Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВЕННЫХ АВТОРСКИХ ПРАВ



5.РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ.

1.Материально-правовые требования к договорам.

2.Эволюция договорных отношений в Украине в отрасли

авторского права.

3.Передача и переход имущественных авторских прав.

 

 

6.АВТОРСКИЙ ДОГОВОР.

1.Понятие авторского права.

2.Классификация авторских договоров.

3. Передача имущественных прав по авторскому договору.

4.Условия авторского договора.

5.Содержание авторского договора.

6.Ответственность сторон за нарушение авторского договора.

7.Прекращение действия авторского договора.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Виды авторских прав

Авторское право содержит исключительные правомочия, которые являются его сердцевиной. С одной стороны, это полномочия личного характера, которые образуют личные неимущественные права, а из другой стороны, правомочия имущественного характера, которые образуют имущественные права, что позволяют автору осуществлять использование своего произведения или позволять делать это третьим лицам, получая за это вознаграждение.

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ

Природа личных неимущественных прав.

Личные неимущественные права защищают связь лица автора с его произведением. Они содержат: право авторства; право на имя; право на предание огласке, включая право на отозвание; право на защиту репутации автора.

Отмеченные правомочия обычно разделяют на две категории: позитивные и негативные.

Позитивными правомочиями есть право на предание огласке, в том числе право на отозвание. Они требуют, чтобы правовладелец принял решение или выступил с инициативой: опубликовать произведение. изменить его, изъять его из обращения.

Негативными, или защитными, правомочиями есть право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора. Эти правомочия называют негативными, поскольку они сводятся к праву препятствовать совершению действий или к требованию удержаться от действий, обращенных к пассивным субъектам. Они имеют защитный характер, поскольку даже после смерти автора и по тому, как произведение становится общественным достоянием, позволяют действовать на основании личного неимущественного права для защиты индивидуальности и неприкосновенности результатов интеллектуального творчества.

Признаки личных неимущественных прав.

Они являются сущностными, потому что приравниваются к минимуму прав, приобретенных через факт создания произведения, без которых авторство теряет смысл. Они не являются врожденными, поскольку принадлежат не всем людям, а только тем кто является автором.

Они являются неимущественными, поскольку их нельзя оценить в денежном эквиваленте, даже если это и происходит опосредствовано как компенсация за нарушение моральных прав.

Они являются абсолютными, потому что их защищают от всех и каждого (егgа оmnез) в том понимании, что их владелец может применять их к третьим лицам, включая лицо, которое получило исключительные имущественные права на произведение.

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми, и от них нельзя отказаться. Какая-нибудь передача авторских прав может касаться лишь имущественных прав.

Личные неимущественные права:

• не могут быть объектом исключения, принудительного выполнения или экспроприации;

• не подпадают под действие срока исковой давности;

• не могут стать субъектом суброгации (частично дополнение к старому закону), поскольку выплывает из факта авторство. В принципе является неограниченным срок их действия.

Право авторства.

Право авторства — право признаваться, считаться автором произведения. Оно охраняет глубинную связь между автором и плодом его деятельности.

К содержанию права авторства входит право личности не только считаться творцом произведения, но и требовать ссылки на автора при использовании последнего. Среди прочего право авторства предусматривает право автора защищать себя, если он испытывает нападения.

Право авторства хранится у лица независимо от формы, назначения и ценности произведения, а также от того, выпущено произведение в мир или нет.

Право на авторское имя.

Автору принадлежит право использовать или позволять использовать созданное им произведение под своим настоящим именем, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно.

Право на имя предоставляют с целью индивидуализации лиц, которые создают произведения науки, литературы и искусства.

Автор реализует право на Имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями,

Автор имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном выполнении, трансляции по радио, цитировании и другом использовании своего произведения. Право на Имя содержит возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не испытывало искажений при его упоминании лицами, которые используют произведение.

При отсутствии особенного указания со стороны автора произведение помечают фамилией, Именем, отчество автора или фамилией и инициалами. Настояния автора на изменении обозначений вполне законны, потому что является проявлением его права на псевдоним. Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора, то есть с сохранением анонимности, что возможно при согласии автора.

Способ обозначения имени автора следует определять в авторском договоре при его заключении. После этого ни автор, ни пользователь не имеют права в одностороннем порядке изменить способ обозначения имени автора.

Порядок проставления имен соавторов определяет соглашение соавторов, пользователи должны придерживаться его как одного из проявлений авторского права на имя.

Если произведение используют под псевдонимом или анонимно, лица, которым известное настоящее имя автора, не имеют права без согласия автора раскрыть его лицо.

Автор может в какое-нибудь время раскрыть свой псевдоним или аноним. Автор может иметь несколько псевдонимов. Он может пользоваться псевдонимом лишь для некоторых произведений, а другие обнародовать под своим собственным именем.

Если автор использовал свои произведения под псевдонимом или без обозначения собственного Имени, так же следует использовать отмеченные произведения после его смерти .

Вопрос о нарушении права на имя рассматривают в судебном порядке. Так, при издании книжки «Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве», что представляла собой перевод произведений римских авторов, не были отмечены авторы перевода. Суд обязал издательство опубликовать фамилии авторов перевода в газете. В этом случае речь шла о нарушении права на авторское имя.

Право на предание огласке произведения и на его отозвание.

Автору принадлежит право обнародовать или позволить обнародовать его произведение в какой-нибудь форме, включая право на отозвание.

Обнародовать произведение - значит обеспечить доступ к произведению каких-нибудь третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, незрелым для представления на суд публики и поэтому имеет право не давать согласия на его предание огласке.

Автор реализует свое право на предание огласке произведения при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче работодателю служебного произведения. Одним из способов реализации права на предание огласке является депонирование рукописи в информационном центре.

Произведение, которое состоит из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Предание огласке элементов содержания произведения, то есть темы, сюжета, аннотации не является преданием огласке самого произведения.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ.

Общие положения.

Право на использование произведения - это возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием.

Имущественные права не зависят друг от друга. Автор имеет столько прав на использование произведения, сколько существует способов возможной эксплуатации последнего, к тому же не только на момент создания, но и пока его охраняет авторское право.

Договоры, которые касаются авторского права, следует толковать ограниченно, что означает невозможность сделать вывод в интересах контрагента автора о том, что ему были предоставлены более широкие права, чем те, что четко отмечены в договоре.

Автор может препятствовать не только использованию произведения, осуществляемому без его разрешения, но и использованию произведения на территории, прямо не предусмотренной разрешением или по окончании срока его действия.

Права на использование не имеют ограничений или исключений, кроме тех, которые установлены законом.

Разрешение на использование произведения предусматривает право автора на получение вознаграждения.

Исключительные права на использование произведения означают, в частности, право осуществлять, позволять или запрещать:

• воспроизводить произведение (право на воссоздание);

• распространять оригинал или экземпляры произведения каким-нибудь способом, в том числе путем продажи (право на распространение);

• сдавать в прокат оригинал или экземпляры произведения (право на прокат);

• предоставлять оригинал или экземпляры произведения во временное пользование (право на предоставление во временное пользование);

• импортировать экземпляры произведения с целью распространения, в том числе экземпляры, изготовленные с разрешения владельца исключительных авторских прав (право на импорт);

• публично показывать произведение (право на публичный показ);

• публично исполнять произведение (право на публичное выполнение);

• вещать произведение для общего ведома путем передачи с помощью беспроволочных средств или по проводам (кабеля) или с помощью других аналогичных средств (право на передачу в эфир и извещение кабельной сетью);

• доводить произведение до общего сведения (право на доведение к общему сведению);

• повторно вещать произведение, если это вещание осуществляет не первичная организация (право на ретрансляцию);

• переводить произведение (право на перевод);

•переделывать, аранжировать или иным способом изменять произведение (право на переработку);

• другие действия, предусмотренные законом.

Размер и порядок вычисления авторского вознаграждения за использование произведения устанавливает авторский договор, а если сбор вознаграждения осуществляют организации управления имущественными правами авторов па коллективной основе, - в договорах, заключенных такими организациями с пользователями.

Размер авторского вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, утвержденных Кабинетом Министров Украины.

