Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности монополизма в Р



Особенностями отеч. монополии по сравнению с классич. ее формой явл.:

1)специфические усл.возникя; если класс.монополия вырастает из конк-и, то советская моно­полия была порождена сверхвысокой степенью централизации хоз жизни, господством г-ва во всех сферах НХ; эта монополия декретировалась г-ом;

2)распространение ведомственных монополий; ими явл. мин-ва, главки, пром. объединения, управлявшие отраслями и подотраслями НХ;

3сущ-е монополии произв-й, кот б.порождена гос эк. политикой, направл. на повыш. ур. концент-и пр-­ва. По многим данным, уровень конц-и пр-ва в советской эк был очень высоким, особенно в отраслях тяж. пром. и машиностр.

В сфере оптовой торговли сущ. централиз. прикрепление потребителя к поставщику. В итоге любой пр-ль (поставщик) оказ.монополистом по отно­ш. к потребителю, то есть мог диктовать качество постав­ляемых товаров, сроки поставки и другие условия.

Т.обр., монополизация сов. эк. б. всеохватыв., таких ее масштабов никогда не знала рын. система хоз-ва. Монополизм пронизывал все сферы и отрасли сов. эк., все уровни упр-я. Он пере­плетался с монополизацией др.сфер общ. жизни, ставя личность в подчиненное положение.

Оздоровление монополиз. эк.предст. оч. трудную задачу. Поэтому демонополизацияяв. важной составл. эк. реформ в Р.. Сама суть проводимых рыночных реформ хар-ся как пере­ход от универсальной монополии к конкуренции .Под демонополизацией понима. систему мероприятий, направл. на предупреждение, ограничение и пресечение монопол. деят-ти, и одновременно содействующих форм-ю рын. отношений на основе разви­тия конк-и и предприн-ва.Следствие демонополизации - появление на монопол. товар­ном рынке новых, независимых друг от друга поставщиков про­дукции, активно влияющих на процессы ценообразования на этом рынке.

Общее кол-во хоз. субъектов в той или иной отрасли, темпы его изменения м. б.косвенным сви­детельством процессов демонополизации и развития конкур. среды. Так, в 1994 – 2000. общее число пред-й и орг-й в эк России возросло в 2,5 раза (с 1245 до 3106 тысяч единиц).

Однако политика демонополизации проводилась непосле­довательно и неполно. Не удалось решить поставленную в пе­риод массовой приватизации цель: на основе преобразования гос пред-й в частные осуществить их разук­рупнение, провести демонополизацию эк. Глубокий эк спад, сжатие сов. спроса, инфляц. процессы и фин.нестабильность выступали мощны­ми факторами, сдержив. развитие конкур-и на рын­ках ТиУ. Это привело к тому, что в новых эк.усл.монополия произв-й трансформирова­лась из гос формы в частную. Большинство при­ватизированных крупных пред-й сохранили свое моно­польное положение. Получили развитие новые формы монопо­листического поведения, адекватные рыночным условиям хо­зяйствования

- негласные разделы рынков между крупными домини­рующ. пред-ями по терр. принципу, за­крепл. раздела рынка правовыми актами;

- лоббирование собств. эк. интересов по­средством получения от органов гос власти раз­л. зак-оформл.льгот:

- участие в процедуре лиценз-я в целях недопуще­ния конкурентов на данный рынок;

-орг-я таможенного протекционизма в целях огра­нич. конкуренции со стороны ин.фирм.

Укреплению частных монополий содействовали процессы регионализации экономики, сопровож-ся ослаблением межрег. хоз. связей, нарушением единого эк. пространства страны. В усл. эк.спада и высокой инфляции, многократного роста транс­порт.тарифов в большинстве рег.страны стали преоб­ладать тенденции к самообеспечению, замыканию на внутр.рынок. Это содействовало усилению рег-х и ло­кальных монополий.

В совр. усл.стоит задача форм-я эф­ф-й конкурентной политики в Р. Первостепенную роль в ней д. играть не администр., а эк.методы регул-я. Д.б.созданы усл.хо­з-я, кот способствовали бы «размыванию» моно­полий изнутри.

