На первом этапе эк реформ содержание фин пол.опред-сь общими процессами либерализации хоз деят-ти (либерал-й цен и внешнеэк. связей, приватизацией соб-ти). В усл. быстрого роста цен гла.целью ФП стало ↓ инфляции и ↓ бюдж. дефицита. Происходят сущ. изменения в фин механизме.
Форм. новый подход к бюдж. расходам, меняется их структура: общ.сумма расходов на эк по сравнению с 80-ми г ↓ в 3-4 раза.
Федерализация эк.отношений, разделение прав и ответс-ти фед., реги. и мест.уровней упр-ия привели и к разделению бюдж.системы на три автономных уровня. Возникла новая сфера фин политики – межбюдж. отношения.
Реформа в доходной части бюджета сост.в переходе от двухканальной системы платежей в бюджет к многоканальной системе налогов.
Трансформировался механизм фин-я бюдж. дефицита: вместо прямого заимствования средств у ЦБ РФ возникла система кр/ср.обязательств, продаваемых юр. и физ. лицам. В связи с эт.в классиф-и бюдж. расходов появилась спец. статья - обслуживание внутр. долга.
Реформировалась и система упр-я финансами: наряду с МинФином РФ часть фин-х фун-й стали выполнять вновь созданные фин. учреждения: Мин-во по нал. и сборам, Фед. служба нал. полиции, Счетная палата, Гос. тамож.комитет и др.
Существ.изменения произошли в валют.политике.- децентрализация исп-я вал.выручки и ↓ роли доходов от внешней торговли в форм-и бюджета.
В сложной эк.обстановке 90-х гг. в бюдж-нал системе развивались кризисные явления:
1)Наблюдался все больший отрыв объема обязательств г-ва от его доходов, ↑ задолженность бюджета перед населением, рег., пред-ми.
2)Нарастал дисбаланс между реальной структурой доходов (ВВП) и нал.системой, сохр-ей повышен. нагрузку на налогоплат.
3) Имела место рассоглас-ть процедур форм-я и исполн-я бюджета.
4)Особой проблемой стало недопоступление нал.платежей в связи с эк.спадом, кризисом неплатежей, прямым уклонением от уплаты налогов.
5)Запутанным и неэффективным стал механизм перераспр-я ср-в м/у бюджетами разл. уровней, вкл. отчисления от регулирующих доходов, субвенции, дотации, трансферты.
Все эти и др. проблемы поставили вопрос о реформе гос. финансов в к.90-х г.Стратегич. цель данной реформы – форм-е активов г-ва, достат-х для обеспечения его д/ср.платежеспособности, покрытия внутр. и внеш.обяз-в.
Выделяется три базисных эл-та бюдж-нал реформы.
1реформирование нал.системы, направл.на создание норма-х усл. для реального сектора эк, ↓нал. бремени, упрощение нал.системы, сокр-е к-ва налогов, уплач.предпр-ми. Все эти изменения реализуются с введением Нал.Кодекса РФ.
2реформа в сфере гос.расходов, предпол.упорядочение гос.расходов, их полную инвентаризацию, переход к нормативному методу планирования на основе показателей бюдж. обеспеченности. Основы новой бюдж.системы Р. заложены в Бюджетном кодексе РФ.
3реформа в сфере межбюдж.отношений, предпол. упрощение этих отнош-й, перевод их на нормативную основу, ↑ прав и ответ-ти рег. и мест. властей за испол-е находящихся в их распор-и фин. ресурсов.
24.
Понятие кред.системы.
Кред.система предст.собой сов-ть кред.-фин. учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих ден. ср-ва на усл-х возвратности, срочности и платности.
Сущ-е таких учреждений связано с возникающим в хоз жизни противоречием. В кажд. данн.момент времени у одних участников рын.отн-й возникают временно свободные ден.ср-ва (в связи с несовпадением моментов реализации гот.прод-и и приобретения нов.партий необходимых рес-в), а у др. хоз-х субъектов - потребность в доп. ср-х.
