Приступим к изучению тканей, которые помогают глубже проникнуть в отделы рта, лица и горла. Эти ткани открывают путь более эффективному телесно-эмоциональному освобождению, терапевтическому отображению и диалогу.
Подъязычная кость уже долгое время притягивает мое внимание. Она удерживается в неустойчивом положении мышцами, идущими в разных направлениях. Так, мышцы, идущие снизу, соединены с грудинно-ключичным отделом. Он в свою очередь имеет мышцы, идущие назад и соединяющиеся с медиальным швом задней части шеи. Кроме этого грудино-ключичный отдел имеет мышцы, идущие в переднем и переднебоковом направлении. Подъязычные мышцы образуют основание рта. К ним относятся: двубрюшная мышца, соединяющая височную, подъязычную и нижнечелюстную кости, челюстно-подъязычную мышцу — подъязычную и нижнюю челюсть, шилоподъязычную мышцу, шиловидный отросток височной с подъязычной костями.
Лопаточно-подъязычная мышца заслуживает отдельного упоминания: она соединяет внутреннюю часть подъязычной кости с ключицей и первым ребром через связочную петлю, а затем проходит дальше и соединяется с верхней частью лопатки17.
17 Смотри «CranioSacral Therapy II, Beyond the Dura», стр. 130—143, где дается полная функциональная и структурная анатомия подъязычной кости, связанных с ней мышц и других структур.
Рисунок IV-11. Функциональное строение надподъязычной мускулатуры. Все представленные мышцы служат для возвращения нижней челюсти, когда подъязычная кость закреплена надподъязычной и фарингеалъной констрикторными мышцами. Гипертонус надподъязычных мышц приводит к прижиманию верхнечелюстного мыщелка к задней стороне височночелюстной впадины. Такое положение может оказывать неблагоприятное воздействие на заднедисковые эластичные ткани
Рисунок IV-12а. Передний вид строения горла с подъязычной костью наверху и трахеальными хрящами внизу. Структурные дисфункции в этой области зачастую являются следствием эмоционального подавления речевых функций—пациент не может говорить, кричать или визжать
Рисунок FV-I26. Вид сбоку па части горла, задействованные в методике переднего освобождения
Рисунок FV-12b. Подробная анатомия структуры горла
Рисунок IV-12r. Структура горла сзади: вид в разрезе па верхнем рисунке; прикрепление фарингеальных констрикторных мышц на нижнем рисунке
Рисунок 1У-12д. Вид надподъязычных и подподъязычных мышц сбоку
Рисунок IV- 12е. Анатомия мышц, прикрепленных к подъязычной кости и воздействующих на нее
Все представленные мышцы служат для возвращения нижней челюсти, когда подъязычная кость изогнута подподъязычной и фарингеальной констрикторными мышцами. Гипертонус надподъязычных мышц приводит к прижиманию верхнечелюстного мыщелка к задней стороне височно-челюстной впадины. Такое положение может оказывать неблагоприятное воздействие на заднедисковые эластичные ткани.
Беглый взгляд на функциональную геометрию данного анатомического строения обнаруживает, что в стабилизированном положении подъязычная кость служит анкером для мышц, которые довольно энергично могут оттянуть нижнюю челюсть назад. К таким мышцам относятся: подбородочно-подъязычная, челюстно-подъязычная и в некоторой степени двубрюшная, хотя эта мышца помимо оттягивания нижней челюсти используется также для подъема подъязычной кости. Основная работа по стабилизации подъязычной кости для противодействия движению, направленному вперед и немного вверх мышцами (подбородочно-подъязычной, челюстно-подъязычной и переднего брюшка двубрюшной), которые формируют основание рта, выполняется констрикторными фарингеальными средними мышцами, прикрепленными к подъязычной кости, идущими вокруг шеи и прикрепленными сзади к срединному шву. Этот шов через жесткую соединительную ткань связан с шиловидными отростками шейных позвонков. Таким образом, когда мышцы основания рта сокращены, констрикторные фарингеальные мышцы должны сократиться для поддержания равновесия и сохранения корректной позиции подъязычной кости. Если эти задние стабилизирующие мышцы все время сверхактивны, это приводит к ограничению и дисфункции верхних шейных позвонков. При освобождении мышц основания рта вы можете явственно ощутить освобождение верхних шейных позвонков, поскольку необходимость последующей стабилизации подъязычной кости уменьшилась.
Не забывайте, что подъязычная кость и щитовидный хрящ, расположенный сразу под ней, тесно связаны мембранами, связками и мышцами. Каждый раз, когда подъязычная кость начинает двигаться, щитовидный хрящ следует за ней. И поскольку гортань (голосовой резонатор) связана со всеми щитовидно -подъязычными связками, она также испытывает давление, когда подъязычная кость движется в том или ином направлении или находится в неподвижном состоянии из-за гипертонуса мышц. Пациенты с проблемами подъязычной кости зачастую испытывают трудности с речью и голос звучит напряженно.
