Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы бюджетной сбалансированности .Виды бюдж. дефицита



Несбаланс-ть гос.бюджета явл.одним из важн.ф-ов, оказ.возд.на общее сост-е эк. Величина бюдж. сальдо влияет на размеры сов. спроса и дохода, ур.цен, сост. платежного баланса.

Состояние гос. бюджета опред-ся тремя осн.фак-ми

1)долгосроч.тенденцией динамики нал.поступ­лений и гос. расх.;

2)стадией пром. цикла, в кот. нах-ся эк в дан.период;

3)текущ политикой правит-ва в области бюдж. дох. и расх..

Различным стратегиям бюдж-нал пол.со­ответствуют различные типы бюдж. дефицитов.

При проведении дискреционной бюджетно-нал по­л возникает структурн. дефицит.В дан. случае пра­в-во целенаправленно изменяет соотнош.между до­х. и расх. частями бюджета.(в период эк спада прав-во принимает спец.ре­шения, вызывающие ↑ гос.расх. и ↓ налогов - в целях стимул. сов. спроса. Т.обр., прав-во целенапр. создает дефицит бюджета.

При действии встроен.стабилизаторов - цик­лич.дефицит,в этом случае несбаланс-ть бюд­жета создается автоматически.(в усл.эк спада в результате ↓ сов.дохода ↓ нал.поступления и ↑ опред. виды трансфертных платежей. Это и вызывает циклический дефицит.

Прав-во м.манипулировать размерами бюд­ж.сальдо, искусственно ↓ (реже - ↑) его в текущ. году с помощью след. инструментов:

• «нал. амнистия», кот.позвол. налогопла­т., ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную опред. части общего нал. платежа;

• мероприятия по сбору просроч.нал.плате­жей;

• введение временных или добавочных налогов;

• отсрочка выплаты ЗП работникам гос.сектора;

• отсрочка обязат.индексации ЗП в соответствии с темпами инфляции.

Возможны три способа финанс-я бюдж. де­фицита.

1.Монетизация - кред-ден. эмиссия; как прави­ло, она не сопровождается выпуском наличности, а осущ. в др.формах (расширение кредитов ЦБ гос предп-м по льготным ставкам или отсрочка платежей)..

2. Долговое финанс-е - рост внутр. и внеш.гос. займов.

3. ↑ нал. поступлений в бюджет, а также доходов от приватизации.

В теории различают также акт. и пасс.дефи­цит.Активный возникает в рез.чрезмерных гос.расходов, а пассивный обусловлен ↓ дохо­дов бюджета в связи с эк спадом и сжатием нало­гообл.базы, а также в связи с неудовлет. сбором налогов. В Р наблюдался именно пассивный дефи­цит.

Сущ. три подхода к реш. ? о бюдж. сбаланс-и.

1.Бюджет д.б.ежегодно сбалансирован, в этом состоит цель фин.политики. Однако такое сост-е бюджета оч.затрудняет применение фиск.пол. как инструмента эк.стабилизации.

(Стремясь сбалансировать бюджет, прав-во д.либо ↑ нал.ставки, либо ↓ гос.расходы, либо сочетать эти меры. Но следствие - ↓ сов. спроса и углубление спада в эк. Наоборот, в усл. «перегрева» эк. и инфляц. роста налпо­ступления автоматически↑. Для достижения сбалан­с-ти бюджета прав-ву необходимо ↓ на­л. ставки либо ↑ гос. расходы.-это усугубит инфляцию.

2.Бюджет д.б.сбалансирован не ежегодно, а в ходе эк. цикла. Допускается применение стабили­зирующих фиск.инструментов и сознательное ↑ бюдж.дефицита в периоды эк. спада, однако этот дефицит д.б.преодолен и перекрыт про­фицитом в ходе послед. эк. подъема. Проблема сост.в том, что спады и подъемы в эк. Цикле м.б. неодинаковы по глубине и продолж-ти, образовавшийся дефицит м.б.не покрыт профицитом в период подъема, и б.иметь место циклический дефи­цит бюджета.

3.Достижение бюдж.сбаланс-ти не явл. гл.целью фин.политики. Ее гл.задача –сбаланс-ть эк в целом. В рамках этой теории функциональных финансов допускается наличие как устойч.дефицита, так и устойч. профицита гос.бюджета. - в ходе эк роста дефицит м.самоликвид-ся и, кроме того, у прав-ва им.ся много возможностей для управления величиной дефицита.

В к.80-х – нач.90-х г.во многих разв.стра­нах дефицит бюджета достигал значит. размеров: ( в США – ок. 12% ВНП, однако в 1998 году США удалось вернуться к бездефицитному бюджету.)

22.

Гос долг.

Накопление дефицитов бюджета ведет к росту гос долга. Гос.долг- это сумма накоплен­. за опред. период времени бюдж. дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов.

Внешний гос. долг - долг пе­ред нерезидентами, а внутр. - как долг перед резидентами. В росс. бюдж. практике (в соотв. с Зак.РФ «О гос. внутр.долге РФ» 1992 г.) за­крепилось деление гос. долга на внутр. и внешн. по валютн. критерию.

Внутр. долг образуют обязательства прав-ва РФ, выраженные в валюте РФ, перед физ.и юр. лицами. Это кредиты, получ. прав-ом от ЦБ, гос займы посредством вы­пуска цен.бумаг от имени прав-ва, др. долговые обяз-ва, гарантированные прав-м. Они м.б. кр/ср (до одного года), ср/ср.(1-5 лет), д/ср. (5-30 лет). Они погашаются в установл. сро­ки, кот. не м.б. свыше 30 лет.

В 1998-2001 го.величина внутр.долга в Р.-ок.600 млрд руб.

Наиб.опасным счит. внешний долг, погашение ко­т.сопровождается утечкой из страны цен.Т. В наст. вр. для Р это оч. серьезная проблема. На к.2001 г.сумма долга сост.156 млрд долларов,из них две трети - долги бывшего СССР, а треть - накоп­лен. Р.(по кредитам МВФ, еврооблигациям, кредитам ин. банков и фирм, а также Всемирного банка). Об­служ-е и погашение долга отвлекает значит.бюд­жетные средства. Так, в 2000 г на обслуж-е всего гос долга направлялось 22,2% объемов расходов фе­д бюджета, в 2001 году - 20,4%, в 2002-м - 15,5%.

Возможные пути решения проблемы внешнего долга:

1) традиц. - выплата долгов за счет золотовал.резервов;

2) консолидация долга с согласия кредиторов. Кредиторы создают спец.организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику в отношении стран-должников.(Лондонский клуб, объед. банки-кредиторы, и Париж.клуб, объед.страны-кредиторы.) весной 2000 года Лонд.клуб списал 36,5% осн. долга СССР, на ост.суммы была предоставлена рассрочка в 30 лет, а для первых семи лет – льготн. усл..

3) конверсия - превращение внешн. долга в долгоср. ин.инвестиции. В счет долга кредиторам предла­г. приобрести в стране-должнике недвижимость, цен.бумаги, права. В рез.↑ доля ин. К в нац эк без поступления из-за рубежа фи­н и мат рес-в.

4)обращение страны-должника к междунар.банкам для преодоления криз. ситуации. Такие кредиты обычно предос-тся на жестких усл-х.

 

23.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.