Права автора на получение вознаграждения есть неотчуждаемым и переходят только к наследникам автора на срок действия авторского права.

Право на воссоздание.

Право на воссоздание означает возможность размножения произведения путем снятия с него копий или иным способом.

Сфера применения права на воссоздание расширяется, с точки зрения как объекта, который можно воспроизвести, так и способа воссоздания:

• воспроизвести можно рукопись литературного, драматического или музыкального произведения, компьютерную программу, рисунок, иллюстрацию или фотографию, а также исполнение произведения, звуко- или магнитной записи, аудиовизуального произведения и тому подобное;

• способы воссоздания могут быть разными: печать, рисунок, гравюра, фотография, муляж, фотокопия, микрофильм и какой-нибудь способ графических и пластичных искусств или механической, кинематографической и магнитной записи, которая позволяет вещать произведение опосредствовано, то есть с помощью копии произведения, которая является материальным воплощением произведения.

Право на воссоздание предусматривает;

• издание с помощью печати или какого-нибудь другого способа графических или пластичных искусств (типографии, линотипа, офсета и тому подобное). Речь идет о графическом издании или издании в буквальном смысле слова, поскольку отмеченный термин употребляют и в более широком понимании - как эквивалент воссоздания, что охватывает какую-нибудь форму фиксации произведения (не только путем печатания или с помощью какого-нибудь способа графических или пластичных искусств, но и звуковую, аудиовизуальную фиксацию, воссоздания с помощью электронных средств и тому подобное), а также материальный продукт воссоздания (книжки, брошюры, печатные материалы, музыкальные партитуры, пластинки, магнитные ленты, фильмы, видеокопии, CD-ROM и тому подобное);

• механическое воссоздание произведений в форме звукозаписей (фонограмм) и путем аудиовизуальной фиксации, что осуществляют механически в широком понимании этого слова, в том числе с помощью электроакустических и электронных способов;

• репрографичное воссоздание с помощью какой-нибудь системы . или метода, что позволяет получить точные (факсимильное воссоздание). материальные и визуально восприимчивые репродукции письменных и и графических произведений в каком-нибудь измерении и какой-нибудь форме;

• изготовление одного или нескольких трехмерных экземпляров одного двухмерного произведения (например, чертеж здания в разных измерениях) или одного или нескольких двухмерных экземпляров трехмерного произведения, (например, фотографии скульптуры). Поэтому воссоздание имеет место, даже если копию изготовляют на носителе, отличном от носителя, используемого для изготовления оригинала (воссоздания рисунка, гравюры, росписи на фаянсовой или фарфоровой тарелке и тому подобное), или с помощью совсем другого метода (фотографирование произведения искусства). Относительно архитектурных произведений, обычной формой воссоздания которых является сводка здания на основе планов или какого-нибудь другого здания, законодательство некоторых стран (в том числе Украины) отмечает, что они тоже являются результатом акта воссоздания.

• включение произведения или части произведения к компьютерной системе или к блоку внутренней или внешней памяти компьютера.

Право на распространение.

Содержание права на распространение заключается в введении в гражданский оборот экземпляров произведения каким-нибудь способом, например путем продажи или сдачи в прокат. В это понятие также включают: предложение о продаже, бесплатное распространение (дарение), предоставление в прокат и другие подобные ДЕЙСТВИЯ.

Право на предоставление во временное пользование.

Автор имеет право предоставлять оригинал или экземпляры произведения во временное пользование. В то же время публичные библиотеки Украины предоставляют экземпляры произведений читателям во временное пользование на бесплатной основе. Это право будет иметь значение только в случае создания государством специальной системы платежей в пользу авторов за использование их произведений библиотеками.

Право на импорт.

Автор имеет исключительное право импортировать экземпляры произведения с целью распространения, в том числе экземпляры, изготовленные с разрешения владельца исключительных авторских прав. За автором закреплена возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав.

Право на публичное выполнение.

