Особенностями отеч. монополии по сравнению с классич. ее формой явл.:
1)специфические усл.возникя; если класс.монополия вырастает из конк-и, то советская монополия была порождена сверхвысокой степенью централизации хоз жизни, господством г-ва во всех сферах НХ; эта монополия декретировалась г-ом;
2)распространение ведомственных монополий; ими явл. мин-ва, главки, пром. объединения, управлявшие отраслями и подотраслями НХ;
3сущ-е монополии произв-й, кот б.порождена гос эк. политикой, направл. на повыш. ур. концент-и пр-ва. По многим данным, уровень конц-и пр-ва в советской эк был очень высоким, особенно в отраслях тяж. пром. и машиностр.
В сфере оптовой торговли сущ. централиз. прикрепление потребителя к поставщику. В итоге любой пр-ль (поставщик) оказ.монополистом по отнош. к потребителю, то есть мог диктовать качество поставляемых товаров, сроки поставки и другие условия.
Т.обр., монополизация сов. эк. б. всеохватыв., таких ее масштабов никогда не знала рын. система хоз-ва. Монополизм пронизывал все сферы и отрасли сов. эк., все уровни упр-я. Он переплетался с монополизацией др.сфер общ. жизни, ставя личность в подчиненное положение.
Оздоровление монополиз. эк.предст. оч. трудную задачу. Поэтому демонополизацияяв. важной составл. эк. реформ в Р.. Сама суть проводимых рыночных реформ хар-ся как переход от универсальной монополии к конкуренции .Под демонополизацией понима. систему мероприятий, направл. на предупреждение, ограничение и пресечение монопол. деят-ти, и одновременно содействующих форм-ю рын. отношений на основе развития конк-и и предприн-ва.Следствие демонополизации - появление на монопол. товарном рынке новых, независимых друг от друга поставщиков продукции, активно влияющих на процессы ценообразования на этом рынке.
Общее кол-во хоз. субъектов в той или иной отрасли, темпы его изменения м. б.косвенным свидетельством процессов демонополизации и развития конкур. среды. Так, в 1994 – 2000. общее число пред-й и орг-й в эк России возросло в 2,5 раза (с 1245 до 3106 тысяч единиц).
Однако политика демонополизации проводилась непоследовательно и неполно. Не удалось решить поставленную в период массовой приватизации цель: на основе преобразования гос пред-й в частные осуществить их разукрупнение, провести демонополизацию эк. Глубокий эк спад, сжатие сов. спроса, инфляц. процессы и фин.нестабильность выступали мощными факторами, сдержив. развитие конкур-и на рынках ТиУ. Это привело к тому, что в новых эк.усл.монополия произв-й трансформировалась из гос формы в частную. Большинство приватизированных крупных пред-й сохранили свое монопольное положение. Получили развитие новые формы монополистического поведения, адекватные рыночным условиям хозяйствования
- негласные разделы рынков между крупными доминирующ. пред-ями по терр. принципу, закрепл. раздела рынка правовыми актами;
- лоббирование собств. эк. интересов посредством получения от органов гос власти разл. зак-оформл.льгот:
- участие в процедуре лиценз-я в целях недопущения конкурентов на данный рынок;
-орг-я таможенного протекционизма в целях огранич. конкуренции со стороны ин.фирм.
Укреплению частных монополий содействовали процессы регионализации экономики, сопровож-ся ослаблением межрег. хоз. связей, нарушением единого эк. пространства страны. В усл. эк.спада и высокой инфляции, многократного роста транспорт.тарифов в большинстве рег.страны стали преобладать тенденции к самообеспечению, замыканию на внутр.рынок. Это содействовало усилению рег-х и локальных монополий.
В совр. усл.стоит задача форм-я эфф-й конкурентной политики в Р. Первостепенную роль в ней д. играть не администр., а эк.методы регул-я. Д.б.созданы усл.хоз-я, кот способствовали бы «размыванию» монополий изнутри.
