Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как вы понимаете значение данной пословицы. Подберите эквивалент на казахском языке



Скучен день до вечера, коли делать нечего.  

 

Задание 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  

1. Едва началась война 1914 года, как она уже перер...сла в мировую (Серг.-Ценск.)

2. Оригинальный вид имеют зар…сли тростников с длинными листьями. (Арс.)

3. Нелегко выр…стить плодовое дерево: много оно требует труда и забот. (И.Эренб.)

4. Алексей забрался в густую пор…сль молодого сосняка, присел под деревом. (Полев.)

5. Одинокая кривая береза р…сла на откосе. (Ант.)

Грамматический комментарий

 

 

Согласны ли вы с данным мнением?

«Со временем можно обращаться, какс деньгами— беречь, тратить, терять, выигрывать, проигрывать»

 

Тесты для самоконтроля 1. Укажите правильный вариант вопроса. a) Который час? b) Сколько час? c) Какой час? d) Когда часов? 2. Укажите слово, которое сочетается с глаголом читать. a) Радио. b) Телевизор. c) Газету. d) Выставку. 3. Укажите фразеологизм – синоним к словосочетанию очень любить a) Души не чаять b) Молодо-зелено c) Сломя голову d) Без царя в голове 4. Укажите антоним к фразеологизму душа в душу. a) Игра стоит свеч b) Положить зубы на полку c) Вставлять палки в колеса d) Как кошка с собакой

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
коллекционирование коллекция жинау collecting
склонность бейімділік bent, inclination, liability, power, tendency
экстремальный айрықша, төтенше extreme
основатель негіздеуші, құрушы founder
развлечение ойын-сауық, сауық-сайран, көңіл көтеру entertainment; amusement, fun
выращивать / вырастить өсіру grow, raise, cultivate
сажать / посадить цветы егу, отырғызу plant
колодец құдық well

 

 

СРО № 35 Прочитайте текст и перескажите его [№12].

 

СРО № 36 Выучите стихотворение наизусть.

 

 

Литература

1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —

2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186

3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с

4. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

5. Е.В.Капелюшник, А.М.Мухачева, Л.А.Пономарева, Е.А.Шерина Между строк. Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск, Изд-во ТПУ, 2005. – 51 с.

 

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №25 (55)
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: Внешний и внутренний мир Грамматическая тема: Синонимы и антонимы       Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна

 

  Грамматический комментарий

Синонимы - слова, близкие или тождественные по своему значению, но разные по написанию и различающиеся оттенками значения, или стилистической окраской (смелый, отважный, мужественный, храбрый). Синонимы используются для обогащения речи, придания ей выразительности, устранения повторений.

Антонимы - слова, имеющие противоположные значения (теплый - холодный, пленный - свободный, дружеский - вражеский). Слова могут становится антонимами в контексте (черный - белый), но не являться ими вне контекста.

 

Задание 1. Прослушайте текст о красоте [см. текст №25, с.137].

Задание 2. Пересказать основную идею прослушанного текста.

 

Задание 3. Прочитайте текст и переведите выделенный абзац.

Приступаяк работе над скульптурным портретом Антона Павловича Чехова, я приобрел серию фотографических карточек, на которых писатель был запечатлен в разные поры жизни. Я поразился тому, как не похож Чехов-студент на Чехова-врача и писателя в период творческой зрелости.

Десять лет превратили Чехова, пытливого смешливого студента, в первого писателя своего времени. За десять лет лицо его превратилось в нечто настолько прекрасное, что любой взыскательный художник долго будет раздумывать, прежде чем решиться в живописном и скульптурном портрете поведать людям об этом умнейшем и добрейшем человеке… Развивающийся внутренний мир человека самым решительным образом отражается в чертах лица человека, в выражении глаз, во всем облике, включая походку и осанку.

