Финансы предст собой сов-ть эк отношений, возникающих в реальном ден обороте при форм-и, распред-и и исп-и фондов фин ресурсов.Разл. формы и способы образования, распределения и использования фондов фин ресурсов образуют фин систему. Фин система РФ вкл. следующие звенья: гос бюдж. систему, внебюдже. спец. фонды, гос кредит, фонды имущ-го и личного страх-я, финансы Пй разл форм соб-ти.
Центр. часть фин системы составляют гос финансы: гос бюджет, местные финансы, спец. внебюдж. фонды, финансы гос П-й. Ведущим звеном в гос фин системе служит гос бюджет- баланс доходов и расходов г-ва. Именно он явл. сред-м ГР важнейших пропорций в эк, инструментом межотр. и террит. распред-я и перераспр-я ВНП.
Ведущим принципом построения бюдж. системы во многих развитых странах, в т.ч. и в Р явл. бюджетный федерализм. Он сост в четком разграничении ф-й между отд. звеньями бюджетной системы, в автономном форм-и доходов и расходов каждого звена.
ФПпредст.собой мероприятия по мобилизации фин ресурсов, их распред-ю и исп-ю для вып-я г-вом его ф-й.Важнейшие направления ФП- нал и бюдж пол-ка.
В зав-ти от периода и хар-ра решаемых задач разл-т фин стратегию и тактику. Фин стратегия - это долговрем. курс фин политики, предусм-й решение крупномасштабных задач. При ее разработке прогноз-ся основные тенденции развития фин-в, опред-ся концепции исп-я фин ресурсов, принципы орг-и фин отношений. Фин тактика направлена на реш.задач конкретного этапа путем своеврем. перегруппировки фин ресурсов. Она д. отличаться.
Основные требования к эффективной фин политике:
• Целью этой пол. д.б.↑ объема и эфф-ти исп-я фин ресурсов, рост фин отдачи.
•Учет конкретных истор. усл-й, реальных эк и фин возм-тей г-ва при выработке фин политики.
•Соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении этой политики.
• Содействие выполнению целей и задач эк пол-и.
• Созд-е благопр. усл-й для активизации предпр-й дея-ти.
ФП реализуется через финансовый механизм, под кот. понимают конкретные формы и методы орг-и фин отн-й:
На основе обобщения опыта разв стран выделяют 3 осн. типа ФП -классическую, регулир-ю и планово-директивную.
До к. 20-х г. XX в. осн. типом ФП большинства стран был классический вариант. - основывалась на идеях классической эк теории о невмешательстве г-ва в эк, исп-и конкурентного рын механизма в кач. гл. регулятора хоз процессов. Система упр-я фин деят-ю б.проста и вкл.один орган – мин-во финансов.
В к. 20-х г. в связи с обострением эк, пол. и соц проблем в большинстве стран осущ-ся переход к регулирующей ФП. Ее основу сост. теория Дж. М. Кейнса. - необходимость вмеш-ва г-ва в эк и активного антициклического рег-я. Основным инструментом этого рег-я д. б.стать ФП. Существенно усложнялась система налогов. Гл.эл-м рег-я становился подоходный налог, построенный по прогрессивной шкале. Важную роль приобретал гос кредит, на основе которого осуществлялась пол-ка дефицитного фин-я. Вместо единого органа возникает неск.специал-х органов и подразделений (службы по план-ю бюджета и бюдж.расходов, по упр-ю гос. долгом, по налогам и сборам и др.).
Кейнсианская регул. пол-ка обеспечила в 30-60-е годы стаб. эк рост, высокий ур. занятости, эфф-ю систему финанс-я соц нужд. В 70-80-е годы в развитых кап. странах ФП основывается на неоконсервативной стратегии. Рег-е эк становится многоцелевым (эк рост, занятость, стаб-сть ден.обращения и вал. курса, соц. защита). Фин.механизм в этих усл. исходит из необходимости ↓ объемов перерасп-я нац.дохода через фин систему, снижения бюдж. дефицита, стим-я роста сбережений как источника инвестиций в произв-ю сферу.
Планово-директивная ФП применялась в странах с АК эк. Ее основы - гос. соб-ть на средства пр-тва, система директивного общегос план-я. Эта пол-ка позволяет осущ-ть прямое директивное руко-во фин-ми. Цель такой ФП- макс. концентрация фин ресурсов у г-ва для их последующего перерасп-я в соотв. с осн. направ-ми гос плана. Сущ-й механизм двухканального изъятия чистого дохода гос П-й. 1) в виде- предст.собой фиксир. надбавку к оптовой цене П; эта надбавка явл. устойчивым источником доходов бюджета. 2) в виде изъятия так называемого свободного остатка прибыли. -та часть прибыли, кот. оставалась сверх данного распред-я, в безусловном порядке изымалась в гос бюджет. Т.обр., г-во полностью регул-ло весь фин.механизм П-й, изымая до 80% их чистого дохода.
Расходы бюджета опред-сь исходя из приоритетов, уст-х гос. планом. В качестве приоритетов выступали оборонные отрасли, крупные общенародные стройки. Соц сфера финанс-сь по остаточному принципу.Упр-е финансами осущ-сь из единого центра – Мин-ва финансов.
Такая пол-ка показала достаточно высокую эффективность в экстрем. усл-х, когда требовалась макс. концентрация фин ресурсов для решения чрезвычайных задач. В других же усл эта пол-ка вела к отрицат.последствиям: утрате стимулов П-й в повышении эфф-ти дея-ти, отставанию соц сферы, росту напряженности гос бюджета.