Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приватизация гос соб-ти в России и ее последствия



В России (как и в других бывших соц. странах) приватизация явилась базовым напр-м ради­кальных преобразований, связ.с переходом от одной со­ц-эк системы к другой.

Стихийные процессы разгос-я и приватизации начались в России с к.80-х годов. Они б.связаны с по­явлением ряда закон-х актов: «Об индивид.труд.деят-ти» (1987г.), «О кооперации» (1988г.), «Основ закон-ва об аренде» (1989г.). В рез-те по­лучили развитие новые формы хоз-я, такие как коопе­ративы, арендные пред-я, малые пред-я, основанные на част.соб-ти.

С 1992 г.началась реализация Гос про­граммы прив-и, то есть этот процесс был взят под кон­троль гос органов. Был принят ряд нормат. док-в, заложивших прав.основу процессов привати­зации: Закон «О прив-и гос и муниц. пред-й в РФ» (июль 1991г.), гос про­граммы прив-и на 1992, 1994 г. В целом в росс.приватизации выд. три этапа, различ-ся по своим целям, способам проведения.

1 этап - с 1 июля 1992 до 1 июля 1994 года - «чековая» приватизация,

2 этап - с 1 июля 1994 до июля 1997 года - «денежная» приватизация.

3 этап - с июля 1997 года – соврем. этап, регламен­тируемый законами РФ «О прив-и гос им-ва и об основах прив-и муниц. им-ва в РФ» (1997 г.) и «О прив-и гос к му­ниц. имущества» (2001 г.)

Избранный путь преобразования отношений соб-ти в России сочетал возмездную и безвозмездную приватиза­цию, участие в эт.процессах всех групп населения и опреде­ленные льготы труд. коллективам приват-х пред-й.

На первом этапе прив-и осн. ее задачами были выдвинуты:

- массовое разгос. эк., создание ши­рокого слоя част. собственников;

- обеспечение усл.для повышения эфф-ти функц-я росс.пред-й;

- содействие фин. стабилизации;

- создание конкурентной среды и усл. для демонопо­лизации нар.хоз-ва;

- расширение инвестиц. базы росс.пред-й, привлечение ин.инв-й.

На этапе послечековой приватизации произошла некот переориентация приват-х процессов. Их целями были названы:

- повышение эфф-ти росс.эк-и в це­лом и эфф-ти деят-ти отд.пред-й;

- содействие процессу образования стратегич. част.собст-в;

- соц. защита населения и защита прав част.собст-в (акционеров);

В литературе отмечаются следующие характерные черты российской модели приватизации

1.Массовый характер.

2. Форсирование по времени. Это достигалось путем вклю­чения конкретных адресных заданий в ежегодные программы приватизации, имевшие силу закона.

3. Недостаточность финансовых ресурсов. Отсутствие необх.фин.ср-в на первом этапе частично компенсировалось бесплатной раздачей гос соб-ти по приват-м чекам, а также путем продажи ее по мин. ценам.

Все граждане РФ получали бесплатно приватизационные чеки (ваучеры). Оценочная рын. ст-ть продаваемых в обмен на ваучеры фондов сост.примерно 1,5 трил. руб. (35% от всех приват-х по фед. про­грамме ОФ). Приват-е чеки представля­ли собой гос цен.бум. целевого назначения, предъявит. хар-ера, однократного действия, дающие право приобретения объектов приватизации или акций специи. чековых инвестиц. фондов (ЧИФ).

Все пред-я и объекты гос соб-ти в зависимости от возможности их приватизации раздел. на 5групп.

1объекты и пред-я, приватизация кот.запрещена: недра, лесн.фонд, водн. рес., воздушн. пространство, объекты ист. и культ. наследия, ЦБР,

2объекты и пред-я, приватизация кот.мо.осущ.по решению Правительства РФ: объекты гражд. обороны, пред-я топливно-эн. комплекса, связи, соц-культназначения

3объекты и пред-я, приватизация кот.м.осущ.по решению Госкомим.РФ: пред-я всех отраслей, доля кот.на фед. рынке оп­р.ТиУ прев.35%;

В отнош.эт. групп пред-й м.б. уст.ограничения на приватизацию:

1) закрепление в фед.соб-ти пакетов ак­ций разм.51,38, 25,5%;

2) выпуск «золотой акции»,

4 объекты и пред-я, приватизация кот.м.осущ-ся в соответствии с гос. и ме­ст.программами прив-и по

5 объекты и пред-я, приватизация кот. явл.обязательной: опт. и розн.торговля, общ.питание, быт.обслуживание, строит.

