Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Встроенные стабилизаторы



 

Вторая составляющая фиск. политики - политика встроенных стабилизаторов(автомат. политика). Это эк механизм, кот. автоматически реагирует на изменение ситуации в эк. без каких-либо спец. шагов со стороны прав-ва.

Осн. встроенными стабилизаторами эк. яв­л.:

1) Изменение нал.поступлений в бюджет. Эти по­ст. зависят от величины доходов. В периоды роста ВНП доходы ↑ и нал.поступления авт-ки увели­чиваются, особенно при прогрессивном налогообложении. Рост налогов в опред. мере сдерживает быстрое ↑ покупат. способности и, следовательно, сдерживается эк. рост. Появл тенденция к ликвидации бюд­жетного дефицита и к сдерживанию инфляции. В периоды эк. спада налоговые поступления автом-ки со­кращаются, и это сдерживает ↓ покупат.спо­собности и сдерживает эк. спад. Обнаруживается тенденция к росту бюджетного дефицита, что оказывает стиму­л. воздействие на преодоление спада.

2) Трансфертные платежи гос-ва - пособия по безра­ботице и др. соц. выплаты, программы поддержания бедных слоев населения и т.п. Они препятствуют резкому ↓ совок. спроса в периоды эк.спа­да. В периоды подъема эти выплаты сокращаются, и тем самым сдерживается рост совок. спроса.

 

19.

Регулирующее воздействие налогов

Как известно, налоги вып. фиск. и регули­рующую функции. Посредством фиск. функции обесп-ся форм-е фин. ресурсов г-ва, акку­мулируемых в бюджете и внебюдж.фондах.

Регулирующая функцияналогов сост. в их воздейст­вии на поведение эк.субъектов – физ. и юр. лиц. С пом.нал.системы г-во м.регулировать темпы эк. развития и пропор­ции нац.эк-ки. От конкретных условий налого­обложения зависит эк. активность, ур.и струк­тура сов.спроса, возможности расширения пр-­ва в отдельных отраслях, процессы концентрации пр-ва и капитала. Размеры налогов часто определяют ур. оплаты труда и его формы, соотношение между издержками пр-ва и ценами на ТиУ.

1) Налоги явл. важнейшим средством антицикл. регул-я эк-ки.

2)Они активно влияют на структуру общ-го вос­пр-ва. С пом.нал.механизма г-во создает усл.для ускоренного накопления К в наибо­лее перспективных и соц. значимых отраслях.

3) Налоги исп-ся для выравнивания рег. различий, для стимул.ускоренного роста эк. неразвитых рег-в.

4)Они применяются для рег-я соц. сфе­ры. С их пом.г-тво воздействует на объем личного потребления, платежеспособный спрос населения.

5) Налоги исп-ся и для решения вопросов эколо­гии.

У регулирующей функции налогов выделяют три под­функции:

Стимулирующая подфункция направлена на развитие оп­ред. соц-эк процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).

Дестимулирующая подфункция предпол.сознатель­ное торможение опред.соц-эк про­цессов; реализуется через повышенные нал.ставки.

Воспроизводственная подфункция состоит в привлечении ср-тв в определенную отрасль для целей воспр-ва эксплуатируемых ресурсов; реализуется посредством платежей за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспр-во минерально-сырьевой базы.

 

20.

Роль налогов в ГРЭ

 

В мировой практике известны след. осн. ме­тоды нал. регулирования:

•изменение массы нал. поступлений;

• замена одних способов или форм обложения другими;

• дифференциация нал. ставок;

• изменение нал. льгот и скидок.

Нал. льготы м. быть общими для всех платель­щиков или спец. для их отдельн.групп. Они преду­сматривают нал. минимум, исключение из облагаемой суммы некот. видов расходов и доходов, возврат ранее уп­лаченных сумм, отсрочки платежа, инвестиц. премии, нал. скидки и кредиты.

Нал.е скидки м. устанавливаться в абс. сумме или в %х. Наибольшее распространение во всех странах получили инвестиц. скидки, а также скидки на истощение недр. Инвестиц. скидки направлены на стиму­л-е кап. вложений в пр-во и быстрого освоения новой техники. Скидки на истощение недр предостав­ляются предпр-м добывающей пром-ти, эксплуа­тирующим старые месторождения с более высокими издержка­ми.

Нал. кредит в отличие от обычных скидок пред­с.собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из налогообл. прибыли. Размер кредита м.зависеть от срока службы оборудования.

Своеобразной формой нал.скидки, стимулирующей рост инвестиций и обновление ОК, явл. ускоренная аморт-я. В результате ее применения ↓ сумма облагаемой налогом прибыли.

Качество нал.системы страны ха­ракт-ся показателем нал. нагрузки, или нал. бремени.

Доказано, что при ↑ нал.нагрузки на на­логоплат. эфф-ть нало.системы сначала ↑ и достигает своего макс., а затем начинает резко↓. При этом потери бюджетной системы становятся невосполним., так как опред.часть налогоплат. разоряется, сворачивает пр-во, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации уст-х и подлежащих уплате налогов. Если же у налогоплате. изымается более 40-50% его доходов, то это полностью ликви­дирует стимулы к предприн-ой активности и расшире­нию пр-ва.

Ур. нал. нагрузки в нац.эк. м. б. измерен 2 показателями.

1.Доля нал.поступлений в ВВП страны. Для Р. этот показатель со­ст.ок. 35% ВВП. Он значит.выше в скандинавск. странах (48-52%). В США и в Яп. - 28%, в Велик. - 35%, в Гер­.- 38%

2.Соотнош. нал. платежей с ден. массой М2 (нал.нагрузка на ден.массу). В конце 90-х годов Р.лидировала по ур. эт. показателя: 150% (в Польше и Венгрии - 98%, в Швеции -77%у во Фр. - 65%, в Гер. - 55%, в США - 30%, в Яп. - 12%).

Оптим.размер нал.бремени - центральная макроэк. проблема люб. г-ва. Кривая Лаффераотражает завис-ть бюдж.доходов от нал.бремени, а также зав-ть нал.базы от ↑ставок налога..

Кривая Лаффера

Изменение нал. ставки отраж. по оси Т. В ин­тервале от 0 до Т' ↑ нал.ставки ведет к ↑ поступлений в бюджет (ось Д), хотя и все более замед­л.темпами. На данном интервале ↓ налого­обл.базы (ось В) происходит медленнее, чем ↑ ставки, поскольку побудительные мотивы эк.субъ­ектов, их заинтересов.в легальном заработке серьезно не затрагиваются.

Ситуация меняется при достижении опр. преде­ла в т.Т': уплата нало. приводит к тому, что ЧД практич.не остается. Начинается спад эк.актив., а уклонение от нал. приобретает масс. ха­р-р. Происходит перемещение ВНП в сферу тен. эк. Несмотря на ↑ нал. ставки, поступ. доходов в бюджет ↓, так как ↓ налогообл.база.

Нал.предел – усл.точка в налогообл., в кот. достигается оптим.для налогопл. и гос. бюдж. доля ВНП, перераспр-го че­рез бюдж.систему. Сдвиг усл.точки в ту или иную сторону порождает конфликтные ситуации: массовое уклонение от на­л., бегство капиталов и др.

Для хар-ки изменения нал. поступлений под влиянием опред.эк. факв (ВНП, дох.нас.) применяется показа­тель нал. эластичности.

Коэфф.эластичности налогов пок-т, на сколько % изм.нал. поступления (по группе налогов или отдел.нал.) при изменении опреде­ляющего фактора на 1%:

Ет = ΔТ/ΔУ,

где

Ет – коэфф.нал. эласт-ти;

ΔТ – измен-е нал.поступл., %;

ΔУ – измен. ВНП или др. опред-го ф-ра, %.

Дан. коэфф.м. б. больше, равен или меньше единицы. Если он = единице, то доля нал.дох.г-ва в ВНП остается стаб. Если коэфф. > единицы, то нал.дох. ↑ более быстрыми темпами, чем ↑ ВНП, и удельный вес налог.доходов в ВНП ↑. При коэфф-те эла­стичности, меньшем единицы, доля нал. поступ. в ВНП ↓

в Р коэф.эл-ти нал. поступлений сост. 1,6, что означало: ↓ ВВП на 1% приводило к ↓ нал. поступле­ний на 1,6%

 

21.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.