Вагоны использовались для перевозки грузов задолго до появления железных дорог, их передвигали с помощью лошадей по деревянным брусьям, которые исполняли роль рельсов.
Первые грузовые железнодорожные вагоны имели небольшую грузоподъемность. В отличие от старых моделей вагоны современной конструкции имеют не деревянную, а мощную металлическую раму.
Если сравнить пассажирский вагон старого типа с новым, то будут очевидны существенные различия. Внутри вагона не было купе, вместо мягких диванов – жесткие деревянные скамьи. Ничего похожего на полки для багажа и вещей не существовало. Отсутствовали также отопление и вентиляция. В ночное время в вагонах зажигали свечи, которые ставили в настенные фонари. Можно сказать, что современный комфортабельный пассажирский вагон похож на своего предшественника тем, что так же, как и он, передвигался по рельсам. Вагоны железнодорожного транспорта в наше время подразделяют не две основные группы: вагоны грузового и пассажирского парков.
№15.
Не так давно роботов наделили органами чувств, например, снабдили камерой для получения элементарной зрительной информации. «Зрячие» роботы способны заменить людей на опасных работах. Так, компания GEC использует «змееподобных» роботов, которые «ползают» по земле рядом с ядерным реактором. Они оснащены осветительными приборами и камерами. При помощи такого робота оператор, находясь на безопасном расстоянии, управляет работой реактора. Подобные устройства используют также и для размещения мин и снарядов, разминирования отдельных участков и даже для работы в шахтах. Причем в последнем случае оператору не нужно спускаться под землю – робот позволяет ему на расстоянии наблюдать за всем, что там происходит.
Люди постепенно устраняются от участия в процессе производства. Уже есть заводы, где целые этажи полностью заняты машинами. Людям остается лишь управлять машинами, обслуживать и чинить их. Но и этих обязанностей год от года становится все меньше. Например, созданы машины, которые могут «следить» за другими машинами и определять причину сбоя в работе.
№16.
Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособленно. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы заимствуют друг у друга предметы домашнего обихода, орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п. Одновременно усваиваются и называющие их слова. В языке появляются заимствованные слова. Чужие слова иногда так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении.
Что заставляет один народ заимствовать слова у другого? Первая и главная причина – заимствование вещи, предмета: вместе с предметом часто приходит и его название. Так появились у нас слова автомобиль, такси, метро, робот, лазер, компьютер и др.
Иностранное слово легче усваивается, если оно заменяет описательный оборот. Так, слово турне стали употреблять вместо громоздкого: путешествие по круговому маршруту, спринт – бег на короткие дистанции.
№17. Казахское ханство при хане Абылае
Абылайхан внёс множество изменений в существующее законодательство. Во главе различных улусов он поставил наиболее близких, преданных ему султанов. Если при Тауке хане Совет биев играл существенную роль при ханском дворе, то теперь его значение уменьшилось, так как Абылайхан ограничил участие биев в решении судебных дел.
Хан Абылай решал как политические, так и экономические проблемы. Он был достаточно знаком с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, чтобы поощрять развитие земледелия.
Так как Абылай хан был всесторонне развитым и одарённым человеком, он много сделал для развития материальной и духовной культуры своего народа. Он поддерживал поэтов, музыкантов, импровизаторов. Большое влияние на Абылай хана оказывал его советник, выдающийся певец казахской земли Бухар жырау Калкаманов, который сопровождал своего повелителя во многих походах.
№18. Последняя симфония
В начале 1893 года П.И. Чайковский в последний раз приехал в Клин. Он очень любил этот тихий подмосковный городок. Здесь, в окрестностях Клина, Чайковский нашёл то, что любил больше всего, к чему тянулся душой всю жизнь: простую русскую природу.
Шёл февраль – лучший зимний месяц, по мнению Петра Ильича. По утрам он с восторгом смотрел из окна на открывающуюся перед ним картину: голубое небо, покрытые снегом поля. Перед окном стояли три берёзы, три верных товарища, которые охраняли его покой. Ничто не нарушало тишины. И тогда рождалась прекрасная музыка. Он был «весь полон новым сочинением». Это была Шестая симфония. К этой симфонии Чайковский шёл всю свою жизнь – как к далёкой вершине.
№19. М.В. Ломоносов.
Жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова оставили неизгладимый след в развитии науки, техники и культуры. Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, юный Ломоносов в конце 1730 году отправился пешком в Москву. Здесь, выдав себя за сына дворянина, он в январе 1731 года поступил в московскую Славяно-греко–латинскую академию. В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов был послан в Петербург, в только что открывшийся при Академии наук университет, а затем – в Германию для продолжения образования. В 1741 году он вернулся в Петербург, в Академию наук.
Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании университета, доступного всем слоям населения. В 1755 году по его проекту и благодаря его хлопотам был организован Московский университет, носящий ныне имя М.В. Ломоносова.
№20.
Книга – подарок универсальный. Она подходит для любого возраста и для любого события. Можно подобрать книгу в зависимости от пола, социального статуса, религии, степени родства или знакомства. Книги весьма практичны и долговечны, они не требуют особого ухода, не занимают много места, хранят кладезь информации и с годами становятся антиквариатом.
Вернемся на несколько веков назад – в Средневековье. Книгопечатание в Европе приписывают Иоганну Гуттенбергу. До этого, книги переписывались вручную и были очень дефицитны, а, следовательно, невероятно ценны. В те времена книга имела скорее не личностное, а общественное значение. Книга считалась, прежде всего, источником знания.
Книги - это добрые волшебники. Они всегда готовы рассказать о любой стране и о любом народе, о том, что было тысячу лет назад, и о том, как мы штурмуем космос, как изучаем морские глубины… Книги ответят на любой вопрос, помогут в любом деле. Недаром мы называем их верными друзьями, добрыми советчиками.
№21.
Любое событие в жизни казахского младенца сопровождается разного рода обрядами. Так, спустя неделю после рождения ребенка кладут в колыбель. По истечении сорока дней следует обычай снятия с ребенка первой его рубашки. Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика.
В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укрощенного коня, провозглашая, что отныне он джигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности. Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент "Ашамайга мінгізу" дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его "шашу". Дети постарше устраивают байгу, а взрослые — небольшой той [75].
Суть этих ритуалов заключается в искреннем желании того, чтобы ребенок рос сильным, ловким, закаленным и здоровым.
№22.
Встаю в 5.30. Пока нет изнуряющей жары, делаю зарядку, обязательно проплываю в бассейне 300м. В 7 утра приступаю непосредственно к работе – принимаю сводки своих управляющих из-за рубежа, просматриваю прессу. В течение дня провожу совещания, встречаюсь с представителями других фирм и компаний. Примерно 250-270 дней в году не бываю дома – ведь большой бизнес требует множества поездок.
Если я нахожусь дома, то мой рабочий день заканчивается всегда в 22.00. Как и у всех настоящих бизнесменов, у меня не бывает ни выходных, ни тем более отпусков. Я должен быть смелым и готовым принимать решения.
Бизнесмену должны быть присущи культура общения, чувство меры, доброжелательность. он должен полностью управлять своими эмоциями.
№23. Этика и эстетика
Э́тика (от греч. - «нрав, обычай») исследует мораль и нравственность. По мере развития добавляется изучение совести, добра и зла, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Эстетика(от греч. – чувство) исследует чувственные проявления человека, прежде всего связь категорий «красота» и «прекрасное», которые наиболее полно выражаются в искусстве. Эстетику часто называют наукой о сущности и формах творчества по законам красоты и гармонии. Эстетика – это способ гармонизации внутреннего мира; в этом смысле можно говорить не только об эстетике чувств, но и об эстетике жизни, эстетике мировоззрения и даже об эстетике судьбы.
Категория «красота», которая может быть как внешней, так и внутренней – красотой поступков и отношений – связывает этику и эстетику.
№24. Дмитрий Иванович Менделеев
Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в Тобольске, в семье директора местной гимназии.
Получив аттестат зрелости, Менделеев поступил на физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге и уже в студенческие годы приступил к самостоятельным научным исследованиям. Институт он окончил в 1855 году с золотой медалью. В последующие три с лишним десятилетия Менделеев сочетал научную деятельность с преподаванием химии, в 1865 году он стал профессором Петербургского университета.
Заслуги Менделеева перед химией огромны, открытые им периодический закон и «Периодическая система химических элементов» легли в основу химической науки. Но считать Менделеева только химиком было бы совершенно ошибочно. Чем только не занимался – и, причем в высшей степени профессионально – Менделеев! Тут и приемы стекловарения, и горное дело, агрономия, и педагогика, и искусствоведение, значителен вклад Менделеева и в физику.
№25.
Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее. Красота – это радость нашей жизни. Человек увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.
№26.
Исполин из Гоби
Найдены древние останки человекоподобного существа ростом пятнадцать метров! «Это существо чуждо Земле», - считают палеонтологи.
