Второстепенный член предложения, обозначающий объект, с которым производится действие в предложении; в безличных предложениях и в пассивных конструкциях - субъект действия или состояния. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. При грамматическом разборе дополнение подчеркивается пунктиром. Дополнение обычно зависят от членов предложения, выраженных глаголами, от сказуемых. Они могут относиться и к причастиям. Дополнения бывают прямые и косвенные: ПРЯМЫЕ выражаются формой вин.падежа без предлога и формой род. падежа при глаголе с отрицательной частицей –не, КОСВЕННЫЕ выражаются всеми остальными падежами, в том числе вин. падежом с предлогами.
Задание7. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Найдите в них дополнения, определите виды, поставив к ним вопросы.
Гаврила чувствовал себя разд..вленным этой мрачной тишиной и красотой. Тесная толпа ребят заполнила конец к..ридора. Она читала ему стихи о п..дорожнике и звоне к..локолов над Луарой. Детей вводит в мир ска..ки не только народная поэзия, но и театр. Дерсу сначала перенес через реку руж..я и котомки, а затем помог пер..правиться мне. Никогда никому не дов..рял своей тайны.
Задание 8. Вместо точек поставьте необходимые по смыслу глаголы в нужной форме. Подчеркните дополнения.
1. Из всего разнообразия русских сувениров иностранцы чаще всего … русскую матрёшку. 2. Вот уже сто лет матрёшка … не как игрушка, а как традиционный национальный сувенир. 3. Образцом для создания русской матрёшки стала японская деревянная разъёмная кукла, так … люди. 4. В Париже русская матрёшка … большую бронзовую медаль. 5. Многие из современных мастеров … традиции в создании русской матрёшки.
Без терпенья нет уменья.
Гореть в руках – выполнять быстро, с успехом.
Покупать кота в мешке – приобретать, не зная качества.
Тесты для самоконтроля
1. Найдите числительное с окончанием -е
a) Четыр…
b) Трист…
c) Четырест…
d) Девяност…
2. Выберите нужный предлог: войти … здание.
a) С
b) Из
c) В
d) На
3. Найдите числительное
a) Шестой
b) Семидневный
c) Пятерня
d) Удвоить
4. Укажите строку с порядковым числительным
a) Один, тридцать, сто, триста
b) Двое, трое, шестеро, десятеро
c) Первый, тридцатый, сотый
d) Сорок восемь, двадцать один, пять
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In english
блины
құймақ
pancakes
праздник
мереке
holiday
зима
қыс
winter
праздничный стол
мерекелік дастархан
festive table
гости
қонақтар
guests
веселиться
сайрандау
tomakemerry
СРО
№ 28
Прочитайте и перескажите текст [№10]
СРОП №10
Напишите эссе на тему «Русское народное творчество»
Основная литература
1. Жили – были … Уроки русского языка. Базовый уровень. Миллер Л.В., Политова Л.В. Златоуст 2013г. 144 с.
2. Русский язык. Учебное пособие для 10 классов естеств.- матем. направления общеобразоват. шк. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. 296 с.
3. Русский язык. Т.В. Попова, Л.В. Архипова, Т.П. Баркова, Т.В. Губанова, Н.Г. Посадская, Л.А. Шахова. Учебное пособие. Второе издание, исправленное и дополненное. Тамбов 2010г. стр.189.
Дополнительная литература
1..Учебник русского языка для студентов – иностранцев естественных и технических специальностей. І – ІІ Курсы. Практическая грамматика. Авторы: Жуковская Е.Е., Золотова Г.А., Леонова Э.Н., Мотина Е.И. – Москва. 2011г. стр. 238.
2..Русский язык для всех: учебник / под ред. В.Г. Костомарова. – 14-е изд. – М.:Русский язык, 2010.
3. Русский язык для всех. Давайте повторим и почитаем / под ред. В.Г. Костомарова. – М.: Русский язык, 2011г. стр175.
