Команда исследователей СПД, ведущая туристическую группу по маршруту путешествия Легия на Аравийском полуострове, открыла новое значительное доказательство, связывающее этот регион с Книгой Мормона. Группа, ведомая Уореном Эстоном, Линном Хилтоном и Грегори Уиттом (Warren Aston, Lynn Hilton, and Gregory Witt), обнаружила два каменных алтаря в Йемене, датированных 1000 г до Р.Х.. На этих алтарях имеются награвирования, которые подтверждают, что место, называемое Нахом было известно задолго до путешествия Легия.
"Находка этих алтарей может послужить первым из известных когда-либо доказательств, подтверждающих наименование места, упомянутого в Книге Мормона", - сказал Уоррен Эстон, один из руководителей этой исследовательской группы, - "Этот алтарь был датирован археологами не-СПД VII или VIII веками до Р.Х."
Повествование Нефия говорит о том, что Измаил "был похоронен в месте, называемом Нахом" (1Неф.16:34). Это предполагает, что место с таким именем уже сужествовало к тому моменту, когда Легий со своей семьей проходил этими местами около 600 года до Р. Х.. Эстон уже подтвердил использование этого названия после Х века по Р.Х., однако обнаружение этих алтарей говорит о том, что название Нахом использовалось еще раньше, а именно, вплоть до 1000 года до Р.Х
Алтари расположены среди находящегося в раскопках храмового комплекса недалеко от Мариба, Йемен, и датируются примерно царствованием царицы Савской. Каждый алтарь 26 дюймов высотой, 21 дюйм шириной и 14 дюймов в толщину. Надписи, состоящие из букв, размером по 3 дюйма каждая, идут вокруг верхней части обоих алтарей. Перевод этих надписей был осуществлен с помощью местного историка и куратора проводимых на этом месте исследований.
Ученым СПД только сейчс стало известно, что среди экспонатов выставки, путешествующей в данное время по Европе, находится еще один алтарь из этой же местности и с надписью "Нахом" (NHM) по верхнему краю. Было получено также свидетельство, что и третий из найденных на месте этих раскопок в Йемене алтарей содержит подобную надпись.
"Это великая находка", - сказал Хилтон, - "Эти алтари доказывают несомненную древность имени Нахом из Книги Мормона. Прямо перед собой мы можем видеть это имя, вырезанное в камне, которое датируется приблизительно тем же временем, когда Нефий записал его в Книге Мормона".
Это же имя имеется на обоих алтарях и написано южно-арабским письмом, использовавшимся в то время. Этот стиль написания является одним из древнейших систем письма на Земле, ибо развился около 1000 года до Р.Х. в алфавитной форме для записи местного языка.
"Алтарь простоял тут около 3000 лет, но поражает возможность быть среди тех первых ученых, кто имеет возможность изучать его, документировать его и понимать его связь с повествованием Книги Мормона", - рассказывает Грегори Уит, - "Мы вернемся туда в марте и октябре 2001 года вместе с другими группами путешествующих СПД, а про это место скажут еще: 'вы должны это увидеть!'"
Новости с сайта "По следам Легия"
Перевод А. Сичкаренко (Украина)
Еще раз: Лошади
Енос 1:21
"И было, что народ Нефиев пахал землю, выращивал всякого рода зерна, плоды и разводил большие стада мелкого и крупного скота: овец, домашних и диких коз, а также и много лошадей".
Часто задаваемый вопрос о Книге Мормона таков: Почему существует так мало доказательств присутствию лошадей в доколумбовое время на Западном полушарии? Обдумывание ответов на этот вопрос потребует от нас размышлений над самим текстом Книги Мормона.
Не является ли наименование "лошадь" из Книги Мормона простым обозначением по аналогии с некоторыми другими млекопитающими под названием Equus, или истинная лошадь? Или не ссылается ли использование в Писании слова "лошадь" на действительно дожившую до недавнего времени Американскую Плейстоценскую лошадь (Equus equus)? Если, как утверждает большинство зоологов и палеонтологов предполагает, Equus equus отсутствовала в Новом Свете во времена Книги Мормона, то не могли ли олень, тапир или какое-то другое четвероногое животное быть названо "лошадью" Джозефом Смитом при переводе?