Начало 1999 года ознаменовано поразительной находкой в пустыне Гоби (Уулах, Южная Монголия). Английские палеонтологи в горной породе обнаружили окаменелый скелет, принадлежавший некому человекообразному существу со странным строением тела. Череп, к примеру, по целому ряду признаков указывает на близкое родство с первыми человекоподобными обезьянами. Другие же признаки заставляют явно отнести антропологию черепа к высокоразвитому «гомосапиенс» (человек разумный). Особенности строения черепной коробки бесспорно свидетельствуют: это существо располагало органами речи и, следовательно, могло говорить. Возможно, существо было в какой-то степени разумным. Строение скелета весьма близко к человеческому, за исключением кистей рук, каждая из которых несоразмерно велика.
Согласно последним научным данным, полтора миллиарда лет назад Земля вращалась быстрее. В сутках было всего 9 часов, а Земля вращалась быстрее. Наличие гигантов в эту эпоху было, скорее, нормой, чем отклонением (Аверьянов А. // Чудеса и приключения. – 1999. - № 10 / Октябрь. – С.40).
№27.
У нас в аиле считалось непременным долгом знать своих предков до седьмого колена. Старики на этот счет строги. Обычно они испытывали мальчишек: «Ну-ка, батыр, скажи, из какого ты рода, кто отец твоего отца? А какой он был человек, чем занимался, что говорят люди о нем?» И если окажется, что мальчик не знает свою родословную, то нарекания дойдут до ушей его родителей.
Я мог бы начать свое жизнеописание с того, что я из рода Шекер. Шекер – наш родоначальник, мой отец – Торекул, его отец – Айтмат, а его отец – Кимбилди, его отец – Кончуджок.
Все это сообщено мне не отцом: он не успел этого сделать, и не до этого ему было.
Этим я обязан, прежде всего, своей бабушке и моей тетке. Они-то и оказались моими наставницами по части старины и семейной хроники.
Мой отец был грамотным человеком, живо интересовался политикой и литературой, что позволило ему сразу приобщить меня к русской культуре, русскому языку и, стало быть, к русской литературе.
(Ч. Айтматов)
№28. К тайнам погоды
В рамках Всемирной службы погоды существует глобальная система наблюдений. По ним определяется, как будет выглядеть погода в ближайшее время. Довольно точный численный прогноз сейчас составляется на один - пять дней. На большие сроки прогноз не всегда оправдывается. Дело в том, что, хотя метеорологических станций много, они распределены неравномерно. Сеть наблюдений достаточно густа в Европе, Северной Америке, в ряде районов Азии. Но в Латинской Америке таких станций мало. Громадные пространства Земли, особенно в южном полушарии, а также Мировой океан, существенно влияющий на атмосферные явления, остаются в метеорологическом отношении белыми пятнами.
Система полярно-орбитальных метеорологических спутников, выводимых на околоземную орбиту, значительно расширила информацию об облачности, границах снежного и ледяного покровов. Система наблюдений еще не покрывает равномерно земной шар, о состоянии атмосферы мы знаем довольно приблизительно. О прогнозе погоды мы узнаем из средств массовой информации.
№29.
Ещё недавно людям казалось, что такого природного богатства, как вода, на Земле вполне достаточно. Но последние годы показали, что многим странам, в том числе с многоводными реками и озёрами, уже мало пресной воды. Причина в том, что промышленные предприятия загрязняют воды рек и озёр. И в результате в них гибнут ценные виды рыб, а затем и сами источники чистой воды. Как известно, человек смог загрязнить даже океан. Вытекающая из затонувших кораблей нефть убивает всё живое в океане. Возможно, скоро исчезнут некоторые морские и наземные животные и птицы. Все они составляют Красную книгу, которая называет редко встречающиеся виды животных и растений, нуждающихся в защите. заботе учёных. Защита природы и разумное её использование – одна из важнейших проблем человечества. Все мы живём в одном доме, на одной планете, дышим одним воздухом, пользуемся богатствами одного Мирового океана, и решать эту проблему должны все вместе. Только тогда, когда мы будем беречь Землю, как свой родной дом, мы будем спокойны за её будущее.
№30. Природа Казахстана.
Природа Казахстана разнообразна. На степных просторах нашей Родины расположены горы, холмы и равнины. Горы занимают десятую часть территории республики. Склоны Тянь-Шаня, Заилийского Алатау покрыты хвойными лесами. В ущельях этих гор растут дикие яблони. Вершины гор покрыты вечными снегами и ледниками. Здесь можно встретить снежного барса, бурого тяньшанского медведя, беркута. В горах Алтая живут соболи, барсуки и бурундуки.
Три крупные степные реки – Иртыш, Тобол и Ишим – несут свои воды в Северный Ледовитый океан. Самые известные озера Казахстана – Арал и Балхаш. Летом на степных озерах можно встретить сотни видов водоплавающих птиц: В реках плавают сто семь видов птиц. На озере Тенгиз обитает сказочно-диковинный розовый фламинго. В Казахстане растет свыше шести тысяч видов растений.