Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы совр. бюдж-нал. системы



На первом этапе эк реформ содержание фин пол.опред-сь общими процессами либера­лизации хоз деят-ти (либерал-й цен и внешнеэк. связей, приватизацией соб-ти). В усл. быстрого роста цен гла.целью ФП стало ↓ инфляции и ↓ бюдж. де­фицита. Происходят сущ. изменения в фин механизме.

Форм. новый подход к бюдж. расходам, ме­няется их структура: общ.сумма расходов на эк по сравнению с 80-ми г ↓ в 3-4 раза.

Федерализация эк.отношений, разделение прав и ответс-ти фед., реги. и мест.уровней упр-ия привели и к разделению бюдж.сис­темы на три автономных уровня. Возникла новая сфера фин политики – межбюдж. отношения.

Реформа в доходной части бюджета сост.в переходе от двухканальной системы платежей в бюджет к многоканаль­ной системе налогов.

Трансформировался механизм фин-я бюдж. дефицита: вместо прямого заимствования средств у ЦБ РФ возникла система кр/ср.обяза­тельств, продаваемых юр. и физ. лицам. В свя­зи с эт.в классиф-и бюдж. расходов появилась спе­ц. статья - обслуживание внутр. долга.

Реформировалась и система упр-я финансами: наря­ду с МинФином РФ часть фин-х фун-й стали выполнять вновь созданные фин. учреждения: Мин-во по нал. и сборам, Фед. служба нал. полиции, Счетная палата, Гос. тамож.комитет и др.

Существ.изменения произошли в валют.полити­ке.- децентрализация исп-я вал.выручки и ↓ роли доходов от внешней торговли в фор­м-и бюджета.

В сложной эк.обстановке 90-х гг. в бюдж-нал системе развивались кризисные явления:

1)Наблюдался все больший отрыв объема обязательств г-ва от его доходов, ↑ задолженность бюджета пе­ред населением, рег., пред-ми.

2)Нарастал дисбаланс между реальной структурой дохо­дов (ВВП) и нал.системой, сохр-ей повышен. нагрузку на налогоплат.

3) Имела место рассоглас-ть процедур форм-я и исполн-я бюджета.

4)Особой проблемой стало недопоступление нал.платежей в связи с эк.спадом, кризисом неплате­жей, прямым уклонением от уплаты налогов.

5)Запутанным и неэффективным стал механизм перерас­пр-я ср-в м/у бюджетами разл. уровней, вкл. отчисления от регулирующих доходов, субвенции, дотации, трансферты.

Все эти и др. проблемы поставили вопрос о реформе гос. финансов в к.90-х г.Стратегич. цель данной реформы – форм-е активов г-ва, достат-х для обеспечения его д/ср.платежеспособ­ности, покрытия внутр. и внеш.обяз-в.

Выделяется три базисных эл-та бюдж-нал реформы.

1реформирование нал.системы, направл.на создание норма-х усл. для реального сектора эк, ↓нал. бремени, упрощение нал.систе­мы, сокр-е к-ва налогов, уплач.предпр-ми. Все эти изменения реализуются с введением Нал.Кодекса РФ.

2реформа в сфере гос.расходов, предпол.упорядочение гос.расходов, их полную инвентаризацию, переход к нормативному методу планирования на основе показателей бюдж. обеспеченности. Основы но­вой бюдж.системы Р. заложены в Бюджетном кодексе РФ.

3реформа в сфере межбюдж.отношений, предпо­л. упрощение этих отнош-й, перевод их на норматив­ную основу, ↑ прав и ответ-ти рег. и мест. властей за испол-е находящихся в их распор-и фин. ресурсов.

 

24.

Понятие кред.системы.

Кред.система предст.собой сов-ть кред.-фин. учреждений, создающих, аккумулирую­щих и предоставляющих ден. ср-ва на усл-х воз­вратности, срочности и платности.

Сущ-е таких учреждений связано с возникающим в хоз жизни противоречием. В кажд. данн.мо­мент времени у одних участников рын.отн-й возни­кают временно свободные ден.ср-ва (в связи с несов­падением моментов реализации гот.прод-и и приобре­тения нов.партий необходимых рес-в), а у др. хоз-х субъектов - потребность в доп. ср-х.

