Как реагировать на сопротивление? Без всякого сомнения, с пониманием. Это главнейшее правило. Сопротивление нельзя пересиливать, его нужно включать в процесс исцеления.
Первый тип сопротивления .можно преодолеть уговорами и поддержкой. Возможно, пациенту стоит рассказать об успешном исцелении других пациентов, испробовавших на себе терапевтические образы, диалог, телесно-эмоциональное освобождение и очищение исправленных органов. Можно посоветовать прочитать книги «Выбираю жизнь или любовь», «Медицина и чудеса». Можно рассказать об опыте ваших пациентов. Иногда я прошу пациента, избавившегося от опухоли, заболевания или симптома с помощью этих методов, побеседовать с сомневающимся пациентом. Чаще всего несколько положительных примеров помогают преодолеть такое сопротивление.
Попросите пациента мысленно вызвать какой-либо образ и в этот момент поработайте с его воображением. Если вам удастся добиться даже небольшого эмоционального отклика, это позволит продемонстрировать влияние, которое воображение оказывает на тело. Попросите сопротивляющегося пациента представить, что он загорает на пляже, пусть он почувствует, как его руки согрелись; либо вообразить любимое блюдо до тех пор, пока не начнет выделяться слюна. Возможности не ограничены, действуйте.
Не так давно я работал с молодым человеком, который стал заниматься хиропрактикой из-за хронической не проходящей боли в нижней части спины и в левой ноге в области седалищного нерва. Были испробованы все способы лечения, но ничего не помогало. Я рассказал пациенту о внутреннем докторе, который знает все о его здоровье и теле. Затем мы обратились к внутреннему доктору. Нам очень хотелось побеседовать с ним, мы нуждались в его совете. Внутренний доктор предстал перед нами в образе доброго и мудрого человека. Он сказал, что знает о причине боли в спине и ноге. Вскоре внутренний доктор согласился объяснить нам причину боли.
Пациент вспомнил, что трехлетним мальчиком стоял у кровати своего старшего брата, умирающего дома от лейкемии. Сразу после смерти брата он услышал слова своей тети, обращенные к маме. Она сказала, что брат уже не чувствует боли. Сознание трехлетнего мальчика восприняло эти слова так, что если тебе больно, ты живешь. Он знал, что брат много страдал перед смертью. Значит, если нет боли, ты умрешь. С того времени неосознаваемая часть пациента восприняла боль как необходимое условие для жизни, и мальчика начали мучить боли. Нам нужно было просто убедить эту часть неосознаваемого, что жизнь без боли может продолжаться и быть счастливей. Работа была не из приятных, но другого выхода не было. Как только понимание было достигнуто, боль исчезла навсегда. Далее была проведена дополнительная структурная коррекция. До осознания причины боли эта процедура не приносила никаких результатов. Теперь все прошло наилучшим образом. Но все-таки нам пришлось запастись терпением и немало потрудиться вместе с внутренним доктором над решением такой непростой задачи.
Сопротивление устранению боли было вполне объяснимо, поскольку оно считало, что тем самым продлевает пациенту жизнь. Пациент отметил, что до исцеления каждое утро первым делом проверял, болит ли у него что-нибудь. Разумеется, мы не хотели ломать сопротивление пациента, в подсознании которого сидело убеждение, что «боль сохраняет жизнь». Если бы мы избавились от боли, не устранив ее причину, то вполне возможно, что пациент умер бы, попал бы в аварию или серьезно заболел.
Определите сопротивление, познакомьтесь с ним, подружитесь и выясните причину отпора. (Этому меня научила Джесси Джексон.) Затем ведите с сопротивлением переговоры. Ведь сопротивление действует из лучших побуждений.
Задавайте вопросы пациенту таким образом, чтобы избежать ответа «нет». Не спрашивайте его: «Видите ли вы своего внутреннего доктора?» Вместо этого нужно спросить: «Как нам познакомиться с вашим внутренним доктором?» На этот вопрос трудно ответить отрицательно. Пациенту не приходится представлять себе что-либо для ответа на ваш вопрос. Используйте позитивный подход, предполагающий, что вы с пациентом обязательно познакомитесь с внутренним доктором. Вопрос ставится не «если», а «когда» и «как», а вы как врач можете помочь этому.
