Для начала лучше всего просто ознакомиться со всеми частями (блоками), чтобы получить общее представление об описываемых задачах и навыках. Тогда программа покажется вам уже не столь устрашающе сложной и вы перестанете опасаться того, что там впереди. После такого первичного ознакомления приступайте к самим главам, поочередно и внимательно вчитываясь во все предлагаемые задачи и упражнения. Но прежде чем переходить к следующему, убедитесь, что уловили смысл и предназначение предыдущего этапа и можете спокойно и уверенно применять все приведенные в нем технические приемы. Отработав все блоки полностью (и, возможно, не один раз), вполне вероятно, вы пожелаете перечесть руководство еще раз, чтобы закрепить полученные навыки. Страх представляет собой вредную привычку. Стадии переделки любой вредной привычки универсальны. Их три. В случае, когда мы что-то изучаем впервые, это можно сравнить с записью на чистый лист, и нам всего лишь нужно понять и усвоить эту «запись», тренировкой доведя действие до привычки, сформированного навыка. В ситуации, когда какой-либо навык в этой области уже имеется, новому навыку, условно говоря, нет места. В таком случае, необходимо выявить основы предшествующего навыка, дискредитировать его по всем выявленным параметрам и заменить на новый, более целесообразный элемент.
Итак, три стадии изменения вредной привычки:
1. Детализация негатива.
2. Формирование альтернативы.
3. Тренировка альтернативы.
Разберем их функционирование на примерах. Примерами вредных привычек могут послужить неприглядная походка («нелепая походка»), игра на музыкальном инструменте с ошибками («фальшивая игра»), приготовление невкусного кулинарного изделия («неудачное блюдо»). Как не покажется это на первый взгляд странным и притянуты Разберем их функционирование на примерах. Примерами вредных привычек могут послужить неприглядная походка («нелепая походка»), игра на музыкальном инструменте с ошибками («фальшивая игра»), приготовление невкусного кулинарного изделия («неудачное блюдо»). Как не покажется это на первый взгляд странным и притянутым за уши, но все эти примеры и эмоциональные проблемы человека — «одного поля ягоды». Говоря приближенным к науке языком, они имеют единый алгоритм и внутреннюю логику процесса. Во всех случаях есть мысли, действия и результат. Для того чтобы ваша походка стала красивой, пальцы верно заиграли на музыкальном инструменте или стали ловко использовать инструменты кулинарные, необходимо послать соответствующим мышцам-исполнителям нервный импульс. Он не носит отчетливо сознательного характера, но и бессознательно-автоматическим его не назовешь. Он частично осознаваем, но большей частью игнорируется сознанием, точнее, выходит за пределы его оперативного фокуса. Когда-то в раннем детстве или после серьезных травм чтобы научиться ходить, человек сознательно отдавал мысленный приказ согнуть или разогнуть ногу, правильно ее поставить и т.п. Затем, за счет многократных повторений эти мыслительные команды стали настолько привычными, что попросту не замечаются. Как рыба, плавающая в воде, не замечает саму воду, пока ее из этой воды не вытащить, так и человек не замечает сонма привычных мыслей. Исправить походку, фальшивую игру или неудачное блюдо можно двумя основными методами: методом «проб и ошибок» или методом «анализа». Метод «проб и ошибок» наглядно проявляет себя, когда мы пробуем добавлять всевозможные ингредиенты в салат или пиццу для улучшения их вкуса. Такой «творческий поиск» может дать положительный результат в кулинарии, но непредсказуем в отношении потраченного времени и конкретного результата. Поэтому в отношении эмоциональных проблем подобный подход малопродуктивен и весьма ненадежен. Метод «анализа» требует больших усилий, но зато гораздо более конструктивен и надежен. Если вы проанализируете и «разложите по полкам» (в переводе с греческого, анализ - расщепление, разложение на составные части) причинно-следственные связи, то сможете эффективнее противодействовать появлению не устраивающего вас результата. Возвращаясь к кулинарным примерам, проанализировать, почему суп или салат получился не таким вкусным, как вы хотели, можно, если вы проследите всю цепочку приготовления продукта и найдете там ключевые ошибки (не доложили или переложили соли или других ингредиентов, не рассчитали время, не соблюли пропорции). В отношении регулярно возникающих отрицательных эмоций действует то же правило. Если вы научитесь замечать, что конкретно послужило причиной (или причинами) возникновения ваших типичных отрицательных эмоциональных реакций, то это будет первым реальным шагом на пути их преодоления.
Но мало найти ноту, которую вы играете фальшиво, надо еще найти ей правильную замену. Формирование адекватной альтернативы тем вредным мыслям, идеям и, условно говоря, «компьютерным вирусам», почти автоматически ввергающим вас в тревогу, страх и панику, и есть основа второго этапа преодоления своих проблем и преобразования собственной личности. Третьим этапом решения эмоциональных проблем является тренировка альтернативной «позитивной программы» (но не голословной, а реалистичной, подкрепленной фактами и логикой), которая со временем и при регулярном сознательном применении, заменит в психике старую «негативную программу». Итак, перед вами этапы (стадии) и блоки работы, включенные в каждый этап: