Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регионализм в международной торговле



Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциа­ция свободной торговли, Европейский союз, Североамери­канская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.

Составы девяти крупнейших международных региональ­ных торговых блоков представлены ниже:

1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люк­сембург, Нидерланды, Греция.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудни­чество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Синга­пур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Ин­донезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уру­гвай.

6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южноазиатская ассоциация регионального сотруд­ничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангла­деш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объектив­ные процессы политического, экономического, историчес­кого характера.

Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активи­зация таких процессов, с одной стороны, способствует раз­витию международной торговли (в рамках зон, блоков, ре­гионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.

В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торгов­ля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется так "торговое отклонение". Для получения наилучших результатов страна должна руковод­ствоваться принципом "сравнительных преимуществ". Так, если США импортирует мексиканские товары только пото­му, что разрешен их беспошлинный ввоз, хотя у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в про­изводстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом раз­мах "торговых отклонений" может быть весьма существен­ным.

Решающим критерием оценки региональных соглаше­ний является то, насколько существенное различие про­водят они между странами — членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай им­портируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.

Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной тор­говли или капитуляции перед протекционистскими прин­ципами. Дилемма "свободная торговля" или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уро­вень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы госу­дарств в отношении третьих стран.

Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия меж­ду некоторыми странами, перерастающие в так называемые "торговые войны" (например, тресковые, виноград­ные, масляные "войны" между странами — членами ЕС).

К концу 90-х годов происходит переход от "торговых войн" к внешнеэкономическим. Если торговые войны при­нимают форму жестких мер, направленных на противодей­ствие или поощрение экспортной экспансии с помощью го­сударственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внеш­неэкономической борьбе используются иные приемы и ме­тоды конкуренции.

Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо стра­ны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат — угроза их "отторже­ния" либо последующее наращивание экспорта сопутству­ющих товаров и объектов.

Завершающим шагом становится "кредитный удар", перекачка национального дохода и др.

На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдель­ных стран и торгово-экономических группировок друг с дру­гом.

Страны — участницы торгово-экономических блоков, по­нимая сложность и противоречивость современной ситуа­ции на мировом рынке, стремятся искать пути для пози­тивного решения имеющихся проблем и противоречий.

Региональные торговые группировки, по мнению Все­мирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной тор­говли и препятствуют глобальной экономической интегра­ции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торго­вых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а согла­шения — открытыми для присоединения к ним других стран.

Генеральный директор Всемирной торговой организа­ции — наследницы ГАТТ — Р. Руджеро призвал прави­тельства стран — участниц ВТО содействовать развитию многосторонней торговой системы. Это, по его мнению, не менее важно, чем налаживание региональных систем. Предполагается, что создание глобальной зоны свободной торговли может быть достигнуто к 2020 году.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.