Следующие приемы предназначены для расслабления и освобождения мышц, прикрепленных к подъязычной кости. При этом мы оказываем положительное воздействие на щитовидный хрящ и гортань. Значительно улучшаются голосовые функции пациентов. Кроме того, улучшается функционирование пятой (горловой) чакры. Действия можно выполнять в любом порядке, но я установил, что положительного результата можно добиться быстрее, если придерживаться описанной ниже последовательности.
106Я начинаю с освобождения тканей, образующих основание рта. К этим тканям относятся челюстно-подъязычные мышцы, подбородочно-подъязычные мышцы и переднее брюшко двубрюшных мышц. Для выполнения приемов задействуются обе руки. Одна действует во рту, другая — снаружи. При освобождении тканей я пользуюсь указательным или средним пальцем руки внутри рта, пытаясь дотянуться до указательного или среднего пальца второй руки.
Рисунок IV-13. Положение пальцев, используемое для освобождения подъязычной мускулатуры и других мягких тканей. Обратите внимание, что палец, находящийся внутри, пытается осторожно дотянуться до кончика пальца, расположенного снаружи у угла нижней челюсти
Аккуратно кончиком пальца снаружи дотроньтесь до мягкой ткани сразу за уголком нижней челюсти. Теперь очень медленно и осторожно установите палец другой руки под язык на внутреннюю сторону нижней челюсти с той же стороны, где находится наружный палец. Медленно и аккуратно перемещайте кончик пальца во рту навстречу кончику наружного пальца. Подождите, чтобы ткани расслабились и пропустили ваш палец. Пусть этот палец станет частью тканей. Не позволяйте ему действовать как инородному предмету. Соединяясь с тканями пациента, передайте через палец свое желание расслабления и сообщите о намерении коснуться наружного пальца. Пусть запертая энергия движется по кругу между внутренним и наружным пальцами. Вы почувствуете, что ткани отзываются на это, становясь мягче и позволяют внутреннему пальцу углубляться в них. После расслабления тканей медленно и осторожно проследуйте обоими пальцами вдоль внутренней границы нижней челюсти от угла до передней линии возле симфиза подбородка. Двигаясь вдоль границы нижней челюсти, продолжайте соединяться с мягкими тканями, прикрепленными к нижней челюсти. Продолжайте мысленно представлять возникающую исцеляющую энергию, идущую от внутреннего пальца к наружному. Движение должно быть медленным, чтобы ткани пациента успевали расслабиться и пропустить ваш палец.
Натолкнувшись на сопротивление, остановитесь. Подождите, пока ткань размягчится и сопротивление исчезнет. Нередко попадаются небольшие участки сокращенных мышц или волокон, идущих медиально от нижней челюсти к подъязычной кости. В этом случае нужно соединиться с ними, передать с помощью пальцев расслабление и дождаться отклика.
Повторим весь процесс с другой стороны. Рука, которая работала внутри, будет теперь снаружи, и наоборот. Установите пальцы в нужной позиции. Соединитесь с тканями, передаете им свои добрые намерения. Соедините оба пальца исцеляющей энергией. Медленно продвигайтесь от области за уголком нижней челюсти к центру подбородка.
Выполнив необходимые манипуляции на обеих сторонах, проделайте все еще раз. При первом выполнении приемов обычно ощущается некоторый дискомфорт. Во второй раз вам будет гораздо удобнее, ткани будут податливее. При повторном проходе этих участков советую представлять себе, что, двигаясь назад к углу нижней челюсти, вы воздействуете на шилоподъязычную мышцу и заднее брюшко двубрюшной мышцы. Расслабление этих мышц освободит височные кости и позволит им легче поддаваться наружному вращению. Шилоподъязычная мышца прикреплена к шиловидному отростку височной кости, а заднее брюшко двубрюшной мышцы прикреплено к внутренней стороне сосцевидного отростка височной кости. Знание анатомии и желание помочь этим структурам расслабиться ускорят процесс освобождения.
Рядом с углом нижней челюсти проходит челюстно-подъязычная мышца, которая занимает большую часть мышечного основания рта. Помните, что между вашими пальцами проходит мышца, напрямую соединяющая нижнюю челюсть с подъязычной костью и через это соединение оказывающая огромное влияние на горло и гортань. Следовательно, она во многом определяет голосовые возможности человека. На полпути от угла нижней челюсти к кончику подбородка находится проток слюнной железы. Не останавливайтесь там в ожидании, что этот проток исчезнет. Он станет мягким, расслабленным, но останется на своем месте.