Публичное выполнение произведений - это какое-нибудь их выполнение непосредственно или с помощью технических средств (включая показ аудиовизуального произведения или его части) в местах, доступных для бесоплатного или платного публичного посещения, независимо от фактического восприятия произведений публикой. Публичным выполнением произведений является также какое-нибудь извещение или доведение к общему сведению произведений с помощью теле-, радиоприемников, компьютерных устройств или других технических средств, установленных в местах. Доступных для бесплатного или платного публичного посещения, а также в местах, где собравшееся значительное количество лиц, не принадлежит к кругу семьи.

Право на перевод.

Субъективное право на перевод предусматривает возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами.

Право на перевод произведения не является самостоятельным авторским правомочием. Объясняется это тем, что именно изготовление перевода не является использованием произведения, а это действие автор не контролирует и не может ее запретить.

Хотя изготовление перевода может быть прямо разрешено автором и оформлено авторским договором, и это разрешение и договор имеют смысл только если автор позволил, кроме того, определенное использование произведения в переводе. Поэтому право на перевод всегда соединяется с правом на воссоздание, распространение, на импорт, публичный показ, публичное выполнение, передачу в эфир, вещание по кабелю.

Право на переработку.

Право автора переделывать, аранжировать или другим подобным способом изменять произведение содержит возможность автора самому переделывать произведение, изменяя его вид, форму, жанр, или давать разрешение на переработку другим лицам. Созданные в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права, однако их можно использовать лишь при согласии авторов оригинальных произведений.

Как правило, согласие автора на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

Право на переработку охватывает все виды произведений и переработок. После смерти автора на протяжении срока действия авторского права право давать согласие на переработку реализуют его наследники.

СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Общие положения

Законы об авторском праве предусматривают возможность в определенных случаях использовать произведение, что его охраняют, свободно и безоплатно или с выплатой вознаграждения владельцу авторского права. Это называют свободным использованием произведений, что их охраняют.

Использование с выплатой вознаграждения: лицензии по закону.

Система так называемых лицензий по закону имеет исключительный характер. Она представляет собой компромиссное решение, приемлемое лишь для случаев, когда необходимо обеспечить доступ к произведениям и их надлежащее распространение, Она является целесообразной лишь тогда, когда уже имело место первое распространение произведения с разрешения автора, и только для определенных видов использования, таких как механическое воссоздание не драматических музыкальных произведений и их текстовых сопровождений; осуществляемые одновременно и без изменений передача в эфир и извещение кабельными сетями программ организаций вещания, а также в случае массового и не контролированного использования (частного копирования).

Использование по лицензии согласно с законом имеет свободный характер, однако обусловленное выплатой вознаграждения. Законодатели считали необходимым облегчить деятельность пользователей, не избавляя в то же время авторов или других правовладельцев от выгод, которые вытекают из использования произведений.

Условия, под которые подпадают лицензии в соответствии с законом, такие:

• лицензии могут предоставлять лишь неисключительное право;

• лицензии не подлежат переотступлению;

• лицензии никаким образом не должны ограничивать неимущественные права автора;

• лицензии должны гарантировать право автора на справедливое вознаграждение путем определения ставки такого вознаграждения или содержать поручение соответствующей или судебной Инстанции устанавливать ее, если стороны не придут к согласию;

• действие лицензий является ограниченным.

Частная копия. Личное использование.

Частная копия представляет собой воссоздание в одном экземпляре коротких фрагментов произведений или отдельных обнародованных произведений, которые охраняет авторское право, для личного использования изготовителем копии (в тех случаях, когда речь идет об исследованиях, образовании или досуге).

Под личным использованием, которое кроме воссоздания может включать переработку (перевод, аранжировка и тому подобное) произведения, то, что его охраняют, говорит то, что использовать полученное таким образом произведение разрешено лишь его изготовителю, что последний является физическим лицом и что скопированный экземпляр не попадет к другим лицам, то есть его не будут использовать коллективно и не будут распространять ни с коммерческой, ни с другой целью.

Ст. 25 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» ' допускает воссоздание без разрешения автора (или другого лица, которое имеет авторское право) и без выплаты авторского вознаграждения, исключительно в личных целях или для круга семьи предварительно правомерно обнародованных произведений за исключением:

• произведений архитектуры - зданий и сооружений;

• компьютерных программ;

• репрографично воспроизведенных книжек, нотных текстов и оригинальных произведений изобразительного искусства.