Изучая фотоснимки, я во всей полноте осознал, что чеховские слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - не благое пожелание для современников и потомков. Идеал был не только обрисован в словах, он существовал в самом Чехове.

(По С.Коненкову)

Задание 4. Составить план текста.

Лексический тренинг

Портрет.Изображение или описание человека или группы людей. В изобразительном искусстве один из жанров (и отдельные произведения), в котором воссоздается облик какой-либо человеческой и индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека. Общая характеристика. Характерные черты кого-либо.

Например: живописный портрет, скульптурный портрет, известный портрет.

Задание 5. Составьте простые предложения из слов, опираясь на текст АРМа.

карточек, серию, я, фотографических, приобрел.

студента, Чехова, десять, из, писателя, лет, в, времени, превратили, своего, первого.

составляют, документальных, контраст, А.П.Чехова, два, разительный, снимка.

самом, в, идеал, существовал, Чехове.

 

Задание 6. Подберите синонимы и переведите на казахский язык:

Художник  
Серия  
Снимок  
Творческая зрелость  
Контраст  
Зрелость  

Задание 7. Письменно соедините идиомы с их значениями:

 

белая ворона худой
метр с кепкой непохожий на других
красный как рак похожий
как две капли воды небольшого роста
как спичка румяный

Задание 8. Опишите картинки, используя идиомы из таблицы


 

 

По одежке встречают - а беленькими нас всяк полюбит.
Не всё то золото, по уму провожают
С лица а внутри гадко
Полюби-ка нас чёрненькими, что блестит
Снаружи гладко, воду не пить
Тесты для самоконтроля

1. Укажите фразеологизм.

а) Бежать быстро

b) Спустя рукава

c) Медленно работать

d) Хорошее настроение

2. Укажите фразеологизм – синоним к словосочетанию очень быстро.

а) Сломя голову

b) Пуд соли съесть

c) Два сапога пара

d) Волосы дыбом

3. Укажите антоним к фразеологизму заячья душа.

а) Испустить дух

b) Китайская грамота

c) Не робкого десятка

d) Голова идет кругом

4. Укажите фразеологизм – синоним к слову замолчать.

а) Прикусить язык

b) Кровь стынет в жилах

c) С закрытыми глазами

d) Во весь дух

 

СРО № 37 Выучить стихотворение наизусть.

Что такое красота? Спор зашёл случайно.
Это спорили глаза и душа печально.
С блеском спорили глаза, в этом их натура.
Тихо слушала душа эти восклицанья.
Красота - это когдамир богат духовный,
А внутри и доброта и уют любовный.
Красота только тогда совершенной станет,
Когда внешность и душа спорить перестанут.

 

СРОП №13 Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Внешний и внутренний мир».

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
анкета сауалдама questionnaire
лицо беті, жүзі person
внешний вид көркі, үсті-басы appearance
внутренний мир ішкі дүние inner world
внимание ілтипат, зейін, назар attention
впечатление әсер impression
поэма дастан poem

Список литературы

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.
  2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.
  3. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.
  4. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2000.
  5. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2002.
  6. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2004.

 

  Грамматический комментарий

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №26 (56)
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: Спорт. Здоровый образ жизни Грамматическая тема: Имя числительное.         Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна

Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? какой?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда:

количественные — отвечают на вопрос сколько? (два, пять, двадцать, триста пятьдесят один и др.)

собирательные (оба, двое, пятеро)

порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый, последний). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные.

Задание 1. Прослушайте текст об исполине [см. текст №26, с.137]. Перескажите основную идею прослушанного текста.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

Занимаетесь ли вы спортом в свободное от учебы время?

Какой вид спорта вам нравится?

Назовите имена известных спортсменов Казахстана?

Задание 3. Прочитайте текст.

Олимпийские игры

С 776 г. до новой эры в Древней Греции в честь бога Зевса по традиции один раз в четыре года устраивались популярные общегреческие празднества и состязания. На время Олимпийских игр обьявлялся обязательный для всех греков «священный мир». В это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили Олимпийские игры в течение пяти дней. Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись.

