Осн. принципы и формы борьбы с монополией впервые б.выработаны и апробированы в США, впоследствии они были применены странами Зап.Евр. и Яп.. Зарождение антимон. политики в США стало объективной реакцией на процессы концентрации пр-ва и капитала конца XIX – нач. XX .. Эта политика неоднократно корректировалась с учетом изменений эк.и соц.усл.развития страны. Основой антимон. политики в США явл. антитрестовское зак-во -свод утвержденных конгрессом юр. актов, опред. допустимость той или иной практики субъектов хоз-я с т.зр. ее воздействия на конкуренцию. Осн. органами антимон. контроля в США являются Фед.торговая комиссия и Антитрестовский отдел Мин. юстиции.
Другие важные антимон. акты, принятые в США: 1) Акт Клейтона (1914 г.), Дан. закон поставил под контроль антитрестовских органов США горизонт., вертик. и конгломератные слияния и поглощения. Например, он запрещает приобретение одной компанией акций др. фирмы даже в тех случаях, когда это явно не ведет к образованию монополии, но м.сущ-но ослабить конкуренцию на том или ином рынке.
2) Акт Фед. торговой комиссии (1914г.) пресекает нечестные методы конкуренции. Этим актом был создан исполнит. антимон. орган – Фед. торговая комиссия - с широкими административными полномочиями (регламентация правил торговли, расследование деят-ти той или иной компании, борьба с ложной рекламой).
3) Акт Робинсона-Пэпгшта (1936 г.) запретил практику ценовой дискриминации при продаже идентичной продукции различным конкурирующим компаниям или на различных территориальных рынках, ввел уголовную ответственность за проведение политики хищнических цен,
Антимон. зак-во в странах Зап-Евр-форм-сь после второй мировой войны. Основы его были заложены в 1957 году Римским договором, положившим начало образованию европейского общего рынка. Антимон. Европ. право основано на двух принципах: 1) запрещения монополий и 2) контроля и регулирования их деят-ти . Оба принципа по-разному сочетаются в зак-ве разных стран.
Запретительный принцип в большей мере присущ западногерм. законодательству. Его основы были заложены антикартельным законом 1957 года, доп.рядом последоват.актов 60-80-х годов. В целом, для германского антим.зак-ва характерна америк. концепция, хотя и в более мягкой форме.
Во Фр и др.евр. странах получили распространение контролирующие и ограничительные принципы антимон.политики. Запрещены злоупотребления моноп.положением. Но в каждом конкретном случае требуется доказательство факта реального воздействия на конкуренцию.
Антимон.зак-тво стран Зап.Европы предполагает:
•Широкую гласность хоз деят-ти пред-й. Информация о всех поглощениях и слияниях, приобретениях участия публикуется в дел.изданиях, периодической печати.
• Регистрацию доминирующей фирмы в гос. реестре.
• Условия защиты интересов филиалов крупных компаний и зависимых от доминир. фирмы пред-й.
• Охрану интересов потребителей.
Во всех европейских странах доминирующее положениеквалифицируется как антиконкур. фактор. За доминирующим предприятием устанавливается особый контроль.
В 80-е годы было принято антимон. зак-во стран ЕС. кот.содержит более мягкие по сравнению с нац.нормы, ограничивающие нарушения конкуренции. Оно направлено в первую очередь против злоупотреблений, способных повлиять на эфф-ть торговли между европ. странами.
Высокой эфф-ю и существенными особенностями характеризуется антимонопольное зак-во Японии.Здесь после второй мировой войны действиями оккупац.властей б.проведены глубокие институц. реформы. Одна из них - роспуск крупнейших концернов, доминировавших в японской эк. Другая - принятие в 1947 году Закона о запрещении частной монополии и поддержании добросовестной конкуренции.
Критерием доминирующего положения в соответствии с данным законом явл. доля одного крупнейшего поставщика, превыш. 50%, либо доля двух крупнейш.поставщиков, превыш. 75%.
Выделим особ.нормы яп.антимон. зак-ва
1)Жесткая регламентация слияний пред-й независимо от способа их осущ.предусматривает, что новая фирма, образ. в рез.слияния, не до.обладать более чем 25% рынка и (или) оказаться на первом месте в отрасли по объему выпуска продукции.
2)Банкам и др.фин.учреждениям разрешается им.не более 5% акций любой нефин. компании.
3)Запрещается переплетение директората, то е.совмещение управленч. постов в компаниях-конкурентах.
4)Огранич. разрастание филиальной сети корпораций: крупная компания не им.права вкладывать в акции др. компаний ср-ва, превышающие ее собств. акц.капитал или чистую ст-ть ее активов.
Специфика антикартельного закона Яп. - в большом числе исключений, освобождающих целые отрасли и группы пред-й от действий данной статьи. Такие исключения распространяются на след.случаи:
• внешнеторг. деят-ть; разрешены экспортные и имп. картели, а также картелирование мелких пред-й, чтобы обеспечить им доступ на внешний рынок;
• международные соглашения о патентах и авторских правах, о покупке лицензий и ноу-хау.
Кроме того, создание картелей разрешается в периоды циклич.спадов пр-ва (на срок до 6 месяцев), а также для осущ-я модернизации отраслей пром-ти и структурной перестройки.