Кредитная система вкл.банковскую систему и совок-ть небанковских кред-фин институтов, способных аккумулировать временно своб.ср-ва и размещать их с помощью кредита. К небанковским институтам относятся: инвестиц., фин. и страх. компании, пенс.фонды, ломбарды, кредит. кооперация. Формально эти учреждения не явл.банками, но выполняют ряд банковск. опер-й, конкурируют с банками.
25.
Основные инструменты ДК регулирования.
Сущ. три осн.инструмента регул-я гос-м ден.массы в обращении посредством банк. системы.
1.Операции на открыт.рынке.Путем покупки или продажи на открытом рынке гос. цен. бумаг ЦБ м. осущ. либо вливание резервов в кред. систему г-ва, либо их изъятие. Эти операции обычно проводятся ЦБ совместно с группой крупных банков и др.фин-кред. учреждений.
Если наблюдается излишек ден массы в обращении, то для его ↓ ЦБ начинает активно предлагать гос цен. бумаги на откр. рынке (банкам или нас-ю). Предл цен. бумаг ↑, их рын. цена падает. Население и банки начинают активно покупать правит-е цен.бумаги. Это приводит к ↓ банк.резервов, что в свою очередь ↓ предл денег в пропорции, равной банк. мультипликатору.
И наоборот, если на ден.рынке наблюдается недостаток ден.ср-в в обращении, ЦБ начинает политику по расширению ден. предложения - скупает гос цен.бумаги у банков и населения. Спрос на правит-е ценные бумаги ↑, их рын. цена ↑. Население и банки начинают активно продавать эти цен. бумаги, что приводит в конечном счете к ↑ банк.резервов и к мультипликативному ↑ ден.предложения.
В Р.применение его оч.затруднено ввиду неразвитости рынка цен.бумаг, а также из-за инфляции.
2. Политика учетной ставки(дисконтная политика). Уч.ставка - это %, под кот. ЦБ предост-т кредиты комм-банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. ↓ уч. ставки делает для комм. банков займы резервных фондов относит.дешевыми. Комм. банки чаще прибегают к таким кредитам, и их избыточные резервы ↑. Это вызывает мультипликативное ↑ кол-ва денег в обращении. Наоборот, ↑ уч.ставки делает займы резер.фондов невыгодными, кредиты становятся дороже. ↓ банковских резервов приводит к мультипликативному ↓ ден. предл.
Обычно политика уч.ставок проводится согласованно с деят-ю ЦБ на открытом рынке. При продаже гос цен.бумаг на откр.рынке в целях ↓ ден предл. ЦБ уст-т высокую уч. ставку (выше доходности цен. бумаг). Это ускоряет процесс продажи гос цен.бумаг. Скупая гос цен.бум. на откр. рынке, ЦБ ↓ уч. ставку (ниже доходности цен.бум.). В этой ситуации комм. банкам выгодно занимать резервы у ЦБ и направлять им-ся ср-ва на покупку более доходных гос цен.бум.у населения, кот.заинтересовано в их продаже.
В Р.политика уч.ставки в регулирующих целях практич.не применялась. Ставка рефинанс-я ЦБ в теч. всех 90-х годов оставшись оч.высокой. Несмотря на тенденцию к ↓, и в настоящее время она высока (18%). Это исключает применение монетарных методов регул-я в нашей эк.
3. Изменение нормы обязат. банк-х резервов.При ее ↑ ЦБ происходит ↓ избыточных банк. резервов и мультипликативное ↓ ден предл.Наоборот, при ↓ данной нормы ден.предл расширяется с учетом мультип-го эффекта. Эт.метод рег-я считается самым сильным, поскольку затрагивает основы всей банк.системы. Даже незначит.изменения нормы обязат.резервов мо.вызывать сущ-е изменения в объеме банк. депозитов и кредита.
Обязат. резервы, уст. ЦБ Р в 90-е г, по рублевым вкладам сост. от 8 до 20 % в зависимости от срочности депозита (чем меньше предельн. срок вклада, тем меньше обязат.лимит), по депозитам в ин.валюте мин. резерв сост. 1,5-6%. В США по срочным и сберегательным вкладам они сост. 3-5%.