Квантовая физика возникла благодаря исследованиям Макса Планка в 1900 году. Примерно в этот период Планк создал квантовую теорию. Согласно предложенной им концепции, в физическом мире не существует такого понятия, как континуум. Энергия, движение, масса существуют в виде крошечных порций или квантов. Эти кванты настолько малы, что создают видимость непрерывности, но при мельчайшем рассмотрении обнаруживается, что все вещи, в том числе движение, состоят из малых частиц. Например, осциллятор не может принимать или выпускать энергию непрерывно. Это происходит дискретными порциями, которые Планк назвал «квантами». Каждый квант обладает своим собственным количеством энергии. В электромагнитном излучении квантом является фотон.
В 1905 году Эйнштейн использовал квантовую теорию Планка для объяснения фотоэффекта. С помощью этой теории Бор создал модель атома в 1913 году. Позднее, в 1933 году Эрвин Шредингер получил Нобелевскую премию за создание волнового уравнения, давшего начало развитию квантовой механики в современном виде. Квантовая механика описывает поведение электрона и элементарных частиц. Квантовая электродинамика занимается изучением движения заряженных частиц в квантовом поле. Она объясняет взаимодействие электронов и позитронов, а также излучение. Вся квантовая наука возникла благодаря прозрению Макса Планка, который сформулировал квантовую теорию. Но какое отношение имеют квантовая теория и квантовая физика к образам и диалогу? Давайте посмотрим.
С 1960 по 1964 годы мне посчастливилось заниматься преподаванием и исследовательской работой под руководством удивительного человека, Стейси Ф. Хоувелла. Он был биохимиком, и я был его первым и единственным аспирантом. Стейси был уже немолод, собирался на пенсию и делился со мной своими мыслями и идеями, накопленными за долгую жизнь. Доктор Хоувелл много занимался вопросами физических величин. Он выдвинул предположение, что молекула может служить мини-моделью галактики, а атомное ядро с электронами — мини-моделью Солнечной системы. По мнению Хоувелла, аналогичные связи действуют везде, различаясь только размерами. Каждая частица является голограммой целого, фрагментом которого она служит. Хоувелл мог часами говорить на эту тему. Клетка, по его мнению, представляла собой мини-человека, а электрон — вращение Земли вокруг Солнца — ядра.
Предоставив свободу воображению, можно аналогично рассматривать электроны и их возможную связь с людьми, сознанием, воображением и образами. Когда электроны выстреливаются из электронной пушки, как это происходит при работе телевизора, они ведут себя и как волны, и как частицы. Обнаружение волновых или корпускулярных свойств электронов зависит от способа наблюдения. Если электроны выбрасываются через щель в камеру Вильсона, они ведут себя как частицы (корпускулы). То есть, проходя сквозь туман в камере, они оставляют след, видимый наблюдателю. С другой стороны, если выпускать электроны через ту же щель, но на фотопленку, следы будут свидетельствовать о волновой природе электронов. Отсюда возникает спор о свойствах электронов.
Такое очевидное расхождение во мнениях о природе электрона заставляет некоторых физиков-теоретиков задуматься над тем, не является ли электрон одновременно и частицей, и волной, проявляющий различные свойства в зависимости от способа наблюдения. Другой вопрос ставится так: как бы повел себя электрон в отсутствие наблюдателя? Возможно, электрон обладает сознанием, которое понимает наши затруднения и потребность выяснить его природу. Может быть, он хочет подстроиться под нас. То есть, если мы ищем свойства частицы, электрон ведет себя как частица. Если мы хотим обнаружить волновые свойства, он представляется волной. Порой электрон действует вопреки ожиданиям наблюдателя. Такое случается довольно часто. Результаты одного опыта противоречат результатам другого. Являются ли электроны мини-людьми? Некоторые поступают так, как от них ожидают, а некоторые действуют вопреки всяким ожиданиям. Если электроны во время опыта действуют согласно ожиданиям экспериментатора, то как они проявляют себя вне опыта? Действует ли электрон в отсутствие наблюдателя, или же только наблюдение запускает процесс движения этой частицы?
Когда ваши руки воспринимают что-то, то находилось ли это «что-то» там до того, как вы поднесли свои руки? Многие врачи рассказывали о наблюдении новых ритмов и новых векторов. Это одновременно удивляет и успокаивает. Присутствовали ли эти ритмы и векторы до наблюдения врача? Похоже, что мы имеем дело с воображением, и складывается впечатление, что я ставлю под сомнение информацию, получаемую мануальными терапевтами. Это не так. Самое поразительное заключается в том, что воображаемые ритмы и векторы зачастую успешно помогают добиться положительных терапевтических результатов.
Во время обсуждения этого вопроса на занятиях весной 1989 года одна из присутствующих врачей поделилась своим опытом. Ей трудно было представить описанную мной векторно-осевую систему. Будучи активной творческой личностью, она придумала собственные оси и векторы, которые служили поставленным целям. Так вот эти воображаемые/придуманные/импровизированные векторы очень помогали врачу и пациентам. Позитивный терапевтический результат был достигнут. Женщина утверждала, что многократно прибегала к помощи изобретенных векторов, и процент благополучного исхода лечения был достаточно высоким. Я вполне этому верю.
Работая с пациентом, мы можем получить то, на что рассчитываем, но можем увидеть и совершенно противоположный эффект. Так же как отдельные электроны, люди по-разному реагируют на наши действия. Если мы хотим почувствовать краниосакральную систему, мы се почувствуем. Если мы ожидаем, что манипуляции в краниосакральной системе дадут положительный терапевтический эффект, так и будет.
Если мы можем представить образ пациента, к которому мы совместно искренне стремимся, наше желание исполнится. Возможно, как и у электронов, реальность возникает в момент восприятия. Если это так, то представление чего-либо приводит к его реализации. При правильном использовании терапевтические образы и диалог обладают редкой по эффективности терапевтической моделью.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
Терапевтический образ может возникнуть либо спонтанно (если «спонтанность» вообще существует), либо в ответ на вашу просьбу. В обоих случаях о появлении важного образа вам подскажет «детектор значимости» — внезапная остановка краниосакрального ритма. Когда вы просто работаете с телом пациента, не разговаривая и не повторяя его положение (в отличие от телесно-эмоционального освобождения), то резкая остановка краниосакрального ритма и есть детектор значимости. Ритм может остановиться при положении тела в крайней флексии, крайней экстензии или где-то посередине. Остановка произойдет, когда вся система придет в состояние высокой степени напряженности. Этим она отличается от расслабленного состояния краниосакральной системы при наведении точки покоя.