Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международная торговля в системе международных экономических отношений. Концепции международной торговли



Традиционной и наиболее развитой формой междуна­родных экономических отношений является внешняя тор­говля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономи­ческих отношений. Современные международные экономи­ческие отношения, характеризующиеся активным разви­тием мировой торговли, вносят много нового и специфи­ческого в процесс развития национальных экономик.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, "...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую эконо­мику, изолировавшись от мировой экономической системы".

Международная торговля является формой связи меж­ду товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализа­ция и кооперирование промышленного производства уси­ливают взаимодействие национальных хозяйств. Это спо­собствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны, с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торгов­лю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборота, между всеми странами мира. Однако понятие "международная торговля" употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, сово­купный товарооборот промышленно развитых стран, сово­купный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, на­пример стран Восточной Европы и т. п.

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно вставали все государства. На протяжении ряда столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

Каковы же концепции международной торговли?

Выбор политики фритредерства (свободной торговли) или протекционизма во внешней торговле, в их бескомпро­миссном варианте, был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются. Но во все большей степени в этом противоречивом единстве проявляется ведущая роль принципа свободной торговли.

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им "теории абсолютных пре­имуществ", о чем говорилось выше в разделе о междуна­родном разделении труда. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что "обмен бла­гоприятен для каждой страны; каждая страна находит в . нем абсолютное преимущество". Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит ос­новой для всех видов политики свободной торговли (laisser-faire).

Однако, если продолжить рассуждения А. Смита до кон­ца, то можно прийти к выводу: если та или иная страна может найти за границей все, что нужно, за меньшую цену и без ограничений, то в ее интересах приобретать все не­обходимые товары за границей. А сама она будет что-ни­будь производить для реализации на мировом рынке? Нич­то этого не гарантирует. Но тогда за счет каких доходов страна будет рассчитываться за свои покупки? Теория аб­солютного преимущества заводит в тупик.

Л. Рикардо в работе "Принципы политической эконо­мии и налогообложения" (1817 г.) выводит классическую те­орию из логического тупика. Он показывает, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специ­ализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Его рассуждения нашли свое выражение в так называемом прин­ципе или теории сравнительных преимуществ.

Д. Рикардо развил идею А. Смита о том, что междуна­родный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.

Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен вы­годен для каждого.

Джон Стюарт Миллъ в своих "Принципах политичес­кой экономии" (1848 г.) показал, по какой цене осуществ­ляется товарный обмен. Согласно Миллю цена обмена уста­навливается по закону спроса и предложения на таком уров­не, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Этот закон междуна­родной стоимости или "теория международной стоимос­ти" — важная заслуга Милля. Теория международной сто­имости показывает, что существует цена, которая опти­мизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.

Новое слово в развитии теории классиков буржуазной политэкономии было сказано Готфридом Хаберлером, ко­торый конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.

Основы современных представлений о том, какими причинами определяются направления и структура между­народных торговых потоков, возможные преимущества в международном обмене заложили шведские ученые — эко­номисты Эли Хекшер и Бертилъ Олин. Их объяснение срав­нительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна в отношении определенных продуктов, находится на уровне обеспеченности факторами производства. Хекшер и Олин выдвинули теорему "выравнивания цен на факторы производства". Ее суть в том, что национальные произ­водственные различия определяются разной наделенностью факторами производства — трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных то­варах, их ценами.

В 1948 г. американские экономисты Поль Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера—Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техни­ки, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов про­изводства между странами.

В концепциях торговли, основанных на модели Рикардо с дополнениями Хекшера, Олина и Самуэлъсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли полу­чила в работе американского экономиста В. Леонтьева под названием "парадокс Леонтьева". Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера—Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный пе­риод специализировалась на тех видах производства, кото­рые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с им­портом более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлени­ям об экономике США. По общему мнению она всегда ха­рактеризовалась избытком капитала и в соответствии с те­оремой Хекшера—Олина можно было утверждать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

В последующие годы открытие В. Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя "парадокс Леонтье­ва". В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие.

Заметное место в зарубежных концепциях междуна­родной торговли занимает теория внешнеторгового муль­типликатора. В соответствии с этой теорией эффект, ока­зываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятос­ти, потребление и инвестиционную активность, характе­ризуется для каждой страны вполне определенными коли­чественными зависимостями и может быть вычислен и вы­ражен в виде определенного коэффициента — мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы не­посредственно увеличат выпуск продукции, следователь­но, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот за­каз. А затем придут в движение вторичные потребитель­ские расходы.

Существенные изменения, происходящие в системе мирового хозяйства и международных отношений в после­военный период, привели к возникновению ряда факторов, которые на первый взгляд не вписывались в классическую теорию сравнительных преимуществ. Однако в действитель­ности эти новые факторы не противоречили и не опровер­гали ее, а лишь адекватно отражали новые реалии между­народных экономических отношений, связанных с развити­ем научно-технического прогресса. Факторы сравнительных преимуществ стали включать новые составляющие, такие как: уровень компетенции с подчеркиванием роли квали­фицированного труда; разницу между странами в зарпла­те, влияние экономии на масштабах производства при парал­лельном усложнении его процесса и др.

Особую роль конкуренции в объяснении причин разви­тия внешней торговли, выхода фирм на внешний рынок по­казал в своих исследованиях авторитетный американский экономист Майкл Портер. Конкурентность страны, в соот­ветствии с его доказательствами, определяется прежде всего комплексом конкурентных преимуществ ее ведущих фирм.

Для обоснования причин и особенностей развития международной торговли, в особенности с развивающимися странами, была использована теория "жизненного цикла товара". Суть этой теории в том, что поначалу производ­ство новых товаров базируется в одной стране, затем эти товары экспортируются в другие страны, которые осваи­вают их производство. И уже страны, впервые наладив­шие производство этих товаров, начинают их оттуда им­портировать, в результате жизненный цикл товара удлиняется и это влияет на позицию стран в международной торговле.

Помимо теорий, ставящих своей задачей объяснить и обосновать процессы международной торговли с позиций теории сравнительных преимуществ, в западной экономи­ческой мысли получает развитие направление, анализиру­ющее внешнюю торговлю с позиции поведения отдельных международных компаний, прежде всего транснациональ­ных компаний (ТНК). Объективной основой такого подхода является тот факт, что 1/3 мировой торговли осуществля­ется через трансфертные цены, т. е. цены, по которым про­дукт передается внутри межстрановой филиальной сети крупных компаний. По утверждению В. Б. Буглая и Я. Я. Ливенцева на внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80—90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала1. Все возрастающая роль ТНК в мировой экономике существенным образом влияет на качественные характеристики торгового обмена. Действия международной монополии в процессе прямого инвестиро­вания или закупок и поставок сырья и комплектующих час­тей зачастую противоречат теории сравнительных преиму­ществ. Транснациональные компании разбивают монополию отдельных стран на обладание сравнительными преимуще­ствами. Они организуют производство там, где издержки производства наименьшие, и пользуются этими преимуще­ствами в своих интересах.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.