В России (как и в других бывших соц. странах) приватизация явилась базовым напр-м радикальных преобразований, связ.с переходом от одной соц-эк системы к другой.
Стихийные процессы разгос-я и приватизации начались в России с к.80-х годов. Они б.связаны с появлением ряда закон-х актов: «Об индивид.труд.деят-ти» (1987г.), «О кооперации» (1988г.), «Основ закон-ва об аренде» (1989г.). В рез-те получили развитие новые формы хоз-я, такие как кооперативы, арендные пред-я, малые пред-я, основанные на част.соб-ти.
С 1992 г.началась реализация Гос программы прив-и, то есть этот процесс был взят под контроль гос органов. Был принят ряд нормат. док-в, заложивших прав.основу процессов приватизации: Закон «О прив-и гос и муниц. пред-й в РФ» (июль 1991г.), гос программы прив-и на 1992, 1994 г. В целом в росс.приватизации выд. три этапа, различ-ся по своим целям, способам проведения.
1 этап - с 1 июля 1992 до 1 июля 1994 года - «чековая» приватизация,
2 этап - с 1 июля 1994 до июля 1997 года - «денежная» приватизация.
3 этап - с июля 1997 года – соврем. этап, регламентируемый законами РФ «О прив-и гос им-ва и об основах прив-и муниц. им-ва в РФ» (1997 г.) и «О прив-и гос к муниц. имущества» (2001 г.)
Избранный путь преобразования отношений соб-ти в России сочетал возмездную и безвозмездную приватизацию, участие в эт.процессах всех групп населения и определенные льготы труд. коллективам приват-х пред-й.
На первом этапе прив-и осн. ее задачами были выдвинуты:
- массовое разгос. эк., создание широкого слоя част. собственников;
- обеспечение усл.для повышения эфф-ти функц-я росс.пред-й;
- содействие фин. стабилизации;
- создание конкурентной среды и усл. для демонополизации нар.хоз-ва;
- расширение инвестиц. базы росс.пред-й, привлечение ин.инв-й.
На этапе послечековой приватизации произошла некот переориентация приват-х процессов. Их целями были названы:
- повышение эфф-ти росс.эк-и в целом и эфф-ти деят-ти отд.пред-й;
- содействие процессу образования стратегич. част.собст-в;
- соц. защита населения и защита прав част.собст-в (акционеров);
В литературе отмечаются следующие характерные черты российской модели приватизации
1.Массовый характер.
2. Форсирование по времени. Это достигалось путем включения конкретных адресных заданий в ежегодные программы приватизации, имевшие силу закона.
3. Недостаточность финансовых ресурсов. Отсутствие необх.фин.ср-в на первом этапе частично компенсировалось бесплатной раздачей гос соб-ти по приват-м чекам, а также путем продажи ее по мин. ценам.
Все граждане РФ получали бесплатно приватизационные чеки (ваучеры). Оценочная рын. ст-ть продаваемых в обмен на ваучеры фондов сост.примерно 1,5 трил. руб. (35% от всех приват-х по фед. программе ОФ). Приват-е чеки представляли собой гос цен.бум. целевого назначения, предъявит. хар-ера, однократного действия, дающие право приобретения объектов приватизации или акций специи. чековых инвестиц. фондов (ЧИФ).
Все пред-я и объекты гос соб-ти в зависимости от возможности их приватизации раздел. на 5групп.
1объекты и пред-я, приватизация кот.запрещена: недра, лесн.фонд, водн. рес., воздушн. пространство, объекты ист. и культ. наследия, ЦБР,
2объекты и пред-я, приватизация кот.мо.осущ.по решению Правительства РФ: объекты гражд. обороны, пред-я топливно-эн. комплекса, связи, соц-культназначения
3объекты и пред-я, приватизация кот.м.осущ.по решению Госкомим.РФ: пред-я всех отраслей, доля кот.на фед. рынке опр.ТиУ прев.35%;
В отнош.эт. групп пред-й м.б. уст.ограничения на приватизацию:
1) закрепление в фед.соб-ти пакетов акций разм.51,38, 25,5%;
2) выпуск «золотой акции»,
4 объекты и пред-я, приватизация кот.м.осущ-ся в соответствии с гос. и мест.программами прив-и по
5 объекты и пред-я, приватизация кот. явл.обязательной: опт. и розн.торговля, общ.питание, быт.обслуживание, строит.