43.

Цели и содержание гос антимон. политики.

В антимон. деят-ти г-ва м.вы­делить два направления. 1е - профилактика монополий, то есть создание в эк такой среды, кот делает невы­годным монопол. поведение (всемерная поддержка конкур. начал в эк, развитие свободы предпри­н-ва). 2 - это сов-ть способов воздействия на сущ-е монополии: гос. контроль за процессами централизации капитала, санкции в от­ношении пред-й-нарушителей антимон. законо­дательства, прямой запрет монополий, гос. регули­рование цен на продукцию естеств. монополий.

Осн.целигос антимон. поли­тики:

1) обеспечение эфф-ти пр-ва продукции и распределения ресурсов в эк;

2) предотвращение и ликвидация моноп.структур и монопольного поведения эк.агентов, приносящих ущерб обществ.благосостоянию;

3) помощь отд. группам эк. агентов, содействующим развитию конк-и (например, малым пред-ям или пред-ям определенных отраслей).

Сложность практики антимон. рег-я обусловлена тем, что зачастую отсутствуют однозначные трак­товки последствий поведения фирмы. Одно и то же действие м.приводить одновременно и к антиконкурентным, и к проконкурентным последствиям, а также им.др. негат. и позит.рез-ы. Очень сложно разграничить факты законного сотрудниче­ства фирм, например, в рамках отрасл. ассоциаций, и факты межфирм. соглашений, ведущих к ограничению конкурен­ции. В усл. олигопольного рынка возможны ситуации, при кот. крупные фирмы, не прибегая к заключению формаль­ных соглашений, м.проводить согласованную политику в области цен и объемов выпуска.

Все действия и соглашения фирм в антимон. по­литике подразделяются на две категории: противозаконные по своей сути и те, законность кот.опр-ся на основании правила разумности. Несмотря на особенности антимон. политики в разных странах, в большинстве из них к неза­конным типам поведения фирм относят

• горизонт. (тайное и явное) фиксир. продаж­ных цен;

• ограничения покупки или продажи: запрет-запрет пост-м продавать тов. др.клиенту

• связанные продажи: продажа товара потребителю при усл.приобретения им установл. поставщиком ассор­тимента;

• недобросовестная реклама или недобросовестная марки­ровка товара:

•вертик. или горизонт.огранич. конку­ренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции

или на др. фирмы, произв. дан.продукт, принуди­т.навязывание партнерам своих правил поведения;

•горизонт. сговор о доле рынка: договоренность между конкурир. фирмами о разгранич. сфер деят-ти;

• групповой бойкот: сговор между неск. конкурен­тами о прекращ.закупок или продаж с целью вытеснения с рынка др.конкурентов.

Действия и соглашения, рассматриваемые на основе пра­вила разумности, встречаются главным образом во взаимоот­ношениях между компаниями-производителями и торговыми фирмами (дилерами). К ним, например, относятся [52, с. 163-164]:

• вертикальное фиксирование цен: договоренность произ­водителя с дилерскими фирмами о нижней границе цены, начи­ная с которой последние имеют право на перепродажу продук­ции данного производителя. С одной стороны, такая практика ослабляет ценовую конкуренцию между дилерами при реализа­ции продукции одного и того же производителя. С другой сто­роны, дилеры, освободясь от давления ценовой конкуренции, могут более эффективно конкурировать в области качества об­служивания:

• исключительные сделки: соглашения, при которых ком­пания-дилер в течение некоторого времени снабжается продук­цией со стороны лишь одного производителя и обязуется не за­ключать контрактов с другими производителями аналогичной продукции. В результате у конкурентов данного производителя уменьшаются возможности выхода к потребителям. Но если и остальные производители обладают хорошо налаженными кана­лами сбыта, то соглашение может иметь и проконкурентное воздействие;

• исключительные дистрибутивные контракты: компания-производитель, имеющая договоры с несколькими дилерами, закрепляет за каждым из них определенный географический сегмент рынка. В результате производитель снабжает только одного дилера в пределах каждого географического рынка, кон­куренция между дилерами данного производителя исключается.

 

44.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.