Масштабы гос сектора в промышл. развитых странах неодинаковы.
Значит. гос сектор присутствует в таких странах, как Фр., Вел., Ит. во Фр - до 35% в пром-ти, до 95% в фин сфере, в Ит гос сектор дает 39-42% ВВП, в том числе в пром-ти - 30%.
Вторую группу сост. страны с небольшим гос. сектором, хотя и достаточно активным: США и нек. др.Так, в США гос. собств-ть сост.т ок.20% нац. богатства; в Яп. на гос пр-я прих-ся прим.10% ОФ и 9% занятых в эк.
Третья группа - это страны с особым устройством гос сектора. (Гер, где этот сектор предст. гл.обр.участием г-ва в акционерном капитале, а гос пред-я как таковые отсутствуют.
Страны различаются и путями создания гос сектора в пр-ве:
1)строительство пред-й за счет средств гос бюджета (ВПК), этот путь хар-н для США;
2)национализация отд.пред-й и целых отраслей, прежде всего убыточных, этот путь хар-н для Вел- и Фр. Во Фр. в 1982 году была проведена национализация банк.системы, охватившая 36 банков. Однако процессы национализации в разв.странах часто сменялись обратным процессом – денационал-й, приватизацией. С сер.80-х г.в значител.масштабах они осущ-сь в Вел. и Фр.
3)создание смешанных, гос-частных пр-й на основе акц. соб-ти. Такие пр-я практически не отлича.от крупных частных корпораций.(Германии)
Рассмотрим показатели, отр. масштабы и роль гос сектора в эк.
1.Доля гос расходов в ВВП страны. В странах ОЭСР в начале 90-х г. она сос. ок.50%. Наиб.высокий ее ур. - в Шв. (до 70%). относит. низкий - в Яп.и США (32-35%). В Р. в 1997-2001 г. ур. данного пок. снизился с 45 до 36%.
По размеру гос сектора Россия близка к группе пром.развитых стран, однако ее структура гос расходов существенно отличалась от структуры расходов гос бюджетов этих стран: высока доля дотаций убыточным отраслям (например, ЖКХ), относительно низка доля соц.трансфертов населению, недостаточны бюджетные расходы на инвестиции.
2.Доля потребления гос учреждений в ВВП, Это более точная хар-ка величины гос сектора, отражающая расходы на обеспечение пр-ва общественных благ.
3.Доля занятых на гос пред-х в общем числе занятых в эк, в т.ч.доля занятых в госаппарате.
Более частные пок-ли вел-ны гос сектора: доля добавл.стоимости на гос пред-х в ВВП; доля инвестиций гос пр-й в валовых инвестициях; доля соц.трансфертов в доходах населения.
Важное место в гос секторе занимают гос пред-я. Их основные функции:
• обеспечение прогрессивных структ. сдвигов в эк и НТП;
• проведение рег. политики;
• содержание и развитие соц.инфраструктуры, охрана окр.среды
В соотв.с определением Европ. центра гос предпр-тва, гос. явл всякое осуществляющее эк. деят-ть предприятие, в котором г-во обладает большей частью капитала или играет решающую роль в упр-и.
В заруб. лит. выделяют 3 типа субъектов, функц-х на базе гос. соб-ти.
1) «Общественные образования», цель кот. - поддержание общ.усл.сущ-ия г-ва, не заботящиеся о рентабельности (госаппарат, армия, полиция).
2)Субъекты, сост. «общественное хозяйство», функц-е кот.хотя и основывается на эк. принципе (мин. затрат, макс. эффекта), но преимущественно нацеливается на общ. пользу. Их деят-ть ориентирована не на прибыль, а на компенсацию себестоимости (ЦБ, почтовая и телеграфно-телефонная связь, комм. хоз-во).
3)«Общ пред-я», базирующиеся на общ.соб-ти, располагающие собственным К и имеющие целью извлечение прибыли (шахты, рудники, транспорт). На базе этих пред-й осущ-ся «общест. (гос) предприн-тво».
Отеч. исследователи данной проблемы выд. две большие группы гос.пр-й: гос. монополии и гос. конкурентные пред-я, все они м.работать как в прибыльном, так и в неприбыльном режиме. Группа конкурентных гос пред-й, функц-х в режиме прибыли, сост. сферу гос предприн-ва.
Положение гос пред-й в рын. эк характ-ся двойственностью. С одной стор., благодаря гос поддержке у многих из них имеются специф. потенциальные источники сверхприбыли:
-значит. и стаб. объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предпол. льготную оплату и скидки;
- доступность кредитов на особо выгодных усл.;
- получение экономии от масштабов пр-ва;
-устойчивая сеть дел.связей, приобщенность к источ.инф-и о рынках сбыта и пост-х.
Эти преимущества создают возможности снижения издержек пр-ва и увеличения прибыли.
С другой стор., сущ. повышенная уязвимость этих пред-й в усл. рынка:
-они никогда не м.б.полностью независимыми от г-ва, в их хоз деят-ти присутствуют рын. и нерын. мотивы, кот ставят в заведомо невыгодное положение с негос. пред-ми (им присуща зависимость не только от рын. конъюнктуры, но и от взаимоотн. с вышестоящей орг-й);
-ослабленный конкурентный тонус, поскольку они рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны г-ва (дотации, отсрочка или списание кред. задолженности, нал.льготы); это негативно отражается на ур.издержек, внедрении новшеств, качестве упр-я;
-работники гос пред-й становятся первыми жертвами жесткой гос политики по преодолению эк. спадов, на них в первую очередь распростр. меры по замораживанию ЗП, ограничению прав в конфликтах с админ-й, запрет забастовок и др.
В Р. в ходе приватизации 90-х г.гос пред-я перестали играть доминир. роль в нац эк. Так, по сост. на 1 января 2001 года в гос и муниц. соб-ти находилось 11% учтенных пред., в частной - 75%, в смешанной -4,3%.Однако значение гос пред-й для рос. эк. остается сущест.. Относительно высока доля гос соб-ти в таких жизненно важных сферах, как топливно-эн. комплекс, транспорт, связь.
В соответствии с ГК РФ в Р.возможны две организационно-правовые формы гос унитарных пред-й: пред-я, основ. на праве хоз. ведения и на праве операт. управления (казенные пред-я). Критерием в разграничении этих прав служит содержание и объем полномочий, кот пред-я получают от собст-ка на закреп. за ними имущество. Право хоз. ведения явл. более широким. Наоборот, работа казенных пред-й подлежит более жесткой регламентации со стороны г-ва. Для них установлен Порядок планирования и фин-я деят-ти. Кроме того, уполномоченным гос.органом разрабатывается ежегодный план-заказ для казен. пред-я, им.обязат.хар-р.