Несбаланс-ть гос.бюджета явл.одним из важн.ф-ов, оказ.возд.на общее сост-е эк. Величина бюдж. сальдо влияет на размеры сов. спроса и дохода, ур.цен, сост. платежного баланса.
Состояние гос. бюджета опред-ся тремя осн.фак-ми
1)долгосроч.тенденцией динамики нал.поступлений и гос. расх.;
2)стадией пром. цикла, в кот. нах-ся эк в дан.период;
3)текущ политикой правит-ва в области бюдж. дох. и расх..
Различным стратегиям бюдж-нал пол.соответствуют различные типы бюдж. дефицитов.
При проведении дискреционной бюджетно-нал пол возникает структурн. дефицит.В дан. случае прав-во целенаправленно изменяет соотнош.между дох. и расх. частями бюджета.(в период эк спада прав-во принимает спец.решения, вызывающие ↑ гос.расх. и ↓ налогов - в целях стимул. сов. спроса. Т.обр., прав-во целенапр. создает дефицит бюджета.
При действии встроен.стабилизаторов - циклич.дефицит,в этом случае несбаланс-ть бюджета создается автоматически.(в усл.эк спада в результате ↓ сов.дохода ↓ нал.поступления и ↑ опред. виды трансфертных платежей. Это и вызывает циклический дефицит.
Прав-во м.манипулировать размерами бюдж.сальдо, искусственно ↓ (реже - ↑) его в текущ. году с помощью след. инструментов:
• «нал. амнистия», кот.позвол. налогоплат., ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную опред. части общего нал. платежа;
• мероприятия по сбору просроч.нал.платежей;
• введение временных или добавочных налогов;
• отсрочка выплаты ЗП работникам гос.сектора;
• отсрочка обязат.индексации ЗП в соответствии с темпами инфляции.
Возможны три способа финанс-я бюдж. дефицита.
1.Монетизация - кред-ден. эмиссия; как правило, она не сопровождается выпуском наличности, а осущ. в др.формах (расширение кредитов ЦБ гос предп-м по льготным ставкам или отсрочка платежей)..
2. Долговое финанс-е - рост внутр. и внеш.гос. займов.
3. ↑ нал. поступлений в бюджет, а также доходов от приватизации.
В теории различают также акт. и пасс.дефицит.Активный возникает в рез.чрезмерных гос.расходов, а пассивный обусловлен ↓ доходов бюджета в связи с эк спадом и сжатием налогообл.базы, а также в связи с неудовлет. сбором налогов. В Р наблюдался именно пассивный дефицит.
Сущ. три подхода к реш. ? о бюдж. сбаланс-и.
1.Бюджет д.б.ежегодно сбалансирован, в этом состоит цель фин.политики. Однако такое сост-е бюджета оч.затрудняет применение фиск.пол. как инструмента эк.стабилизации.
(Стремясь сбалансировать бюджет, прав-во д.либо ↑ нал.ставки, либо ↓ гос.расходы, либо сочетать эти меры. Но следствие - ↓ сов. спроса и углубление спада в эк. Наоборот, в усл. «перегрева» эк. и инфляц. роста налпоступления автоматически↑. Для достижения сбаланс-ти бюджета прав-ву необходимо ↓ нал. ставки либо ↑ гос. расходы.-это усугубит инфляцию.
2.Бюджет д.б.сбалансирован не ежегодно, а в ходе эк. цикла. Допускается применение стабилизирующих фиск.инструментов и сознательное ↑ бюдж.дефицита в периоды эк. спада, однако этот дефицит д.б.преодолен и перекрыт профицитом в ходе послед. эк. подъема. Проблема сост.в том, что спады и подъемы в эк. Цикле м.б. неодинаковы по глубине и продолж-ти, образовавшийся дефицит м.б.не покрыт профицитом в период подъема, и б.иметь место циклический дефицит бюджета.
3.Достижение бюдж.сбаланс-ти не явл. гл.целью фин.политики. Ее гл.задача –сбаланс-ть эк в целом. В рамках этой теории функциональных финансов допускается наличие как устойч.дефицита, так и устойч. профицита гос.бюджета. - в ходе эк роста дефицит м.самоликвид-ся и, кроме того, у прав-ва им.ся много возможностей для управления величиной дефицита.
В к.80-х – нач.90-х г.во многих разв.странах дефицит бюджета достигал значит. размеров: ( в США – ок. 12% ВНП, однако в 1998 году США удалось вернуться к бездефицитному бюджету.)
22.
Гос долг.
Накопление дефицитов бюджета ведет к росту гос долга. Гос.долг- это сумма накоплен. за опред. период времени бюдж. дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов.
Внешний гос. долг - долг перед нерезидентами, а внутр. - как долг перед резидентами. В росс. бюдж. практике (в соотв. с Зак.РФ «О гос. внутр.долге РФ» 1992 г.) закрепилось деление гос. долга на внутр. и внешн. по валютн. критерию.
Внутр. долг образуют обязательства прав-ва РФ, выраженные в валюте РФ, перед физ.и юр. лицами. Это кредиты, получ. прав-ом от ЦБ, гос займы посредством выпуска цен.бумаг от имени прав-ва, др. долговые обяз-ва, гарантированные прав-м. Они м.б. кр/ср (до одного года), ср/ср.(1-5 лет), д/ср. (5-30 лет). Они погашаются в установл. сроки, кот. не м.б. свыше 30 лет.
В 1998-2001 го.величина внутр.долга в Р.-ок.600 млрд руб.
Наиб.опасным счит. внешний долг, погашение кот.сопровождается утечкой из страны цен.Т. В наст. вр. для Р это оч. серьезная проблема. На к.2001 г.сумма долга сост.156 млрд долларов,из них две трети - долги бывшего СССР, а треть - накоплен. Р.(по кредитам МВФ, еврооблигациям, кредитам ин. банков и фирм, а также Всемирного банка). Обслуж-е и погашение долга отвлекает значит.бюджетные средства. Так, в 2000 г на обслуж-е всего гос долга направлялось 22,2% объемов расходов фед бюджета, в 2001 году - 20,4%, в 2002-м - 15,5%.
Возможные пути решения проблемы внешнего долга:
1) традиц. - выплата долгов за счет золотовал.резервов;
2) консолидация долга с согласия кредиторов. Кредиторы создают спец.организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику в отношении стран-должников.(Лондонский клуб, объед. банки-кредиторы, и Париж.клуб, объед.страны-кредиторы.) весной 2000 года Лонд.клуб списал 36,5% осн. долга СССР, на ост.суммы была предоставлена рассрочка в 30 лет, а для первых семи лет – льготн. усл..
3) конверсия - превращение внешн. долга в долгоср. ин.инвестиции. В счет долга кредиторам предлаг. приобрести в стране-должнике недвижимость, цен.бумаги, права. В рез.↑ доля ин. К в нац эк без поступления из-за рубежа фин и мат рес-в.
4)обращение страны-должника к междунар.банкам для преодоления криз. ситуации. Такие кредиты обычно предос-тся на жестких усл-х.