Противоположные взгляды на ГРЭ отстаивают представители институц-й теории(У. Митчелл, Дж. Гэл-брейт, Я. Тинберген)-выступают против идеализации рын механизма, отрицают универсальную способность рынка самост-но преодолевать противоречия, регулировать эк развитие. Т.о.,тезис о саморег-ся механизме рынка подвергается сомнению. Рынок рассма. как ср-во обогащения крупных П-й. Г-во - это важнейший институт, кот. вместе с институтами гражданского общества (полит. и общ. объединениями, партиями, движениями) способен выступить против диктата предпр-ей. Рынок не в сост. находить оптим. реш. соц проблем. Г-во д.взять на себя соц обеспечение, образ, мед-у, экологию.
С институц-х позиций, сознательное регул-е эк развития особенно важно в странах с переходной эк. Здесь учет соц, ист, правовых, психол ф-ов им. исключительное зн-е. Переход же к эк свободного пр-ва, основан. на монетаристских рецептах, означает «движение к дикому капитализму XIX века».
Представители неоклассического синтеза(Дж, Хикс, П. Самуэльсон и др.) пытаются соединить противопол. взгляды кейнсиакцев и неоконсерваторов на гос. рег-е эк. Они предлагают исп-ть либо кейнсианские, либо неоконсервативные идеи о гос вмеш-ве - в зав-ти от сост-я эк. С т.зр. неоклассического синтеза, для достижения общего рын равновесия требуются разл. методы рег-я. По мере усложнения эк. взаимосвязей и отношений регул-ие возм.сти рынка д.дополняться методами гос возд-я. Лучшим гос. регулятором они считают ДК инструменты.
11.
Классификация ф-й ГРЭ
Сущ. разл. классиф-и фун-й г-ва в эк. Предлагается различать классические (защита прав соб-ти, обесп-е свободы пр-ва, поддержание законности и порядка в хоз. сфере, защита конк-и, рег-е ден. обращения и обеспечение устойчивости нац. валюты, контроль над внешнеэк деят-ю) и новыефункции (↑ роль г-ва в регул. соц.процессов (уст-е продолж-ти раб. вр. и мин.ставок оплаты труда, опр-е прожит. минимума и др.)
С середины XX века появились качественно новые функции г-ва: принятие обязательств в области обр-я и здравох-я, поддержание фундам. науки и стим-е инновац.деят-ти, решение экол. вопросов.
Другая классиф-я- в зависимости от содержания выделяет 5 ф-й г-ва в сфере рег-я эк.
1. Прав. обеспечееие функц-я рын хоз-ва.Г-во создает законы и правила, регулирующие эк деят-ть, а также осущ. контроль над их исполнением. Особо важны создаваемые г-вом механизмы защиты прав соб-ти,определяемые формы организации предприн-й деят-ти, формы взаимоот-й между ними и др. Хоз. зак-во в совр.странах им. сложный многоотраслевой хар-р. Реализацию данной ф-и затрудняет существующее противоречие между требованием стаб-ти хоз-го закон-ва и необх-ю его соверш-я.
2. Стимулирование и защита конк-и, антимон. рег-е.Г-во вынуждено в той или иной степени контролировать деят-ть хоз субъектов, чтобы предотвратить процессы моноп-и рынков.
Выделяют 2 группы методов антимон. рег-я - прямые и косвенные. 1- администр. меры, устраняющ. или предупрежд. моноп. положение отдельных субъектов- реализуются в рамках антимон. зак-ва, дейс-го во всех развитых странах. 1991 - «О конк-и и ограничении моноп. дея-ти на тов. рынках» Посредством данного зак-ва гос антимон. органы осущ-т:
•пост. контроль над деят-ю товаропроиз-й, доминирующих в опред. секторе рынка;
•принудит. разукрупнение объединений Пй, в рез. кот. возникают новые моноп. образования;
•регламентацию слияний и поглощений.
Среди косвенных инструментов антим.рег-я следует указать фин-кред методы предупреждения и преодоления мон. явл. в эк, а также гос поддержку малого пр-ва, рег-е дея-ти Пй гос сектора.
Особым объектом рег-я явл естеств. монополии - отрасли, харак-ся большим эффектом масштаба и сосредоточением предложения в руках единств. продавца. На общенац. уровне к естест. мон. относятся ЖД, нефте- и газопроводы, единая энергосистема, на рег - системы водо-, тепло-и газоснабжения, общ. транспорт. Г-во регулирует цены и тарифы на продукцию и услуги ест.моноп., регламентирует объем и ассортимент их ТиУ.
3.Обесп. эк стабильности и стим-е эк роста (пол-ка макроэк стабилизации).Эта ф-я стала развиваться с 30-х г XX в и направлена на достиж. полной занятости и стабильного ур.цен. Осн. инструментами данной пол.явл бюдж-нал (фискальные) и кред-ден методы.
в России в 90-е г сложность стабилиз-го рег-я была обусловлена тем, что глубокий эк спад сочетался с выс. темпами инфляции. В таких усл.стимул-е меры фиск. и ДК политики, направ на преодоление спада, содействовали усилению инфляции, а обратные, жесткие меры по подавлению инфляции способств. углублению кризиса пр-ва. Перед гос органами стояла сложная проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в эк рег-и.
4.Перераспр-е ресурсов в нац. эк.Данная ф-я обусловлена фак-и неэфф-ти рынка. Инструментами перераспр-я ресурсов м.б.правовые нормы, налоги, бюджетные субсидии, методы прямого воздействия. Так, с пом.субсидий и нал. системы г-во возд-т на пр-во общ-х Т (образ-е, здр-е, фунд. наука.). Рег-е внешних эффектов, связ.с экологией, осущ-ся путем уст-я стандартов безопасности (предельно допуст. норм концентрации вредных веществ), введения особых налогов, отражающих ущерб от загрязнения.
Бюдж-нал методы применяются также для стимул-я структурных сдвигов в нац.эк.
5. Перерасп-е доходов в обществес целью смягчения соц. расслоения и бедности. Г-во осущ-т эту ф-ю на основе прогрессивного налогообл-я личных доходов и системы трансфертных платежей (адресной соц помощи из бюджета). При этом трансфертам отдается предпочтение, поскольку ↑ прогрессивности налогообл-я подрывает стимулы к получению высоких доходов и к дел. активности.