Если возникший образ пугает пациента, позвольте наблюдать за ним на расстоянии. Предложите пациенту представить, что у него имеется телескоп или бинокль, чтобы как следует разглядеть образ. По мере изучения и описания деталей уменьшается восприимчивость пациента к этому образу и одновременно к тому, что он собой олицетворяет. Так же как уменьшается страх перед огнедышащим драконом, если привыкнуть к его виду, так и скрытое детское воспоминание и страх перед быком, терроризировавшим пациента, утрачивают часть своей силы. С ним тоже можно будет работать. Можно попросить пациента поближе подлететь к пугающему образу. Иногда полезно представить себя невидимым и чувствовать себя в полной безопасности вблизи страшилища.
Вы можете пообещать пациенту находиться рядом, если он решится взглянуть на пугающий образ или воспоминание. Я всегда так поступаю. Большинство пациентов считают меня сильной личностью, и я использую этот образ, чтобы помочь людям. Я предлагаю быть вместе с ними, поддерживая их в трудный момент, обещаю поделиться своим мужеством, силой и опытом. Вместе мы сможем добиться успеха. Обычно это помогает.
Если дело продвигается с трудом, если воспоминание об изнасиловании или оскорблении закрыто защитным механизмом сопротивления, которое не позволяет заново пережить это событие, я прошу пациентов попытаться «выйти» из тела. Если это удается, я прошу их подняться к потолку, взглянуть вниз и описать происходящее. В случае неудачи я предлагаю представить, что они смотрят кино. Если экран кинозала слишком большой и может поглотить человека, можно представить экран телевизора. Цветной фильм страшнее черно-белого. Поэтому можно представить просмотр черно-белого фильма по телевизору.
Ваша задача — с помощью этих приемов добиться невосприимчивости пациента, для того чтобы он мог заново пережить травмирующее событие, участвуя в нем. Помогите ему преодолеть страх и защитное сопротивление, но делайте это осторожно. Не опережайте события.
Еще один тип сопротивления нередко наблюдается у пациентов, заявляющих, что ничего не помнят. Тогда я прошу их представить, что они записывают коротенький рассказ (не роман, если вы не располагаете массой свободного времени). Можно предложить пациенту стать драматургом или сценаристом. Спросите, что бы он написал при желании: небольшой рассказ, сценарий фильма или пьесу. Пусть пациент сделает свой выбор.
Если во время переговоров я наталкиваюсь на сопротивление, то иногда задаю пациенту вопрос, что бы он делал на моем месте. Поскольку многие из моих пациентов профессиональные врачи, этот прием особенно эффективен. Им трудно устоять перед вызовом и они решают поставленную задачу.
Нередко, наталкиваясь на сопротивление, я обрушиваю на пациента град вопросов. Мне представляется, что тем самым я сбиваю с толку защиту пациента. Вопросы обычно касаются деталей, что также служит укреплению связи между неосознаваемым и сознанием пациента, когда он пытается избежать преобразования сопротивления. Я пользуюсь этим методом для того, чтобы пациенты отвечали не задумываясь.
Попросите пациента представить, как выглядел бы внутренний доктор, если бы он вдруг возник в процессе работы. Пусть пациент опишет воображаемый образ, затем представит свой диалог с ним. Вскоре пациент будет вовсю участвовать в терапевтическом процессе. Существует метод, которым я пользуюсь довольно редко, но он может помочь в случае сильного сопротивления. Метод заключается в просьбе нарисовать внутреннего доктора, словно тот реально существует. Это может служить отправной точкой для дальнейшей работы, поскольку образ уже будет создан.
Если образ молчит, выясните причину молчания. Узнайте, что нужно изменить, чтобы он мог заговорить. Возможно, он желает общаться другим способом, например, телепатически или путем мысленных изображений ответов, и тому подобное. Любое желание образа не вызывает у меня возражений.
Следует еще помнить вот о чем: попросите пациента вести все беседы вслух. Это поможет снять сопротивление и укрепить связи между сознанием и неосознаваемым. Поначалу это кажется странным, но так быстрее преодолевается предубеждение, воспитываемое с детства, относительно мечтаний, воображения и разговоров с самим собой.