Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Показатели гос сектора. Функции и особенности гос пред-й



Масштабы гос сектора в промышл. раз­витых странах неодинаковы.

Значит. гос сектор присутствует в та­ких странах, как Фр., Вел., Ит. во Фр - до 35% в пром-ти, до 95% в фин сфере, в Ит гос сектор дает 39-42% ВВП, в том числе в пром-ти - 30%.

Вторую группу сост. страны с небольшим гос. сектором, хотя и достаточно активным: США и нек. др.Так, в США гос. собств-ть со­ст.т ок.20% нац. богатства; в Яп. на гос пр-я прих-ся прим.10% ОФ и 9% занятых в эк.

Третья группа - это страны с особым устройством гос сектора. (Гер, где этот сектор предст. гл.обр.участием г-ва в акционерном капитале, а гос пред-я как таковые отсутствуют.

Страны различаются и путями создания гос сектора в пр-ве:

1)строительство пред-й за счет средств гос бюджета (ВПК), этот путь хар-н для США;

2)национализация отд.пред-й и целых отрас­лей, прежде всего убыточных, этот путь хар-н для Вел- и Фр. Во Фр. в 1982 году была про­ведена национализация банк.системы, охватившая 36 банков. Однако процессы национализации в разв.странах часто сменялись обратным процессом – денационал-й, приватизацией. С сер.80-х г.в значител.масшта­бах они осущ-сь в Вел. и Фр.

3)создание смешанных, гос-частных пр-й на основе акц. соб-ти. Такие пр-я практически не отлича.от крупных частных корпора­ций.(Германии)

Рассмотрим показатели, отр. масштабы и роль гос сектора в эк.

1.Доля гос расходов в ВВП страны. В стра­нах ОЭСР в начале 90-х г. она сос. ок.50%. Наи­б.высокий ее ур. - в Шв. (до 70%). относит. низкий - в Яп.и США (32-35%). В Р. в 1997-2001 г. ур. данного пок. снизился с 45 до 36%.

По размеру гос сектора Россия близка к группе пром.развитых стран, однако ее структура гос расходов существенно отличалась от структуры расходов гос бюджетов этих стран: высока доля дотаций убыточным отраслям (например, ЖКХ), относительно низка доля соц.трансфертов населению, недостаточны бюджетные расходы на инвестиции.

2.Доля потребления гос учреждений в ВВП, Это более точная хар-ка величины гос сектора, отражающая расходы на обеспечение пр-ва общественных благ.

3.Доля занятых на гос пред-х в об­щем числе занятых в эк, в т.ч.доля занятых в госаппарате.

Более частные пок-ли вел-ны гос сектора: доля добавл.стоимости на гос пред-х в ВВП; доля инвестиций гос пр-й в валовых инвестициях; доля соц.трансфертов в доходах населения.

Важное место в гос секторе занимают гос пред-я. Их основные функции:

•поддержание целостности обществ. воспр-го процесса, сглаживание цикл.колебаний;

• обеспечение прогрессивных структ. сдвигов в эк и НТП;

• проведение рег. политики;

• содержание и развитие соц.инфраструктуры, ох­рана окр.среды

В соотв.с определением Европ. центра гос предпр-тва, гос. явл всякое осуществляющее эк. деят-ть пред­приятие, в котором г-во обладает большей частью капи­тала или играет решающую роль в упр-и.

В заруб. лит. выделяют 3 типа субъектов, функц-х на базе гос. соб-ти.

1) «Общественные образования», цель кот. - поддер­жание общ.усл.сущ-ия г-ва, не заботя­щиеся о рентабельности (госаппарат, армия, полиция).

2)Субъекты, сост. «общественное хозяйство», функц-е кот.хотя и основывается на эк. принципе (мин. затрат, макс. эффекта), но пре­имущественно нацеливается на общ. пользу. Их дея­т-ть ориентирована не на прибыль, а на компенсацию се­бестоимости (ЦБ, почтовая и телеграфно-телефонная связь, комм. хоз-во).

3)«Общ пред-я», базирующиеся на об­щ.соб-ти, располагающие собственным К и имеющие целью извлечение прибыли (шахты, рудники, транспорт). На базе этих пред-й осущ-ся «общест. (гос) предприн-тво».

Отеч. исследователи данной проблемы вы­д. две большие группы гос.пр-й: го­с. монополии и гос. конкурентные пред-я, все они м.работать как в прибыльном, так и в неприбыльном режиме. Группа конкурентных гос пред-й, функц-х в режиме прибыли, сост. сферу гос предприн-ва.

Положение гос пред-й в рын. эк характ-ся двойственностью. С одной стор., благодаря гос поддержке у многих из них имеются специф. потенциальные источники сверхприбыли:

-значит. и стаб. объемы закупок сырья, мате­риалов, комплектующих и т.п., предпол. льготную оп­лату и скидки;

- доступность кредитов на особо выгодных усл.;

- получение экономии от масштабов пр-ва;

-устойчивая сеть дел.связей, приобщенность к ис­точ.инф-и о рынках сбыта и пост-х.

Эти преимущества создают возможности снижения из­держек пр-ва и увеличения прибыли.

С другой стор., сущ. повышенная уязвимость этих пред-й в усл. рынка:

-они никогда не м.б.полностью независимыми от г-ва, в их хоз деят-ти присутствуют рын. и нерын. мотивы, кот ставят в заведомо невыгодное положение с негос. пред-ми (им присуща зависимость не только от рын. конъюнктуры, но и от взаимоотн. с вышестоящей орг-й);

-ослабленный конкурентный тонус, поскольку они рас­считывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны г-ва (дотации, отсрочка или списание кред. задолженности, нал.льготы); это негативно отражается на ур.издержек, внедрении новшеств, качестве упр-я;

-работники гос пред-й становятся первыми жертвами жесткой гос политики по пре­одолению эк. спадов, на них в первую очередь рас­простр. меры по замораживанию ЗП, ог­раничению прав в конфликтах с админ-й, запрет забас­товок и др.

В Р. в ходе приватизации 90-х г.гос пред-я перестали играть доминир. роль в нац эк. Так, по сост. на 1 января 2001 года в гос и муниц. соб-ти находилось 11% учтенных пред., в частной - 75%, в смешанной -4,3%.Однако значение гос пред-й для рос. эк. остается сущест.. Относи­тельно высока доля гос соб-ти в таких жизненно важных сферах, как топливно-эн. ком­плекс, транспорт, связь.

В соответствии с ГК РФ в Р.возможны две организационно-правовые формы гос унитарных пред-й: пред-я, основ. на праве хоз. ведения и на праве операт. управления (казенные пред-я). Критерием в разграни­чении этих прав служит содержание и объем полномочий, кот пред-я получают от собст-ка на закреп. за ними имущество. Право хоз. ведения явл. более широким. Наоборот, работа казенных пред-й подлежит более жесткой регламентации со стороны г-ва. Для них установлен Порядок планирования и фин-я деят-ти. Кроме того, уполномоченным гос.органом разрабатывается ежегодный план-заказ для казен. пред-я, им.обязат.хар-р.

38-39.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.