменить его можно на уровне взаимодействия с окружением, путем стимулирования ожидаемых реакций.

Вербализация – здесь: прием, заключающийся в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования – выделение в высказывании клиента самого существенного, острых углов. Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.

Вызванные эмоциональные реакции – понятие, фиксирующее феномен, при котором предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторении предъявления безразличного условного стимула.

Генерализация – понятие, отражающее феноменологию, относящуюся к стимулу и обобщению воздействия. В начале 50-х годов
ХХ века К. Ноубл, Дж. Лэйси и Р. Смит экспериментально показали, что существует не только моторное, эмоциональное, но и вербальное и также визуальное обобщение.

Дефлексияуклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции сглаживания конфликтных ситуаций.

Забота – традиционный термин экзистенциализма – в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Затухание – понятие, отражающее закономерности, связанные с исчезновением реакций, вызванных в результате обусловливания.

Избыточное поведение (двигательное, эмоциональное или мыслительное), возникает как разновидность реакции избегания, в которой происходит генерализация действий, получивших ранее отрицательное подкрепление или их замещение посредством направленности на другой объект.

Интерпретация – разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толкование), перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Интроекциязащитный механизм, при которомчеловек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт – интроект – является чуждой для человека частью его личности. Самые ранние интроекты – родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления (Ф. Перлз).

Каузальная(причинная) коррекция – вид психологической коррекции, направленный на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

Клиент– физически и психически здоровый человек, с проблемами психологического или поведенческого характера, по различным причинам не способный самостоятельно справиться с ними.

Когнитивные социально-ориентированные допущения: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могут быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера – то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества» (А. Адлер).

Конгруэнтность (подлинность) – понятие, означающее необходимость правильной символизации психологом собственного опыта, отражаетсущественные признаки поведения психолога:

• соответствие между чувствами и содержанием высказываний;

• непосредственность поведения;

• неотгороженность;

• инструментальность концепций;

• искренность и пребывание таким, каков психолог есть.

Контробусловливание – понятие, отражающее действие обусловливания, несовместимое с первоначальным обусловливающим воздействием.

Конфликт – противоречие между потребностью и связанной с ней реакцией избегания.

Конфлуенция (или слияние) – стирание границ между Я клиента и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих.

Метод свободных ассоциаций –заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые возникают у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными.

Обусловливание – основное понятие из области бихевиоризма: классическое (павловское), когда обучение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов, и оперантное (скиннеровское), когда обучение происходит путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением. Различают также безусловное подкрепление, которое происходит вне специально организованного обусловливания.

Отражение эмоций – прием, заключающийся в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни.

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта – это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

Положительная оценкаклиента психологом, предполагающая сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает воспринимать его позитивно, какие бы чувства ни вызывали его определенные поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Проекция – отчуждение человеком присущих ему качеств, поскольку они не соответствуют его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».

Психиатрспециалист, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеет право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи. Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

Психоанализ – а) метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов;
б) психологическое учение, представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. Концепция психоанализа основывается на постулате, согласно которому аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. конфликты разрешаются путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного. Как метод психотерапии психоанализ призван переводить вытесненный материал в сознание и тем самым помогать в разрешении внутренних конфликтов сознательным овладением желаниями и их сублимацией процесса психологической коррекции.

Психолог, – как правило, специалист с базовым психологическим образованием, владеющий методами оценки психических явлений и умеющий их корректировать.

Психологическая коррекция – система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психологический климат – одно из ключевых понятий процесса психологической коррекции, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства, рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для К. Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат – не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Психотерапевт, – как правило, специалист, получивший высшее медицинское образование и оказывающий помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем (при наличии психопатологии обязательно обращение к психиатру).

Психотехника– практический прием психологического воздействия.

Раппорт – здесь: особый контакт между психологом и клиентом, способствующий открытости, доверительным отношениям, которые обеспечивают эффективность работы психолога.

Реакция избегания – понятие, характеризующее явление исчезновения эмоций страха в случае, когда субъект научается избегать действия болезненного стимула.

Ретрофлексия (поворот на себя) – наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. «Он делает себе то, что хотел бы делать другим».

Самость – центральное понятие в концепции Роджерса: целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к самости и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений – менее охраняемым, так как самость принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, самость – это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его Я.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) – кратковременное воздействие на клиента для снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Синдром психологического выгорания (синдром сгорания) – психологический феномен, развивающийся у людей помогающих профессий (психологи, учителя, социальные работники, медицинский персонал и т.д.), характеризуется формированием негативных эмоцио­наль­ных состояний, потерей интереса к работе, депрессивными тенденци­я­ми или психосоматическими реакциями.

Социальное личностное чувство – принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм.

Социально-ориентированное поведениепомощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность.

Толкование (интерпретация) сновидений клиента – по Фрейду, «самый короткий путь в подсознательное». Сновидения – это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

Эмпатияособое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента. Эмпатическое восприятие клиентаозначает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощущений, впечатлений и воспоминаний клиента, доступных сознанию в данный момент) с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это означает – ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это – «если бы» (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).

Эффект частичного подкрепления – феномен поведения, при котором подкрепление, хотя и не постоянное, вызывает желаемое действие.

Я-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

Я-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К Я-идеальному стремится приблизиться Я-реальное. Степень различия между Я-реальным и Я-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каков ты в действительности, – признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда Я-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.