4. Степанова, К.М. Русский язык для всех: грамматический справочник: словарь / К.М. Степанова; под ред. В.Г. Костомарова. – 12-е изд. – М.: Русский язык, 2010 г. стр187.
5. Хавронина, С.Д. Русский язык в упражнениях /С.Д. Хавронина, А.И Широченская. – 8-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык, 2011.стр216.
Грамматический комментарий
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №20 (50)
Дисциплина: Русский язык
Уровень: 2
Лексическая тема: Подарок
Грамматическая тема: Однородные члены предложения
Кол-во кредитов: 2
Практическое занятие
Ассоциированный профессор
Гакрама Каламкас Муратовна
Однородные члены предложенияотвечают на один и тот же вопрос, т.е. выступают в роли одних и тех же членов предложения и связаны с одним и тем же словом, соединяются друг с другом сочинительной связью, выражаемой интонацией и соединительными союзами.
Однородными могут быть любые члены предложения: главные и второстепенные.
Разговор то оживлялся, то замолкал. В открытое окно лился воздух, сладковатый запах. Нигде не было ни воды, ни деревьев.
Задание 1. Прослушайте текст «Книга – подарок универсальный» [см. текст №20, с.135-136] и заполните тест (верно/неверно).
Заполните тест
Верно
Неверно
Она подходит для любого возраста и для любого события
Книги весьма практичны и долговечны, они не требуют особого ухода, не занимают много места, хранят кладезь информации и с годами становятся антиквариатом.
Книгопечатание в Европе приписывают Иоганну Гуттенбергу.
Книги - это злые волшебники
Мы называем их верными друзьями, добрыми советчиками.
Задание 2. Пересказать основную идею прослушанного текста
Задание 3. Прочитайте текст.
Когда заходит речь о сильной воле и твёрдом характере мне всегда приходит на память образ замечательного русского путешественника и учёного Николая Михайловича Пржевальского...
Огромного напряжения сил потребовали от него переходы по безводным каменистым пустыням, по головокружительным горным кручам, по высочайшим плоскогорьям, над которыми бушуют ураганы. И тут нужна была не только физическая выносливость, но и необычайная твёрдость духа, горячая любовь к Родине и к избранному делу. Все эти качества не возникли неожиданно вдруг.
С детства Пржевальский любил охоту, она развила в нём любовь к природе, наблюдательность и терпеливость. С детства его неразлучными друзьями были книги, они помогали ему накопить большой запас знаний. С детства он мечтал о путешествиях и всё свободное время проводил в зоологическом музее, ботаническом саду, чтобы быть во всеоружии науки.
Я горячо советую молодёжи прочитать увлекательные книги Н.М. Пржевальского и хотя бы мысленно повторять его великие путешествия.
(Акад. В. Обручев. «Слово к молодым».)
Задание 4. Переведите выделенный абзац на казахский язык так, чтобы донести основную мысль. Составьте план текста.
Задание 5. Составьте 5-7 предложений по картинам на тему «Необычный подарок».
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните глаголы.
Родители часто спрашив..т: "что ребенок может сд.лать и под.рить другому ребенку?" и ответ на этот вопрос на 90% совпад..т с ответом на другой "что можно делать вместе с детьми?" Почему? Потому, что детям интересен сам процесс игры и еще одна игрушка не за.нтересует надолго так же, как устроенная вместе игра или совместное тв.рчество. При этом будем считать, что ребенок достаточно мал, чтобы сделать что-либо инт.ресное для своего р.весника самостоятельно. Значит, на дни р.ждения можно прид.мать и сделать что-то н.вое и захв.тывающее вместе, причем такое, во что смогут п.играть все дети вместе с им.нинником.
Задание 7. Спишите, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них. Начертите схемы 2-го и 4-го предложений.
Осень предупреждала о своём приходе то сухим листком, невзначай забытым на скамейке, то маленькой зелёной гусеницей, спускавшейся на паутине мне прямо на голову. (Пауст.) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. (Н. О.) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев. (Пауст.) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей. (Н. О.)