По отнош. к применяемым способам прив-и все гос и муниц.пред-я на 1(чековом) этапе делились на три группы:
1) мелкие, - менее 200 работников или ст-ю ОФ по состоянию. менее 1 мил.рублей; они подлежали продаже на аукционе или по конкурсу.
2) средние, - от 200 до 1000 человек или ст-ю ОФ от 1 до 50 мил-могли прив-ся любым способом, по решению труд.кол.
3) крупные- свыше 1000 человек или ст-ю ОФ свыше 50 мил. - подлежали обяз.й корпоратизации и преобр-ю в ОАО.
В результате процессов прив-и в 1992-1997 г.б.устранена монополия гос соб-ти. Началось форм-е институц. основ рын.эк. в Р.
Обобщая позитивные итоги приватизации, можно отметить следующие ее результаты.
1.Сформ. корпоративный сектор эк. -на нач.1995 г.б. 25 тыс. акц.общ-тв.
2.Началось фор-е биржевого и внебиржевого рынка корпорат-х цен. бум.
3.Была создана система инвестиц. институтов: инвестиц. компании и фин.фонды, пенс.фонды, ком. банки, страх.компании.
4.Появился новый соц.слой – част.собс-ки, акционеры, пайщики.
5. На втором этапе прив-и началось форм-е рынка недвижимости
Не был сформирован широкий слой эфф-х част.собст-в.
Приватиз. процессы не способствовали стабил-и эк.Эк спад продолжался вплоть до 1999 г.
Не была решена задача достижения фин.стаб-и за счет доходов от приватизации.Ст-ть приватизируемого им-ва оказалась заниж.в 100-150 раз по ср.с реал.ст-ю активов пред-й.
Возникла проблема фин-я объектов соц.о и культурно-бытового назначения, кот передавались с балансов приватиз-х пред-й в муниц.соб-ть.
В процессе распределения и перераспределения приватизированной соб-ти им.место злоупотр.и правонарушения; лица, владевшие необх.инф-й, получили возможность приобретения соб-ти по низким . ценам. Приватизация яви. своеобразным методом первонач. накопл. К
41.
Новый, третий этап прив-исвяз.с принятием Фед. закона «О прив-и гос им-ва и об основах прив-и муниц. им-ва в РФ» (1997 г.). Этот этап хар-ся сменой приоритетовгос политики в сфере прив-и. Целью этой политики стан.кардинальное повышение эфф-сти функц-ия росс. пред-й и нар.хоз-ва в целом. Новая идеология прив-и отражена в таких нормат. документах, как Концепция упр-я гос. им-м и приватизации, принятая Прав-м РФ в сентябре 1999 года, Фед. закон «О прив-и гос и муниц. им-ва»
(2001 г.).
В соотв.с эт. док-ми м.указать след.особенностиполитики в сфере прив-ии на совр.этапе.
1.Дифференц. подход к приватизации пред-й в зав-ти от их ликвидности. Высоколиквидные пред-я прив-ся исходя из соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на разв-е пред-й, и размером ср-в, поступ.в гос. бюджет. Низколиквидные пред-я прив-ся путем привлечения эфф-х соб-ов, готовых осуществлять реальн.инвестиции, вып.соц.обязательства. Таким собственникам пред-я продаются по мин.цене .
2.Расширение инструментария прив-и. К числу новых инстр-в м.отнести:
• выпуск произв. цен.бум,обеспеч. гос. им-м;
•куплю-продажу акций на биржевых и внебиржевых рынках в целях оптим-и участия гос-ва в АО;
5. Усиление гос контроля за ходом прив-и и постприват-м развитием пред-й с целью ↓рисков в отнош.исп-я гос им-ва.
6. Информац. обеспечение прив-ии - достижение прозрачности происходящих процессов для принятия эфф-х решений. С этой целью предпол-ся создание реестра гос им-ва по уровням соб-ти и разработка единой системы пок-й учета, контроля и анализа гос им-ва.
7. Сочетание долгосрочных и кр/ср гос интересов.
Методыосуществления гос политики в области приватизации зависят от вида гос имущества.
В отношении гос унитарных пред-й предполагается:
•пределение их оптим. кол-ва, преобразование за небольшим искл. в АО;