В соответствии со ст. 42 этого Закона выплачивают отмеченное вознаграждение в форме отчислений (процентов) от стоимости оборудования и (или) материальных носителей производители и (или) импортеры оборудования и материальных носителей, с применением которых можно исключительно в личных целях в домашних условиях осуществить воссоздание произведений, зафиксированных в фонограммах и видеограммах, за исключением:

• профессионального оборудования и (или) материальных носителей, не предназначенных для использования в домашних условиях;

• оборудование и материальных носителей, которые экспортируют за таможенную территорию Украины;

• оборудование и материальных носителей, которых физическое лицо ввозит на таможенную территорию Украины в личных целях и без коммерческой цели.

Размеры отчислений (процентов), которые должны платить производители и (или) импортеры оборудования и материальных носителей, определяет Кабинет Министров Украины.

Воссоздание экземпляров произведения для учебы.

Законодательство многих стран установило более или менее существенные ограничения авторского права относительно некоторых видов использования произведений для учебы.

Иллюстративные материалы. В контексте ограничений авторского права под иллюстративными материалами для учебы понимают использование произведений, что выходит за пределы простого цитирования:

или в полном объеме, когда речь идет о небольшом произведении, или как иллюстрации учебного процесса - с помощью публикаций, радио- и телепередач или же в записях звука или изображения, начиная от момента, когда это извещение осуществляется с педагогической целью. На иллюстративный материал распространяется тот же режим, что и на цитаты. Необходимо отметить источник и имя автора, их использование должно отвечать «добрым обычаям» (то есть воссоздание произведения для иллюстрации должно не мешать обычному использованию произведения и не наносить неоправданного вреда законным интересам автора) и преследуемым дидактическим целям.

Ст. 23(1) Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» допускает воссоздание без согласия автора или другого лица, которое имеет авторское право, отрывков из опубликованных письменных произведении , а также аудиовизуальных произведении как иллюстраций для учебы при условии, что объем воссоздания отвечает поставленной цели.

Учебные заведения. Ст. 23 (2) Закона Украины „Об авторском праве И смежных правах” допускает репрографичное воссоздание учебными заведениями для аудиторных занятий без согласия автора или другого лица, которое имеет авторское право, опубликованних статей и других небольших по объему произведений, также отрывков из письменных произведений с иллюстрациями или без них при условии, когда:

· Объем воссоздания отвечает обозначенной цели;

· Воссоздание произведения которое является одиночным случаем и не имеет систематичного характера.

Цитирование.

Цитирование - одно из традиционных ограничений авторского права. Под цитированием понимают изложение относительно короткого фрагмента другого письменного, звукового или аудиовизуального произведения, а также отдельных художественных произведений, чтобы продемонстрировать или сделать более понятными утверждение автора или чтобы отослать к аутентичному взгляду другого автора.

Речь следует вести о произведениях, которые уже были обнародованы с разрешения автора: цитируемый отрывок должен точно отвечать оригиналу и быть представленным в виде цитаты для того. чтобы его использовали для анализа произведения или критических комментариев и суждений. Цитату можно использовать только для учебных или исследовательских целей, она не должна выходить за пределы намеченной цели, которую преследует.

Всегда необходимо отмечать источник цитаты и автора цитируемого произведения, чтобы не нарушить личное неимущественное право последнего и не повлечь путаницы между мнением того, кто цитирует, и того. кого цитируют.

Что касается размеров, которые должна иметь цитата, чтобы оставаться в пределах исключения, по общему согласию цитируемые отрывки должны быть короткими.

Ст. 21 (1) Закона Украины «Об авторском праве и смежные правам допускает: использование без согласия автора (или другого лица, которое имеет авторское право), но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, цитат (коротких отрывков) из опубликованных произведений в объеме, оправданном поставленной целью; цитирование статей по газетам и журналов в форме обзоров прессы, если оно обусловлено критическим, полемичным, научным или информационным характером произведения, в которое включают цитаты; свободное использование цитат в форме коротких отрывков из выступлений и произведений, включенных в фонограмму (видеограммы) или программу вещания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.