Вторая составляющая фиск. политики - политика встроенных стабилизаторов(автомат. политика). Это эк механизм, кот. автоматически реагирует на изменение ситуации в эк. без каких-либо спец. шагов со стороны прав-ва.
Осн. встроенными стабилизаторами эк. явл.:
1) Изменение нал.поступлений в бюджет. Эти пост. зависят от величины доходов. В периоды роста ВНП доходы ↑ и нал.поступления авт-ки увеличиваются, особенно при прогрессивном налогообложении. Рост налогов в опред. мере сдерживает быстрое ↑ покупат. способности и, следовательно, сдерживается эк. рост. Появл тенденция к ликвидации бюджетного дефицита и к сдерживанию инфляции. В периоды эк. спада налоговые поступления автом-ки сокращаются, и это сдерживает ↓ покупат.способности и сдерживает эк. спад. Обнаруживается тенденция к росту бюджетного дефицита, что оказывает стимул. воздействие на преодоление спада.
2) Трансфертные платежи гос-ва - пособия по безработице и др. соц. выплаты, программы поддержания бедных слоев населения и т.п. Они препятствуют резкому ↓ совок. спроса в периоды эк.спада. В периоды подъема эти выплаты сокращаются, и тем самым сдерживается рост совок. спроса.
19.
Регулирующее воздействие налогов
Как известно, налоги вып. фиск. и регулирующую функции. Посредством фиск. функции обесп-ся форм-е фин. ресурсов г-ва, аккумулируемых в бюджете и внебюдж.фондах.
Регулирующая функцияналогов сост. в их воздействии на поведение эк.субъектов – физ. и юр. лиц. С пом.нал.системы г-во м.регулировать темпы эк. развития и пропорции нац.эк-ки. От конкретных условий налогообложения зависит эк. активность, ур.и структура сов.спроса, возможности расширения пр-ва в отдельных отраслях, процессы концентрации пр-ва и капитала. Размеры налогов часто определяют ур. оплаты труда и его формы, соотношение между издержками пр-ва и ценами на ТиУ.
2)Они активно влияют на структуру общ-го воспр-ва. С пом.нал.механизма г-во создает усл.для ускоренного накопления К в наиболее перспективных и соц. значимых отраслях.
3) Налоги исп-ся для выравнивания рег. различий, для стимул.ускоренного роста эк. неразвитых рег-в.
4)Они применяются для рег-я соц. сферы. С их пом.г-тво воздействует на объем личного потребления, платежеспособный спрос населения.
5) Налоги исп-ся и для решения вопросов экологии.
У регулирующей функции налогов выделяют три подфункции:
Стимулирующая подфункция направлена на развитие опред. соц-эк процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).
Дестимулирующая подфункция предпол.сознательное торможение опред.соц-эк процессов; реализуется через повышенные нал.ставки.
Воспроизводственная подфункция состоит в привлечении ср-тв в определенную отрасль для целей воспр-ва эксплуатируемых ресурсов; реализуется посредством платежей за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспр-во минерально-сырьевой базы.
20.
Роль налогов в ГРЭ
В мировой практике известны след. осн. методы нал. регулирования:
•изменение массы нал. поступлений;
• замена одних способов или форм обложения другими;
• дифференциация нал. ставок;
• изменение нал. льгот и скидок.
Нал. льготы м. быть общими для всех плательщиков или спец. для их отдельн.групп. Они предусматривают нал. минимум, исключение из облагаемой суммы некот. видов расходов и доходов, возврат ранее уплаченных сумм, отсрочки платежа, инвестиц. премии, нал. скидки и кредиты.
Нал.е скидки м. устанавливаться в абс. сумме или в %х. Наибольшее распространение во всех странах получили инвестиц. скидки, а также скидки на истощение недр. Инвестиц. скидки направлены на стимул-е кап. вложений в пр-во и быстрого освоения новой техники. Скидки на истощение недр предоставляются предпр-м добывающей пром-ти, эксплуатирующим старые месторождения с более высокими издержками.
