Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Грамматический комментарий. Задание 8. Перепишите, расставляя знаки препинания; обра



Обращение -слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.). Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
I. 1. Если обращение стоит в начале предложения, оно вместе со всеми относящимися к нему словами отделяется за­пятой, а при произнесении с сильным чувством — воскли­цательным знаком:!) Дорогие гости, просим за стол. (П.) 1) Друзья! Прекрасен наш союз! (П.) После восклицательного знака пишется прописная буква. 2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми: Расступись, о старец-море, дай приют моей волне! (Л.) 3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед об­ращением ставится запятая, а после него тот знак, который ну­жен по смыслу предложения: точка, восклицательный или во­просительный знак: 1) Дружная идёшь ты с нами, осень. (Щип.) 2) Здравствуй, красавица Волга! (Н.) 3) О чём ты думаешь, ка­зак? (П.) 4. Если части распространённого обращения разделены чле­нами предложения, то каждая такая часть выделяется запяты­ми: Шагай, страна, быстрей, моя. (Маяк.) 5. Частица о от обращения знаками препинания не отделяет­ся: Как хорошо ты, о море ночное!

Задание 8. Перепишите, расставляя знаки препинания; обращения подчерк­ните.

1) Вы Петя расскажите лучше о планетах. 2) Что же вы сердитесь ВаряЗ) Прощай дом. Прощай старая жизнь. 4) Пой­дём родная пойдём 5) Уважаемая Мария Владимировна Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание 6) Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты 7) Многоуважаемый Иван Максимович Недели две тому на­зад мною послана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноактная пьеса.

Тесты для самоконтроля

1. Укажите глаголы несовершенного вида

a) Выйти, уйти, идти

b) Взять, сказать, положить

c) Поймать, лечь, сесть

d) Отвечать, побеждать, угрожать

2. Укажите глаголы в изъявительном наклонении

a) Смотрю, учу, пою, читаю

b) Смотри, учи, пой, читай

c) Смотрел бы, спел бы, выучил бы

d) Смотри, выучил бы, напишу

3. Укажите ряд глаголов будущего времени

a) Снял, прочел

b) Снимать, читать

c) Сниму, прочту

d) Отснять, вычитать

4. Укажите, какие из приведенных словосочетаний употреблены в прямом значении:

a) Сладкий чай

b) Волчий аппетит

c) Золотой характер

d) Время ползет

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
песок құм sand
человечество адамзат humanity
река өзен river
флора өсімдіктер әлемі flora
фауна жануарлар дүниесі fauna
бархан құм жота barkhan

 

СРОП № 15 Напишите эссе «Земля – наш общий дом»
СРО № 43 Подготовьте видеопрезентацию «Экологические проблемы Казахстана»

 

Основная литература

1. Жили – были … уроки русского языка. Базовый уровень. Миллер Л.В., Политова Л.В. Златоуст 2013г. 144 с.

2. Русский язык. Учебное пособие для 10 классов естеств.- матем. направления общеобразоват. шк. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. 296 с.

3. Русский язык. Т.В. Попова, Л.В. Архипова, Т.П. Баркова, Т.В. Губанова, Н.Г. Посадская, Л.А. Шахова. Учебное пособие. Второе издание, исправленное и дополненное. Тамбов 2010г. стр.189.

Дополнительная литература

1..Учебник русского языка для студентов – иностранцев естественных и технических специальностей. І – ІІ Курсы. Практическая грамматика. Авторы: Жуковская Е.Е., Золотова Г.А., Леонова Э.Н., Мотина Е.И. – Москва. 2011г. стр. 238.

2..Русский язык для всех: учебник / под ред. В.Г. Костомарова. – 14-е изд. – М.:Русский язык, 2010.

3. Русский язык для всех. Давайте повторим и почитаем / под ред. В.Г. Костомарова. – М.: Русский язык, 2011г. стр175.

  Грамматический комментарий

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №30 (60)
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: Природа Казахстана Грамматическая тема: Падежные формы имени существительного       Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна
Падеж Вспомогательное слово Вопрос
Именительный   Кто? Что?
Родительный нет Кого? Чего?
Дательный дать Кому? Чему?
Винительный вижу Кого? Что?
Творительный горжусь Кем? Чем?
Предложный думаю О ком? О чём?

 

Задание 1. Прослушайте текст [см. текст №30, с.138] и заполните тест.

