Второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. Может быть выражен существительным или местоимением с предлогом и без предлога, наречием. По значению выделяются обстоятельства: 1) места (отвечает на вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»): Сад был на горе; 2) времени («Когда?»): А поутру они проснулись; 3) причины (отвечает на вопрос «Почему?»): Сидим дома из-за дождя; 4) условия (отвечает на вопрос «При каком условии?»): При должном упорстве подготовиться к экзаменам можно; 5) уступки (отвечает на вопрос «Несмотря на что?»): При всем желании я вам не смогу помочь; 6) образа действия (отвечает на вопрос «Каким образом?»): Слониха–щеголиха так отплясывает лихо…(Чук.); 7) меры и степени (отвечает на вопрос «В какой мере?»): А она очень аппетитна, очень недурна (Г.); 8) сравнения (отвечает на вопрос «Подобно чему?»): Как все московские, ваш батюшка таков (Гр.). При грамматическом разборе подчеркивается штрихпунктирной линией.
Задание 7. Подчеркните основу предложения и обстоятельства.
Я читал бессистемно, безудержно, запоем.
Туман волнами стал переливаться в лощинах. День был совершенно ясный. От станции послышались гудки паровоза. Вечером все собрались на террасе. Сгоряча я наговорил ему дерзостей. Он пошел купить тетради. Вопреки ожиданиям обед оказался неплохим.
Задание 8.Подчеркните основу предложения и обстоятельства. Напишите вопросы, на которые отвечают обстоятельства (в скобках), обозначьте, какой частью речи они выражены.
В октябре за туманами где-то затерялось недавн..е лето. На другой день, в воскресенье, ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. В самый разгар игры меня зачем (то) позвали домой. Скамейка почернела от времени в саду. Едет парень верхом. Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. Струя воды сияет на стекле, как след звезды. Катает ядра гром с небесной светлой кучи. Подуло холодком от подступившей тучи. Зам..рли в ш..ренге, как солдаты, восемь к..парисов у дворца.
Делать нечего – поступать по-другому нельзя.
Знать себе цену – правильно оценивать свои возможности.
Дело мастера боится
Давайте посмеёмся!
Учитель говорит ученику:
– Почему ты не делаешь никаких успехов в чтении? Когда мне было столько
лет, сколько тебе, я читал совершенно свободно.
Ребёнок посмотрел на учителя и ответил:
– Это потому, наверно, что у Вас учитель был лучше, чем у меня.
Тесты для самоконтроля
1. Укажите глаголы несовершенного вида
a) Докладывать, шуметь, почитывать
b) Вылепить, вянуть, бить
c) Отправить, умыться, вымыть
d) Обсудить, надеть, танцевать
2. Укажите синоним слова договор.
a) Аренда.
b)Условия.
c) Контракт.
d) Комплекс.
3. Укажите, какая приставка в глаголе звонить имеет значение «позвонить по телефону повторно, ещё раз».
a) Пере-
b) До-
c) Со-
d) Об-
4. Укажите, какая приставка в глаголе ехать имеет значение «движение вокруг предмета».
a) До-
b) Об-
c) По-
d) Вы-
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In english
играть
ойнау
to play
песня
өлең
song
хоровод
қол ұстасып әндетіп ойын ойнау
round dance
пляски
би, билеу
dancings
гусли
ішекті музыка аспабының бір түрі
psaltery
жанр
әдебишығармалардың белгілі бір түрі
genre
СРО
№ 26
Прочитайте и перескажите текст [№9].
СРО
№ 27
Подготовьте видеопрезентацию на тему «Казахская народная песня».
Литература
1. Жили – были … уроки русского языка. Базовый уровень. Миллер Л.В., Политова Л.В. Златоуст 2013г. 144 с.
2. Русский язык. Учебное пособие для 10 классов естеств.- матем. направления общеобразоват. шк. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. 296 с.
3. Русский язык. Т.В. Попова, Л.В. Архипова, Т.П. Баркова, Т.В. Губанова, Н.Г. Посадская, Л.А. Шахова. Учебное пособие Второе издание, исправленное и дополненное. Тамбов 2010г. стр.189.