Нал. кредит в отличие от обычных скидок предс.собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из налогообл. прибыли. Размер кредита м.зависеть от срока службы оборудования.
Своеобразной формой нал.скидки, стимулирующей рост инвестиций и обновление ОК, явл. ускоренная аморт-я. В результате ее применения ↓ сумма облагаемой налогом прибыли.
Качество нал.системы страны характ-ся показателем нал. нагрузки, или нал. бремени.
Доказано, что при ↑ нал.нагрузки на налогоплат. эфф-ть нало.системы сначала ↑ и достигает своего макс., а затем начинает резко↓. При этом потери бюджетной системы становятся невосполним., так как опред.часть налогоплат. разоряется, сворачивает пр-во, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации уст-х и подлежащих уплате налогов. Если же у налогоплате. изымается более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предприн-ой активности и расширению пр-ва.
Ур. нал. нагрузки в нац.эк. м. б. измерен 2 показателями.
1.Доля нал.поступлений в ВВП страны. Для Р. этот показатель сост.ок. 35% ВВП. Он значит.выше в скандинавск. странах (48-52%). В США и в Яп. - 28%, в Велик. - 35%, в Гер.- 38%
2.Соотнош. нал. платежей с ден. массой М2 (нал.нагрузка на ден.массу). В конце 90-х годов Р.лидировала по ур. эт. показателя: 150% (в Польше и Венгрии - 98%, в Швеции -77%у во Фр. - 65%, в Гер. - 55%, в США - 30%, в Яп. - 12%).
Оптим.размер нал.бремени - центральная макроэк. проблема люб. г-ва. Кривая Лаффераотражает завис-ть бюдж.доходов от нал.бремени, а также зав-ть нал.базы от ↑ставок налога..
Кривая Лаффера
Изменение нал. ставки отраж. по оси Т. В интервале от 0 до Т' ↑ нал.ставки ведет к ↑ поступлений в бюджет (ось Д), хотя и все более замедл.темпами. На данном интервале ↓ налогообл.базы (ось В) происходит медленнее, чем ↑ ставки, поскольку побудительные мотивы эк.субъектов, их заинтересов.в легальном заработке серьезно не затрагиваются.
Ситуация меняется при достижении опр. предела в т.Т': уплата нало. приводит к тому, что ЧД практич.не остается. Начинается спад эк.актив., а уклонение от нал. приобретает масс. хар-р. Происходит перемещение ВНП в сферу тен. эк. Несмотря на ↑ нал. ставки, поступ. доходов в бюджет ↓, так как ↓ налогообл.база.
Нал.предел – усл.точка в налогообл., в кот. достигается оптим.для налогопл. и гос. бюдж. доля ВНП, перераспр-го через бюдж.систему. Сдвиг усл.точки в ту или иную сторону порождает конфликтные ситуации: массовое уклонение от нал., бегство капиталов и др.
Для хар-ки изменения нал. поступлений под влиянием опред.эк. факв (ВНП, дох.нас.) применяется показатель нал. эластичности.
Коэфф.эластичности налогов пок-т, на сколько % изм.нал. поступления (по группе налогов или отдел.нал.) при изменении определяющего фактора на 1%:
Ет = ΔТ/ΔУ,
где
Ет – коэфф.нал. эласт-ти;
ΔТ – измен-е нал.поступл., %;
ΔУ – измен. ВНП или др. опред-го ф-ра, %.
Дан. коэфф.м. б. больше, равен или меньше единицы. Если он = единице, то доля нал.дох.г-ва в ВНП остается стаб. Если коэфф. > единицы, то нал.дох. ↑ более быстрыми темпами, чем ↑ ВНП, и удельный вес налог.доходов в ВНП ↑. При коэфф-те эластичности, меньшем единицы, доля нал. поступ. в ВНП ↓
в Р коэф.эл-ти нал. поступлений сост. 1,6, что означало: ↓ ВВП на 1% приводило к ↓ нал. поступлений на 1,6%