Джон Л. Соренсон предположил последнюю возможность [1] и указал на археологические образцы, демонстрирующие людей, едущих на спинах животных, некоторые из которых несомненно являются оленями. Кроме того, язык Майя использовал слово "олень" для обозначения испанских лошадей, а слово "олене-всадник" - для обозначения кавалеристов. [2] Индейцы племен Зинакантан и Чиапас верят, что мифический "Хозяин Земли", который, как предполагается, богат и живет внутри горы, разъезжает на олене. [3] В дополнение, описание ацтеками испанских конкистадоров применяет термин, типа олени-которые-несут-людей-на-своих-спинах-называемые-лошадьми. [4]
Другое объяснение утверждает, что истинные лошади, существование которых в Америке в поздний ледниковый период [5] хорошо доказывается, жили еще во времена Книги Мормона. Археолог Пол С. Мартин, например, не видит тероетических причин, почему определенные "ниши" лошадей и другая фауна плейстоцена не могли выжить и после 2000 года до Р. Х.[6] Доктор Рипли Баллен думал, что лошади сохранялись до 3000 года до Р. Х. во Флориде [7], а Дж. Дж. Хестер предложил более позднюю дату выживания - 4000 год до Р. Х. [8]
Различные аргентинские ученые-естествознатели предполагают даже, что стада лошадей были обычны в пампасах не потому, что их ввезли испанцы, но им не достает надежных доказательств этой точки зрения. Остатки лошадей, найденные в индейских захоронениях в Миссури несколько десятилетий тому назад, были датированы временем до того, как европейские лошади появились в этом районе - даже несмотря на то, что не было ничего особого в обстоятельствах находки, что показывало бы ее доколумбовое происхождение. [9]
Однако, существует более надежное доказательство, обычно игнорируемое в наши дни, но требующее особого внимания. Раскопки в пост-классической местности майя на Юкатане в 1957 году обнаружили остатки лошадей в четырех местах. Две из этих находок располагались на поверхности и могли быть остатками испанских животных. Две другие, тем не менее, были обнаружены на раскопках в Кеноте [водяная впадина] Чьен Мул "в подножии пласта в слое неуплотненной почвы почти двухметровой толщины". Они были "признаны доколумбовыми из-за глубины захоронения и уровня минерализации. Такая минерализация не наблюдалась ни у каких других костях или зубах в колекции из тысяч образцов, которые были исследованы и схожи на зубы лошадей". Клейтон И. Рей немного нескладно предположил, что эти ископаемые зубы были плейстоценскими и "могли быть переноситы... как диковинка [индейцами] майя". [10]
На юго-востоке Юкатана Мерсер нашел лошадиные остатки в трех пещерах вмесет с глинянными черепками и другими артефактами, и без каких-либо следов окаменения. [11] Раскопки 1978 года в пещере Лолтун в долинах майя обнаружили дополнительные остатки лошадей. [12]
Внимательное изучение упомянутых остатков - исследование музейных экспонатов, костей, керамики и других артефактов - все еще должно быть произведено. Может оказаться полезным и радиометрическое датирование. Полный доступ на связанные с этим материалы открыт для каждого квалифицированного человека, который пожелал бы провести такое исследование. Но, между тем, те немногие упоминания лошадей, которые мы находим в Книге Мормона, уже никак нельзя причислить к ошибочным и неисторическим.
Основывается на исследованиях Джона Л. Соренсона, июнь 1984
Библиография:
1. См. Джон Л. Соренсон, An Ancient American Setting for the Book of Mormon (SLC: Deseret Book and F.A.R.M.
2. См. Джон Л. Соренсон, Wheeled Figurines in the Ancient World (Provo: F.A.R.M.S., 1981).
3. См. E. Z. Vogt, The Zinacantecos of Mexico (NY: Holt, Rinehart and Winston, 1970), стр. 6.
4. См. Bernandino de Sahagun, War of Conquest: How It Was Waged Here in Mexico, перев. A. J. Anderson and C. E. Dibble (SLC: University of Utah Press, 1978), стр. 28, 35, 55, 60.
5. См. Gordon Smith, E. Equus: Immigrant or Emigrant? Science 5, no. 3 (апрель 1984):78, 80.
6. См. Paul S. Martin The Discovery of America Science 179 (1973):974, no. 3.
7. Cм. Robert A. Martin, in S. David Webb, ed., Pleistocene Mammals of Florida (Gainesville: University of Florida, 1974), 132, 144.
8. См. Paul S. Martin, in H. E. Wright, Jr., eds., Pleistocene Extinctions, Proceedings of the VII Congress, International Association for Quaternary Research (New Haven: Yale University Press, 1967) 183, 186.
9. См. Carl Chapman, Horse Bones in an Indian Mound, Missouri Archaeologist 7, no. 1 (апрель 1941):3-8.