Кредитная система вкл.банковскую систему и сово­к-ть небанковских кред-фин институтов, спо­собных аккумулировать временно своб.ср-ва и разме­щать их с помощью кредита. К небанковским институтам от­носятся: инвестиц., фин. и страх. компании, пенс.фонды, ломбарды, кредит. кооперация. Фор­мально эти учреждения не явл.банками, но выполняют ряд банковск. опер-й, конкурируют с банками.

 

25.

Основные инструменты ДК регулирования.

Сущ. три осн.инструмента регул-я го­с-м ден.массы в обращении посредством банк. системы.

1.Операции на открыт.рынке.Путем покупки или продажи на открытом рынке гос. цен. бумаг ЦБ м. осущ. либо вливание резервов в кред. систему г-ва, либо их изъятие. Эти опера­ции обычно проводятся ЦБ совместно с груп­пой крупных банков и др.фин-кред. учрежде­ний.

Если наблюдается излишек ден массы в обращении, то для его ↓ ЦБ начинает активно предлагать гос цен. бумаги на откр. рынке (банкам или нас-ю). Предл цен. бумаг ↑, их рын. цена падает. Население и банки начинают активно покупать правит-е цен.бумаги. Это при­водит к ↓ банк.резервов, что в свою очередь ↓ предл денег в пропорции, равной банк. мультипликатору.

И наоборот, если на ден.рынке наблюдается недос­таток ден.ср-в в обращении, ЦБ начи­нает политику по расширению ден. предложения - скупа­ет гос цен.бумаги у банков и населения. Спрос на правит-е ценные бумаги ↑, их рын. цена ↑. Население и банки начинают активно продавать эти цен. бумаги, что приводит в конечном счете к ↑ банк.резервов и к мультипликативному ↑ ден.предложения.

В Р.применение его оч.за­труднено ввиду неразвитости рынка цен.бумаг, а также из-за инфляции.

2. Политика учетной ставки(дисконтная политика). Уч.ставка - это %, под кот. ЦБ предост-т кредиты комм-банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. ↓ уч. ставки делает для комм. банков займы резервных фондов отно­сит.дешевыми. Комм. банки чаще прибегают к таким кредитам, и их избыточные резервы ↑. Это вызывает мультипликативное ↑ кол-ва денег в обращении. Наоборот, ↑ уч.ставки делает займы резер.фондов невыгодными, кредиты становятся дороже. ↓ банковских резервов приводит к мультипликативному ↓ ден. предл.

Обычно политика уч.ставок проводится согласован­но с деят-ю ЦБ на открытом рынке. При продаже гос цен.бумаг на откр.рын­ке в целях ↓ ден предл. ЦБ уст-т высокую уч. ставку (выше доходности цен. бумаг). Это ускоряет процесс продажи гос цен.бумаг. Скупая гос цен.бум. на от­кр. рынке, ЦБ ↓ уч. ставку (ниже доходности цен.бум.). В этой ситуации комм. банкам выгодно занимать резервы у ЦБ и направлять им-ся ср-ва на покупку более доходных гос цен.бум.у населения, кот.заинтере­совано в их продаже.

В Р.политика уч.ставки в регулирующих целях практич.не применялась. Ставка рефинанс-я ЦБ в теч. всех 90-х годов оставшись оч.вы­сокой. Несмотря на тенденцию к ↓, и в настоящее вре­мя она высока (18%). Это исключает применение монетарных методов регул-я в нашей эк.

3. Изменение нормы обязат. банк-х резер­вов.При ее ↑ ЦБ происходит ↓ избыточных банк. резервов и мультипликатив­ное ↓ ден предл.Наоборот, при ↓ данной нормы ден.предл расширяется с учетом мультип-го эффекта. Эт.метод рег-я считается самым сильным, поскольку затрагивает основы всей банк.системы. Даже незначит.изменения нормы обязат.резервов мо.вызывать сущ-е изменения в объеме банк. депозитов и кредита.

Обязат. резервы, уст. ЦБ Р в 90-е г, по рублевым вкладам сост. от 8 до 20 % в зависимости от срочности депозита (чем меньше предельн. срок вклада, тем меньше обязат.лимит), по депозитам в ин.валюте мин. резерв сост. 1,5-6%. В США по срочным и сберегательным вкладам они сост. 3-5%.

 

 

26.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.