Ближе к переднему краю основания рта ткани уплотняются. Вы проходите подбородочно-подъязычную мышцу и переднее брюшко двубрюшной мышцы. Расслабьте их, и плотность основания передней части рта станет такой же, как в средней и задней частях.
Далее в нашей программе следует вхождение в задние отделы нижней части рта под языком. Для этого достаточно использовать один палец. Введите его как можно глубже в рот пациента, продвигаясь очень осторожно. Установите палец так, чтобы ладонь смотрела на корень языка. Затем мягко, но уверенно надавите на корень языка. При этом вы продвигаетесь к подъязычно-язычным мышцам. Когда подъязычно-язычные мышцы сокращены, язык отодвигается назад к основанию рта. Продвигаясь вперед, вы воздействуете на подбородочно-язычную мышцу, которая управляет движением языка наружу и его возвращением. Освободите эти мышцы с обеих сторон два раза так же, как это было проделано с основанием рта.
Мне хочется поблагодарить Бенджамина Шилда за знакомство с этой методикой на заседании Рольфинга, где Бенджамин был моим учителем, а я — учеником. В приведенной здесь методике многое изменено, но идея принадлежит ему.
Пока рука находится во рту, можно обработать десны. Несчастные десны подвергаются жестокому обращению, по ним бьют и колотят во время жевания. Стоматологи вводят в них новокаин. Парадонтологи зондируют и сдирают с них кожу. Позвольте им освободиться. Большинство десен кишат энергетическими кистами по той простой причине, что пациент испытывает тревогу и страх при выполнении любой работы у него во рту. Для освобождения десен я располагаю ладонь одной руки с наружной стороны в области десен верхней или нижней челюсти, в зависимости от того, какую десну я обрабатываю.
Пальцем, находящимся во рту, я медленно продвигаюсь по внутренней стороне десен от задних зубов к резцам. Десна оказывается зажата между наружным и внутренним пальцами. Наружный палец сообщает энергию внутреннему или наоборот, в зависимости от того, что подсказывает вам тело пациента. Встречая энергетическую кисту или ограниченные участки, остановитесь и подождите, пока они не высвободятся. Проделайте все с двух сторон на передних и нижних деснах так же, как с основанием рта и языком.
Зубами я на этом этапе обычно не занимаюсь. Но в принципе их исследование можно провести. Интуиция мне подсказывает, что сначала нужно закончить освобождение подъязычной кости и горла, а потом вернуться к зубам. Это связано с тем, что информация от зубов трудно улавливается врачом. Лучше сперва удалить фоновый шум от подъязычной кости и горла, чтобы он не накладывался на едва различимые сообщения от зубов.
Для освобождения фарингеальных констрикторных мышц, оттягивающих подъязычную кость назад, я аккуратно беру большим и любым другим пальцем руки боковую сторону подъязычной кости. Другую руку я помещаю под шею лежащего на спине пациента таким образом, что указательный, средний и большой пальцы, а также ладонь поддерживают верхний шейный позвонок.
Рисунок IV-14. Положение рук и приемы освобождения подъязычной кости и прикрепленных к ней фарингеальных констрикторных мышц
Рисунок IV-15. Положение пальцев и рук при высвобождении энергетических кист из десен и зубов
Затем я сильно желаю высвобождения и слежу за тем, как оно происходит в процессе самокоррекции. Когда высвобождение завершится, чувствую огромное облегчение.
Для освобождения подподъязычньгх мышц (лопаточно-подъязычной, грудинно-подъязычной и щитовидно-подъязычной) положите одну руку на горло, а другую ниже средних шейных позвонков. Сильно пожелайте освобождения. Следуйте за процессом самокоррекции. Поддерживайте его, если это требуется, и ожидайте освобождения. (Кажется, слишком просто, не правда ли? Радуйтесь. Уверен, что Природой все задумано именно так.)
Рисунок IV-16. Положение рук при освобождении подподъязычной мускулатуры и других мягких тканей
После проведения описанных высвобождений я снова возвращаюсь к оценке области рта и приступаю к высвобождению энергетических кист, эмоций и травм зубов. Для оценки зубов я прошу пациентов раскрыть рот. Затем подушечками двух пальцев я касаюсь кусающих поверхностей верхних или нижних коренных зубов и малых коренных зубов с обеих сторон. Нужно высвободить и верхние, и нижние зубы. С каких вы начнете, не имеет значения.
Установив пальцы на кусающих поверхностях зубов, вы вскоре обнаружите, что отдельные зубы или группа зубов обладают большей или меньшей энергией по сравнению с остальными. В этом случае я ставлю кончик пальца на латеральную и медиальную сторону такого зуба, передаю ему пожелание освобождения и жду отклика. Примерно через минуту зуб самостоятельно начинает изменять свое положение в верхней или нижней челюсти, в зависимости от того, где вы работаете. Следуйте за его движением к высвобождению, которое означает завершение работы с данным зубом. Снова оцените его и переходите к следующему зубу.