 

Заполните тест Верно Неверно
Природа Казахстана однообразна    
Горы занимают десятую часть территории республики. Склоны Тянь-Шаня, Заилийского Алатау покрыты хвойными лесами    
Вершины гор покрыты вечными снегами и здесь нет никаких животных    
Самые известные озера Казахстана – Арал и Балхаш.    
В горах Алтая живут соболи, барсуки и бурундуки.    

 

Задание 2. Ответьте на вопросы:

 

Сколько видов растений растет на просторах Казахстана?

Какие животные обитают в степях, озерах и горах Казахстана?

Что нового о природе Казахстана вы узнали из текста?

Задание 3. Составьте диалог на тему «Отдых на природе» и разыграйте по ролям.

Задание 4. Составьте текст-описание (5-7 предложений) на одну из данных ниже картинок

 

 

 


Задание 5. Выпишите из текста имена существительные в именительном падеже.

Природа, родник, родина, просто доброта. Сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, народ, природа, родина…Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля плодородная. Земля урожая. Земля-мать.

Для русского человека природа всегда была свободной, волей, привольем. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, плыть по течению больших рек, дышать вольным воздухом.

Русская природа мягкая, она ухожена человеком. Отношения природы и человека – это отношение двух культур. Одна (человеческая культура) не может существовать без другой (природы культуры). Страна – это единство народа, природы и культуры.

Задание 6. Просклоняйте существительные (5 на выбор) по падежам. Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения.

 

Природа Казахстана, нетронутые места, красивое озеро, горные вершины, великая степь, солнце, флора и фауна, животный мир, растения, голубое небо, оберегая природу, заповедная зона, горная река, зеленая трава, пение птиц, уединение.

Задание 7. Прочитайте текст и переведите выделенный абзац.

Байкал

Байкал – неотъемлемая часть русского национального сознания. Недаром это озеро называют священным. В этом слове – всенародная любовь к Байкалу, поклонение его могучей первородной силе, почитание непобедимого, гордого духа. В народном сознании Байкал стал символом кристальной чистоты, правды, свободной доли и высоких стремлений. Поэтому и народ величает озеро славным морем и Священным Байкалом.

Байкал – великий памятник природы. Ему нет равного на земном шаре. Далекое азиатское озеро среди великих горных хребтов и глухой медвежьей тайги, оно вызывает огромный интерес и поистине всенародную заботу. Байкал – одно из самых старых среди озер всего света.

Однако Байкал изменился. На его берегах выросли города и заводы, рядом прошла железная дорога и асфальтированное шоссе, расположились туристские базы. Этот бурный поток цивилизации – яркий пример стихийного натиска на природу.

 

Задание 8. Составьте простой план текста.

   
Тесты для самоконтроля   1. Закончите предложение: Документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценностей), - это a) Резюме. b) Доверенность. c) Характеристика. d) Протокол. 2. Определите вид деловых бумаг, представляющий данный фрагмент: Доводим до Вашего сведения, что нашим издательством выпущены учебники нового поколения. a) Информационное письмо. b) Заявление. c) Характеристика. d) Доверенность. 3. Определите вид деловых бумаг, представляющий данный фрагмент: Я, Жусупова Алия Бектасовна, родилась 6 октября 1981 года в г. Алматы. С 1987 по 1997 г.г. училась в сш. № 68 г. Алматы. a) Расписка. b) Заявление. c) Автобиография. d) Характеристика. 4. Определите вид деловых бумаг, представляющий данный фрагмент: Прошу принять меня на работу в качестве программиста. a) Заявление. b) Характеристика. c) Информационное письмо. d) Доверенность.  
     

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
природа табиғат nature
горы таулар mountains
цветы гүлдер flowers
птицы құстар birds
деревья ағаштар trees
солнце күн sun
ночь түн night

 

СРО № 44 Подготовьте видеопрезентацию на тему «Заповедники Казахстана»

 

СРО № 45 Выучите стихотворение наизусть.  
Поэтическая страничка
       
Вечер. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, лучами, Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, - Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем (А.Фет).

 

Список литературы

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

3. СабитоваЗ.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Дидактические материалы: Учебное пособие для учащихся 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2010.

4. Фет А. А. Собрание сочинений в двух томах. М: Художественная литература, 1982.

 

ЧАСТЬ III




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.