С 1896 года проводятся Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. В программу Олимпийских игр могут быть включены виды спорта, признанные МОК. Олимпийские игры сближают народы разных стран и способствуют укреплению духа дружбы и взаимопонимания между народами всего мира.

 

Задание 4. Ответьте на вопросы.

Когда были проведены первые Олимпийские игры?

Что нового вы узнали о проведении Олимпийских игр?

Какие спортивные игры проводились в Казахстане?

Задание 5. Дополните названия видов спорта и составьте с ними предложения, используя числительные.

Баскетбол, бокс, классическая и вольная борьба, велоспорт, волейбол, гандбол, спортивная гимнастика, дзюдо, плавание, футбол, каратэ, теннис, прыжки, хоккей, керлинг, гольф.

Задание 6. Составьте диалог на одну из ситуаций:

  1. Вы хотите записаться в тренажерный зал и приобрести абонемент.
  2. Вы впервые пришли и хотели бы пробно посетить несколько видов занятий (теннис, баскетбол, бокс, каратэ, румба, йога, пилатес и т.д.)

 

Здоровье Спорт Атлетика Гимнастика Соревнования Секция Упражнения

.

Задание 7. Напишите словами следующие числительные, образуйте форму порядковых числительных. Чем отличаются порядковые числительные от количественных?

Образец: 10 дней- десять дней – десятый день

8 суток, 9 часов, 1 план, 21 столетие, 2 десятилетия, 500 страниц,

6 пунктов, 6 падежей, 2 студента, 3 кафедры, 4 архитектора.

Задание 8. Разделитесь на группы по рядам и подготовьте небольшое сообщение об одном из известных спортсменов, используя числительные и ответив на следующие вопросы.

- Как его зовут?

- Каким видом спорта он занимается?

- Как долго он занимается или занимался этим видом спорта?

- Каков его лучший результат?

- Как он работает над собой?

- Чем он еще занимается в свободное время?

Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.
Здоровью цены нет. Здоровья не купишь.
В здоровом деле – здоровый дух

Тесты для самоконтроля

1Укажите глаголы в повелительном наклонении.

a) Назначил, нарезал, сел

b) Возьму, войду, помню

c) Взял бы, вошел бы, вспомнил бы

d) Возьми, войди, помни

2Укажите слово, однокоренное со словом голубой.

a) Голубизна

b) Голодать

c) Гололед

d) Голень

3Укажите ряд глаголов в условном наклонении

a) Найди, скажи

b) Нашел бы, сказал бы

c) Нашел, сказал

d) Найду, скажу

4Укажите строку с отрицательными местоимениями

a) Никто, ничто, никакой, ничей

b) Некто, нечто, некий, кое-кто

c) Этот, тот, такой, столько

d) Кто, что, какой, который

 

СРО № 38 Прочитайте текст и перескажите его [№13]..
СРО № 39 Реферат «Спорт высших достижений»

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
спорт спорт sport
тренировка жаттығу training
здоровье денсаулық health
вид спорта спорттың түрi type of sport
тренер бапкер trainer
комплексное соревнование кешенді жарыс complex competition
олимпийские игры олимпиадалық ойындар olympic games

 

Список литературы

Основная литература:

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.
  2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.
  3. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.
  4. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2000.
  5. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2002.
  6. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2004.
  7. Проскурякова И.Г. и др. Пособие по научному стилю речи. //Для вузов технического профиля. – Москва, 2004.
  8. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов. – Москва, 1998.

9. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: БГУ, 2007. — 470 с.

Дополнительная:

10. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

11. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.

 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №27 (57)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Лексическая тема: Семья Грамматическая тема: Использование слов год, лет, года для обозначения возраста и временных значений Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Прослушайте текст [см. текст №27, с.137]. Заполните тест.  