Для оценки клыков и резцов я держу сразу два или три зуба между большим и указательным или средним пальцами. Зуб или зубы, требующие внимания, сами укажут на себя и начнут терапевтическое изменение положения. В этот момент нужно сосредоточиться на этом зубе. Зарядите его энергией и проследуйте с ним до самого освобождения. Когда больше ни один зуб не проявляет желания изменить положение и освободиться, процесс исправления зубов завершен. Прежде чем переходить к следующим аспектам, я еще два-три раза проверяю зубы. Не торопитесь, на передачу вашему сознанию послания от зуба может уйти минута или две.
Рисунок IV-17. Положение руки для высвобождения скуловой кости
(Если вы работаете в паре, было бы неплохо, чтобы один врач проверял структуру дуг пациента, пока другой занимается освобождением зубов. Это позволит вам увидеть взаимосвязь между зубами и всем телом.)
Существует еще одна методика оценки, которую я применяю, прежде чем закончу работать с лицом, горлом и ртом. Данная техника предполагает проверку функционирования скуловой кости, ее шовных связей с височной и лобной костями, верхней челюстью и ее воздействия на глазную впадину. Для этого я мягко, с учетом отклика тканей, помещаю палец между верхней челюстью (с наружной стороны) и скуловой костью. Чувствую, как скуловая кость смещается. Нужно, чтобы она шла вверх и наружу. Если этого не происходит, я слегка надавливаю на нее и удерживаю давление некоторое время. Как правило, этого достаточно, чтобы восстановить подвижность скуловой кости. Если сопротивление кости больше, чем может выдержать данный палец, я беру большим пальцем округлый край скуловой кости. Теперь кость находится между пальцем в полости рта и большим пальцем на округлом крае кости. Мягко оттягиваю скуловую кость в переднебоковом направлении. При этом происходит декомпрессия швов и глазной впадины. Повторю еще раз, что следует прилагать малую силу, но в течение большего времени. Применение меньшей силы долгое время намного предпочтительнее большей силы за короткий период, поскольку при этом не вызывается сопротивление ткани и защитной реакции и не создается опасность вторичной дисфункции органа.
В 1990 году мне посчастливилось работать с 26-летнсй пациенткой. Четыре года назад ее задел автомобиль. Девушка сочла, что травма не серьезная, и отказалась от медицинской помощи на месте происшествия. Теперь, спустя четыре года, после многочисленных приемов у врачей она оказалась в нашем институте с острой не проходящей болью в горле и спазмом передних шейных мышц. Пациентке был поставлен диагноз атипичной кривошеи, подтвержденный разными специалистами и лабораторными исследованиями. Во время терапевтического сеанса я увидел, что у нее сокращены надподъязычные и фарингеальные мышцы (без эмоциональной составляющей). Это был первый случай в моей практике, когда диагноз был столь очевиден. Через четыре сеанса после применения техники освобождения основания рта и фарингеальных констрикторных мышц, как описывалось выше, девушка совершенно избавилась от боли.
Следует помнить, что случаи, когда мы имеем дело с одними мышцами, встречаются крайне редко. После выполнения процедур на горле и в полости рта большинство пациентов начинают бурно выражать
свои чувства и эмоции. Этот процесс может начаться даже во время высвобождения или сразу по окончании. Если эмоциональный выброс начался, не останавливайте его, не препятствуйте потоку энергии, выходящей изо рта и горла. При этом могут произноситься как отдельные звуки и крики, так и слова.
После завершения начального экспрессивного освобождения я приступаю к работе над чакрой горла и оценке векторно-осевой системы (как описывалось в Главе III). Для работы с чакрой положите одну руку под шею, а другую на горло пациента. Настройтесь и почувствуйте энергию. Нащупайте чакру. Она может быть блокирована, повернута против часовой стрелки (вместо поворота по часовой стрелке) и тому подобное. Предложите ей восстановиться. Вполне вероятно, что она примет ваше предложение. Далее почувствуйте, как действует нормально функционирующая чакра горла. Она повернется по часовой стрелке и поднимет вашу руку над горлом. Бывает одна чакра посередине, но встречаются и две чакры по обе стороны от Адамова яблока. Оба случая вполне разрешимы18.
18См. «CranioSaoral Therapy II, Beyond the Dura», стр. 229-230, описание чакр и их лечения
Вполне возможно, что на следующем сеансе пациент скажет, что он наконец высказал то, о чем давно собирался сказать. Или же что он начал петь в душе. Или что теперь он может плакать, смеяться и так далее и тому подобное. Это по-настоящему хорошая работа. Не торопитесь, не упускайте деталей и наслаждайтесь плодами своего труда.