43.
Цели и содержание гос антимон. политики.
В антимон. деят-ти г-ва м.выделить два направления. 1е - профилактика монополий, то есть создание в эк такой среды, кот делает невыгодным монопол. поведение (всемерная поддержка конкур. начал в эк, развитие свободы предприн-ва). 2 - это сов-ть способов воздействия на сущ-е монополии: гос. контроль за процессами централизации капитала, санкции в отношении пред-й-нарушителей антимон. законодательства, прямой запрет монополий, гос. регулирование цен на продукцию естеств. монополий.
Осн.целигос антимон. политики:
1) обеспечение эфф-ти пр-ва продукции и распределения ресурсов в эк;
2) предотвращение и ликвидация моноп.структур и монопольного поведения эк.агентов, приносящих ущерб обществ.благосостоянию;
3) помощь отд. группам эк. агентов, содействующим развитию конк-и (например, малым пред-ям или пред-ям определенных отраслей).
Сложность практики антимон. рег-я обусловлена тем, что зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Одно и то же действие м.приводить одновременно и к антиконкурентным, и к проконкурентным последствиям, а также им.др. негат. и позит.рез-ы. Очень сложно разграничить факты законного сотрудничества фирм, например, в рамках отрасл. ассоциаций, и факты межфирм. соглашений, ведущих к ограничению конкуренции. В усл. олигопольного рынка возможны ситуации, при кот. крупные фирмы, не прибегая к заключению формальных соглашений, м.проводить согласованную политику в области цен и объемов выпуска.
Все действия и соглашения фирм в антимон. политике подразделяются на две категории: противозаконные по своей сути и те, законность кот.опр-ся на основании правила разумности. Несмотря на особенности антимон. политики в разных странах, в большинстве из них к незаконным типам поведения фирм относят
• горизонт. (тайное и явное) фиксир. продажных цен;
• ограничения покупки или продажи: запрет-запрет пост-м продавать тов. др.клиенту
• связанные продажи: продажа товара потребителю при усл.приобретения им установл. поставщиком ассортимента;
• недобросовестная реклама или недобросовестная маркировка товара:
•вертик. или горизонт.огранич. конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции
или на др. фирмы, произв. дан.продукт, принудит.навязывание партнерам своих правил поведения;
•горизонт. сговор о доле рынка: договоренность между конкурир. фирмами о разгранич. сфер деят-ти;
• групповой бойкот: сговор между неск. конкурентами о прекращ.закупок или продаж с целью вытеснения с рынка др.конкурентов.
Действия и соглашения, рассматриваемые на основе правила разумности, встречаются главным образом во взаимоотношениях между компаниями-производителями и торговыми фирмами (дилерами). К ним, например, относятся [52, с. 163-164]:
• вертикальное фиксирование цен: договоренность производителя с дилерскими фирмами о нижней границе цены, начиная с которой последние имеют право на перепродажу продукции данного производителя. С одной стороны, такая практика ослабляет ценовую конкуренцию между дилерами при реализации продукции одного и того же производителя. С другой стороны, дилеры, освободясь от давления ценовой конкуренции, могут более эффективно конкурировать в области качества обслуживания:
• исключительные сделки: соглашения, при которых компания-дилер в течение некоторого времени снабжается продукцией со стороны лишь одного производителя и обязуется не заключать контрактов с другими производителями аналогичной продукции. В результате у конкурентов данного производителя уменьшаются возможности выхода к потребителям. Но если и остальные производители обладают хорошо налаженными каналами сбыта, то соглашение может иметь и проконкурентное воздействие;
• исключительные дистрибутивные контракты: компания-производитель, имеющая договоры с несколькими дилерами, закрепляет за каждым из них определенный географический сегмент рынка. В результате производитель снабжает только одного дилера в пределах каждого географического рынка, конкуренция между дилерами данного производителя исключается.