 

  верно неверно
Чингиз Айтматов из рода Шекер.    
По части старины и семейной хроники наставником Ч. Айтматова был его отец.    
Айтматова воспитывали его родители – отец и мать.    
Отец его живо интересовался политикой, литературой.    
В аиле считалось непременным долгом знать своих предков до седьмого колена.    

 

Задание 2. Напишите о своей семье, опираясь на следующие вопросы.  

1. Кто в вашей семье самый старший по возрасту? А самый младший?

2. Чем занимаются члены вашей семьи? Кто они по специальности?

3. Что вы делаете, когда вся ваша семья собирается вместе?

4. Как ваша семья проводит воскресные дни, семейные праздники?

Мама говорит своей дочке: - Вот тебе десять конфет, половину дай брату. - Хорошо, я дам ему три конфеты, - отвечает дочь. - Разве ты не умеешь считать? - Я – то умею, а он нет.

 

Задание 3. Дискуссия Скажите, как, по-вашему, должны складываться отношения между старшими и младшими членами семьи

 

 

Использование слов ГОД, ЛЕТ, ГОДА для обозначения возраста и временных значений
  1 ГОД 2, 3, 4, 22, 33, 44 … ГОДА 5, 6, 7, 8, 9,10… 20, 39 … ЛЕТ Немного, несколько, много … ЛЕТ
Задание 4. Запишите предложения, вставляя вместо точек год или лет в нужном падеже.  

 

Он живет в этом городе уже 12… .

В 21 … я закончу академию.

Моя сестренка пойдет в школу в 6 ….

Два … он работал лаборантом кафедры.

Моей матери 57 …, а отцу 63 … .

Казалось, что женщина очень молода, … 25.

Айдару было около 20 … .

Мне сейчас 22 … .

Он был не старше 30 … .

Она не была на родине почти 15 … .

 

Попробуйте отгадать загадку: Моему отцу было 27 лет, когда он женился. Моя мать на 3 года моложе отца. Я родилась, когда матери было 28 лет. Сейчас мне 22 года, а моя сестра старше меня на 4 года. Скажите, сколько сейчас лет моему отцу, моей матери и моей сестре.

 

 

Если люди похожи друг на друга, о них говорят:   «Они похожи (друг на друга), как две капли воды». «Они на одно лицо». «Она вылитая мать». «Он вылитый отец».   Если речь идёт о характере или привычках, говорят:   «Он весь в отца». «Она вся в мать».  

 

Задание 5. Прочитайте текст.  

В человеке самое главное – чувство долга перед родителями. За добро, которое делают ребенку его родные, он переживает чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для них – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье.

Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными. Как же добиться, чтобы золотые крупинки добра, которые дарят родные, превращались в золотые россыпи для других людей? Важно научить понимать и чувствовать, что за каждой искоркой радостей и благ, за каждым днем безмятежного, беззаботного детства стоят родители.

 

Задание 6. Составьте план текста.

Вся семья вместе, и душа на месте.
Задание 7. Выучите стихотворение наизусть.

 

Слова, корнями вросшие В века, тысячелетия, Несут нам свет из прошлого В грядущие столетия.   Для нас слова священные - Родня, родной, родители. Понятия нетленные - Как ангелы-хранители.   С Отчизной - в связях родственных. Как много с нею пройдено. Не счесть в словах и образах Родимых пятен Родины Татьяна Гостюхина  
   

 

Задание 8. Составьте диалоги, которые могли бы произойти при встрече друзей. Используйте следующие слова и словосочетания.

 

Семья, жениться (выйти замуж), двое детей, младшая дочь, полтора года, сын, старше на год, дочь (сына) зовут …, ходить в детский сад (в школу), заниматься хозяйством, смотреть за детьми, получить квартиру, переехать в новую квартиру, поступить на работу, переменить место работы, приобрести хорошую специальность (профессию), окончить вуз, защитить диссертацию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.