Задание 8. Продолжите реплики диалога, описывая работу мастера по картине и используя глаголы (выпиливать, расписывать, придумывать, начинать, ждать, занимать):
- Как русские мастера создают матрешку?
………….
- Из какого материала их создают?
………………..
- Из каких частей она состоит?
………………………..
- Какие еще национальные игрушки дарят в подарок?
- …………
- Какие игрушки были у казахских детей в старину?
………………
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In english
подарок
сыйлык
gift
дарить
сыйлау
give away
символ
белгі
symbol
радоваться
қуану
to rejoice
читать
оқу
to read
поздравлять
құттықтау
to congratulate
отмечать
тойлау
to note
Тесты для самоконтроля
1. Определите строку с наречиями, в которых пишется о
а) Тягуч…, громч…
b) Певуч…, инач…
c) Горяч…, свеж…
d) Неуклюж…, умоляющ…
2. Определите строку с наречиями, в которых пишется о
а) Вечн…, хорош…
b) Ниж…, выш…
c) Попозж.., слегк…
d) Издавн.., изредк…
3. Укажите личные местоимения
а) Сам, самый, весь, всякий
b) Мой, твой, наш, ваш, его
c) Я, он, они, мы, вы
d) Этот, тот, что-либо, что-то
4. Определите ряд указательных местоимений
а) Этот, тот, такой, таков
b) Я, ты, он, она
c) Сам, самый, весь, всякий
d) Никто, ничто, никакой, ничей
СРО
№ 29
Выучить стихотворение наизусть.
СРО
№ 30
Реферат на тему «Книга – лучший подарок»
Список литературы
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.
2. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.
3. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.
Дисциплина: Русский язык
Уровень: 2
Лексическая тема: Традиции и обряды.
Грамматическая тема: Разряды прилагательных
Кол-во кредитов: 2
Практическое занятие
Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна
Качественные
Относительные
Притяжательные
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.
Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.
Отвечают на вопрос какой?
Могут иметь краткую форму и степень сравнения.
Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.
Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный), близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный).
Отвечают на вопрос какой?
Не имеют краткой формы и степени сравнения.
Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.
Отвечают на вопрос чей?
Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр
Задание 1. Прослушайте текст [см. текст №21, с.136] и заполните тест.
Заполните тест
Верно
Неверно
Событие в жизни казахского младенца не сопровождается разного рода обрядами.
В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укрощенного коня, провозглашая, что отныне он джигит.
В торжественный момент "Ашамайга мінгізу" дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его "шашу".
Дети постарше устраивают байгу, а взрослые — небольшой той
Суть этих ритуалов заключается в искреннем желании того, чтобы ребенок рос сильным, ловким, закаленным и здоровым.
Задание 2. Перескажите текст и вспомните, какие казахские обряды проводятся у вас?
Задание 3. Прочитайте текст «Бесікке салу».
«Бесік» - колыбель - считается священной реликвией в каждой семье. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «нағашы». Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.
Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд укладывания в колыбель. Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство.
Прежде чем укладывать младенца в колыбель, к изголовью привязывают амулет, который будет защищать его от злых духов.
Колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и, согласно поверью, может оказать влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или дорогой чапан – символ богатства, положения в обществе, уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, способным обуздать любого коня, а кебенек – походная одежда для героев и храбрецов, - сулит ему славу батыра – защитника Отечества.[65]
Задание 4. Ответьте на вопросы к нему.
Кому поручается выполнить обряд «бесікке салу»?
После укладывания чем накрывают колыбель?
Что привязывают к изголовью младенца?
Задание 5. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите их вид по значению. Составьте с ними предложения.
Задание 6. Подберите прилагательные в соответствии с разрядами прилагательных (1 относительное, 1 качественное, 1 притяжательное).
Орнамент - …., …., ….
Праздник - …, …, …
Посуда - …, …, …
· Родина – мать народу, народ – мать джигиту.
· Любовь к Родине у семейного очага зарождается.
· Родная земля – золотая колыбель.
Поэтическая страничка
«Под крышей дома твоего».
Где бы ни были мы, но по-прежнему Неизменно уверены в том, Что нас примет с любовью и нежностью Наша пристань - родительский дом. Родительский дом – начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. Родительский дом, пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет. И пускай наше детство не кончится Хоть мы взрослыми стали людьми, Потому что родителям хочется, Чтобы мы оставались детьми (Ю. Антонов).
Задание 7. Сотавьте монолог, используя данные слова: обряд, традиции, обычаи, праздник, свадьба.
Задание 8. Составьте диалог, продолжив реплики:
- В какое время года празднуется Наурыз?
- ….
- Какое блюдо считается главным на Наурыз?
- …
- Какие еще народы празднуют Наурыз?
- …
- Какие национальные игры бывают в этот праздник?
- ………
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In english
праздник
мереке, мейрам
holiday
национальность
ұлт
nationality
пословица
мақал
proverb
стол
үстел
table
стул
орындық
chair
учебное пособие
оқу құралы
manual
правило
ереже
rule
Тесты для самоконтроля
1Укажите, в каком примере ни пишется раздельно.
а) (ни)что
b) (ни)чей
c) (ни)чем
d) (ни)за что
2Укажите глагол с окончанием -ут в форме третьего лица множественного числа.
а) Плач…
b) Держ…
c) Дыш…
d) Знач…
3Укажите глагол с окончанием – ит в форме третьего лица единственного числа.
а) Возвраща…ся
b) Стро…ся
c) Наде…ся
d) Бор…ся
4Укажите глагол с окончанием –ешь в форме второго лица единственного числа.
а) Бор…ся
b) Обид…
c) Слыш…
d) Смотр…
СРО
№ 31
Подготовитьвидеопрезентацию на тему: «Казахские традиции».
СРОП №11
Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Казахские национальные игры».
Список литературы
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.
Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.
Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.
4. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.
5. СабитоваЗ.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.
6. Традиции и обряды казахского народа.- Алматы: ТОО «Алматыкітап», 2005.-284 стр.,илл.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №22 (52)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 2
Лексическая тема: Распорядок дня. Управление временем
Грамматическая тема: Чередование гласных в корне лож-\ лаг-
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1. Послушайте текст [см. текст №22, с.136], рассказывающий об одном рабочем дне западного бизнесмена. Заполните тест.
верно
неверно
Непосредственно к работе бизнесмен приступает в 9 часов
Каждый день бизнесмен встаёт в 5.30 утра
Примерно 250-270 дней в году он не бывает дома
У настоящих бизнесменов нет ни выходных, ни отпусков
Задание 2. Составьте диалог, ответив на вопросы:
1. Когда вы обычно просыпаетесь?
2. В какое время вы проснулись сегодня?
3. Что вы делаете утром?
4. Где вы обедаете?
5. Когда вы возвращаетесь домой?
6. Чем вы занимаетесь вечером?
7. Когда вы ложитесь спать?
Задание 3. Подберите синонимы к словам: время, разумно, интересно, свободное время, способствовать, расходовать, потребность
Задание 4. Подберите к словам определения (их может быть несколько). Допишите окончания прилагательных. Запишите свои варианты.
Дела
больш...
Встречи
красив...
Новости
хорош...
Друзья
важн...
Родители
интересн..
Люди
приятн...
Дети
капризн...
Проблемы
любим...
Гости
глуп...
Слова
скучн...
Выражение своей точки зрения
На мой взгляд…
По-моему…
По моему мнению…
Я считаю (думаю), что…
Мне кажется, что…
Мое мнение таково…
Таково мое мнение…
Вы можете не согласиться со мной, но…
Задание 5. Прочитайте текст.
В ответе используйте данные выше конструкции для выражения своей точки зрения.