По отнош. к применяемым способам прив-и все гос и муниц.пред-я на 1(чековом) этапе делились на три группы:

1) мелкие, - менее 200 работников или ст-ю ОФ по состоянию. менее 1 мил.рублей; они подлежали продаже на аукционе или по конкурсу.

2) средние, - от 200 до 1000 че­ловек или ст-ю ОФ от 1 до 50 мил-могли прив-ся любым способом, по решению труд.кол.

3) крупные- свыше 1000 чело­век или ст-ю ОФ свыше 50 мил. - подлежали обяз.й корпоратизации и преоб­р-ю в ОАО.

В результате процессов прив-и в 1992-1997 г.б.устранена монополия гос соб-ти. На­чалось форм-е институц. основ рын.эк. в Р.

Обобщая позитивные итоги приватизации, можно отме­тить следующие ее результаты.

1.Сформ. корпоративный сектор эк. -на нач.1995 г.б. 25 тыс. акц.общ-тв.

2.Началось фор-е биржевого и внебиржевого рынка корпорат-х цен. бум.

3.Была создана система инвестиц. институтов: инвестиц. компании и фин.фонды, пенс.фонды, ком. банки, страх.компании.

4.Появился новый соц.слой – част.собс-ки, акционеры, пайщики.

5. На втором этапе прив-и началось форм-е рынка недвижимости

Не был сформирован широкий слой эфф-х част.собст-в.

Приватиз. процессы не способствовали стабил-и эк.Эк спад продолжался вплоть до 1999 г.

Не была решена задача достижения фин.стаб-и за счет доходов от приватизации.Ст-ть приватизируемого им-ва оказалась заниж.в 100-150 раз по ср.с реал.ст-ю активов пред-й.

Возникла проблема фин-я объектов соц.о и культурно-бытового назначения, кот передавались с балансов приватиз-х пред-й в муниц.соб-ть.

В процессе распределения и перераспределения привати­зированной соб-ти им.место злоупотр.и пра­вонарушения; лица, владевшие необх.инф-й, по­лучили возможность приобретения соб-ти по низким . ценам. Приватизация яви. своеобразным методом первона­ч. накопл. К

41.

Новый, третий этап прив-исвяз.с приня­тием Фед. закона «О прив-и гос им-ва и об основах прив-и муниц. им-ва в РФ» (1997 г.). Этот этап хар-ся сменой при­оритетовгос политики в сфере прив-и. Це­лью этой политики стан.кардинальное повышение эфф-сти функц-ия росс. пред-й и нар.хоз-ва в целом. Новая идеология прив-и отраже­на в таких нормат. документах, как Концепция упр-я гос. им-м и приватизации, принятая Прав-м РФ в сентябре 1999 года, Фед. закон «О при­в-и гос и муниц. им-ва»

(2001 г.).

В соотв.с эт. док-ми м.указать сле­д.особенностиполитики в сфере прив-ии на совр.этапе.

1.Дифференц. подход к приватизации пред-й в зав-ти от их ликвидности. Высоколиквидные пред-я прив-ся исходя из соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на разв-е пред-й, и размером ср-в, поступ.в гос. бюджет. Низколиквидные пред-я прив-ся путем привле­чения эфф-х соб-ов, готовых осуществлять ре­альн.инвестиции, вып.соц.обязательства. Та­ким собственникам пред-я продаются по мин.цене .

2.Расширение инструментария прив-и. К числу новых инстр-в м.отнести:

• выпуск произв. цен.бум,обеспеч. гос. им-м;

•куплю-продажу акций на биржевых и внебиржевых рын­ках в целях оптим-и участия гос-ва в АО;

3.Повышение обоснованности планов прив-ии пред-й, детальная реглам-я обяз-в инвесторов в приват-х договорах.

4.Учет мирового опыта прив-ии

5. Усиление гос контроля за ходом прив-и и постприват-м развитием пред-й с целью ↓рисков в отнош.исп-я гос им-ва.

6. Информац. обеспечение прив-ии - достиже­ние прозрачности происходящих процессов для принятия эф­ф-х решений. С этой целью предпол-ся создание реестра гос им-ва по уровням соб-ти и разработка единой системы пок-й учета, контроля и анализа гос им-ва.

7. Сочетание долгосрочных и кр/ср гос интересов.

Методыосуществления гос политики в об­ласти приватизации зависят от вида гос имуще­ства.

В отношении гос унитарных пред-й предполагается:

•пределение их оптим. кол-ва, преобразова­ние за небольшим искл. в АО;

 

50

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.