Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Институционализм. Неоклассический синтез



Противоположные взгляды на ГРЭ отстаивают предста­вители институц-й теории(У. Митчелл, Дж. Гэл-брейт, Я. Тинберген)-выступают против идеализации рын механизма, отрицают универсальную способность рын­ка самост-но преодолевать противоречия, регулировать эк развитие. Т.о.,тезис о саморег-ся механизме рынка подвергается сомнению. Рынок рассма. как ср-во обогащения крупных П-й. Г-во - это важнейший институт, кот. вместе с институтами гражданского общества (полит. и об­щ. объединениями, партиями, движениями) способен выступить против диктата предпр-ей. Рынок не в сост. находить оптим. реш. соц проблем. Г-во д.взять на себя соц обеспечение, об­раз, мед-у, экологию.

С институц-х позиций, сознательное регул-е эк развития особенно важно в странах с пере­ходной эк. Здесь учет соц, ист, пра­вовых, психол ф-ов им. исключительное зн-е. Переход же к эк свободного пр-ва, основан. на монетаристских рецептах, означает «движе­ние к дикому капитализму XIX века».

Представители неоклассического синтеза(Дж, Хикс, П. Самуэльсон и др.) пытаются соединить противопо­л. взгляды кейнсиакцев и неоконсерваторов на гос. рег-е эк. Они предлагают исп-ть либо кейнсианские, либо неоконсервативные идеи о гос вмеш-ве - в зав-ти от сост-я эк. С т.зр. неоклассического синтеза, для достижения об­щего рын равновесия требуются разл. методы рег-я. По мере усложнения эк. взаимосвязей и отношений регул-ие возм.сти рынка д.допол­няться методами гос возд-я. Лучшим гос. регулятором они считают ДК ин­струменты.

 

 

11.

Классификация ф-й ГРЭ

Сущ. разл. классиф-и фун-й г-ва в эк. Предлагается различать классиче­ские (защита прав соб-ти, обесп-е свободы пр-ва, поддержание законности и порядка в хоз. сфере, за­щита конк-и, рег-е ден. обращения и обеспечение устойчивости нац. валюты, контроль над внешнеэк деят-ю) и новыефункции (↑ роль г-ва в регул. соц.процес­сов (уст-е продолж-ти раб. вр. и ми­н.ставок оплаты труда, опр-е прожит. минимума и др.)

С середины XX века появились качественно новые функ­ции г-ва: принятие обязательств в области обр-я и здравох-я, поддержание фундам. науки и сти­м-е инновац.деят-ти, решение экол. вопросов.

Другая классиф-я- в зависимости от содержания выделяет 5 ф-й г-ва в сфере рег-я эк.

1. Прав. обеспечееие функц-я рын хоз-ва.Г-во создает законы и правила, регули­рующие эк деят-ть, а также осущ. контроль над их исполнением. Особо важны создаваемые г-вом механизмы защиты прав соб-ти,определяемые формы организации предприн-й деят-ти, формы взаимоот-й меж­ду ними и др. Хоз. зак-во в со­вр.странах им. сложный многоотраслевой хар-р. Реализацию данной ф-и затрудняет существующее проти­воречие между требованием стаб-ти хоз-го зако­н-ва и необх-ю его соверш-я.

2. Стимулирование и защита конк-и, антимон. рег-е.Г-во вынуждено в той или иной степени контролировать деят-ть хоз субъектов, чтобы предотвратить процессы моноп-и рын­ков.

Выделяют 2 группы методов антимон. рег-я - прямые и косвенные. 1- администр. меры, устраняющ. или предупрежд. моноп. положение отдельных субъектов- реализуют­ся в рамках антимон. зак-ва, дейс-го во всех развитых странах. 1991 - «О конк-и и ограничении моноп. дея-ти на тов. рынках» Посредством данного зак-ва гос анти­мон. органы осущ-т:

•пост. контроль над деят-ю товаропроиз-й, доминирующих в опред. секторе рынка;

•принудит. разукрупнение объединений Пй, в рез. кот. возникают новые моноп. об­разования;

•регламентацию слияний и поглощений.

Среди косвенных инструментов антим.рег-я следует указать фин-кред методы пре­дупреждения и преодоления мон. явл. в эк, а также гос поддержку малого пр-ва, рег-е дея-ти Пй гос сектора.

Особым объектом рег-я явл естеств. монополии - отрасли, харак-ся большим эффектом масштаба и сосредоточением предложения в руках единств. продавца. На общенац. уровне к естест. мон. относятся ЖД, нефте- и газопроводы, единая энергосистема, на рег - системы водо-, тепло-и газоснабжения, общ. транспорт. Г-во регу­лирует цены и тарифы на продукцию и услуги ест.моноп., регламентирует объем и ассортимент их ТиУ.

3.Обесп. эк стабильности и стим-е эк роста (пол-ка макроэк стабилизации).Эта ф-я стала развиваться с 30-х г XX в и направлена на достиж. полной занятости и стабильного ур.цен. Осн. инструментами данной пол.явл бюдж-нал (фискальные) и кре­д-ден методы.

в России в 90-е г сложность стабилиз-го рег-я была обусловлена тем, что глубокий эк спад сочетался с выс. темпами инфляции. В таких усл.стимул-е меры фиск. и ДК политики, направ на преодоление спада, со­действовали усилению инфляции, а обратные, жесткие меры по подавлению инфляции способств. углублению кризиса пр-ва. Перед гос органами стояла слож­ная проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в эк рег-и.

4.Перераспр-е ресурсов в нац. эк.Данная ф-я обусловлена фак-и неэфф-ти рынка. Инструментами перераспр-я ресурсов м.б.правовые нормы, налоги, бюджетные субси­дии, методы прямого воздействия. Так, с пом.субсидий и нал. системы г-во возд-т на пр-во общ-х Т (образ-е, здр-е, фунд. наука.). Рег-е внешних эффектов, свя­з.с экологией, осущ-ся путем уст-я стан­дартов безопасности (предельно допуст. норм концентра­ции вредных веществ), введения особых налогов, отражающих ущерб от загрязнения.

Бюдж-нал методы применяются также для стимул-я структурных сдвигов в нац.эк.

5. Перерасп-е доходов в обществес целью смяг­чения соц. расслоения и бедности. Г-во осущ-т эту ф-ю на основе прогрессивного налогообл-я личных доходов и системы трансфертных платежей (адрес­ной соц помощи из бюджета). При этом трансфертам отдается предпочтение, поскольку ↑ прогрессивности налогообл-я подрывает стимулы к получению высоких до­ходов и к дел. активности.

12.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.