10. Clayton E. Ray, Pre-Columbian Horses from Yucatan, Journal of Mammalology 38 (1957):278; Harry E. D. Pollock and Clayton E. Ray, Notes on Vertebrate Animal Remains from Mayapan, Current Reports 41 (август 1957):638 (Carnegie Institution, Washington, D.C., Dept. of Archaeology).
11. См. Henry Chapman Mercer, The Hill-Caves of Yucatan: A Search for Evidence of Man's Antiquity in the Caverns of Centrel America (Philadelfia: Lippincott, 1896), 172.
12. См. Institute of Maya Studies, Miami Museum of Science, Newsletter 7, no. 11 (ноябрь 1978):2.
(Перевод А. Сичкаренко)
Утраченные ремесла
Иаром 1:8
"И мы значительно умножились, распространились по лицу земли и стали весьма богатыми золотом, серебром и драгоценными вещами, изящными изделиями из дерева, строениями, машинами, а также железом, медью, бронзою и сталью, производя всякого рода орудия для земледелия и военного снаряжения, да, остроконечные стрелы, колчаны и копья, и все другие приспособления для войны".
Книга Мормона заявляет, что группы людей, такие как нефийцы и иаредийцы мигрировали из одного района в другой. Это предположение часто отвергалось, так как отсутствуют подробные намеки или технологические следы этого в районе предназначения. Остутствие таких "несомненно полезных" культурных объектов используется как аргумент против того, что подобные миграции имели место.
В некоторых случаях, возможно, что технология была по-просту утрачена. Это могло проихойти из-за ненужности данной технологии на новом месте или из-за того, что некоторые могли позабыть ее, став менее культурными или менее цивилизованными. В других случаях археологические доказательства могут оказаться неполными и нераспознанными.
Возведение истинных арочных сводов часто упоминают, чтобы поддержать идею о том, что до Колумба не было контатов между Западным и Восточным полушариями. Профессор Линтон Саттертвейт принимал эту точку зрения, но потом обнаружил, что вынужден сделать выбор: "Принято было считать, что принципы истинного строительства арочных сводов были неизвестны американским индейцам, хотя то тут, то там в некоторых отдельных структурах оспаривалось наличие, хотя и не очевидное, этих принципов". В конце концов, в результате изыскательных работ, у Саттертвейта не осталось "ни единого сомнения, что индейцы майя в Ла Муньеце возвели крышу длинного строения с истинным сводом, и что они точно знали, что делали". [1]
Еще раньше, Альфред Тоззер докладывал, что в Накуме (Гватемала) "два боковых портала имели то, что по праву можно назвать бетонными арками,... единственные арки, которые я встречал в строениях майя". [2] И. Дж. Сквайер сообщал про арку из необожженного кирпича в Пахакамаке, Перу, обнаруженную в 1870 году. [3] Есть и другие примеры, когда были найдены либо неполные арки, либо те, которые имеют сомнительные доколумбовые даты. Но даже единственный хороший пример доказывает этот момент без необходимости умножения фактов.
Гончарный круг является второй характеристикой, о полном отсутствии которой в Новом Свете так долго предполагали. Это мнение тоже теперь следует изменить. Самуил Лотроп докладывал несколько десятилетий назад, что он видел в археологических условиях в Перу то, что "должно быть" представляет собой это устройство. [4]. Затем в 1970-х годах Теренс Грайдер пришел к решению этого вопроса. В гробнице какой-то высокопоставленной женщины близ перуанского места Паршаш он нашел множество изготовленных на гончарном круге керамических полусферических чашек. Эти дары сопровождали погребение женщины аристократки (хотя чаши такой же формы, находимые в могилах простолюдинов, не дают доказательств, что они сделаны на гончарном круге). Более того, среди этих погребальных даров были найдены 15 каменных чаш, явно сделанных на "токарном станке", вероятно, состоявшем из деревянного шпинделя и маховика, приводимого в движение веревкой, намотанной на ось. Археологические доказательства применения этих колесных приспособлений для обработки глины и камня были находимы в пределах, максимум, двухсот лет, а затем полностью исчезли. [5]
Возведение арочных конструкций и использование гончарного круга присоединяются к другим примерам, чтобы предупредить нас о том, что даже то, что мы рассматриваем как "несомненно полезные" устройства, может быть утрачено для людей.
Пример: Первые полинезийские поселенцы привезли с собой керамику и пользовались ею сотни лет, однако, ко времени прибытия европейских исследователей их потомки уже ничего не знали о керамике. [6]
Пример: У греков был комплексный похожий на часы астрономический "компьютер" для калькуляции в астрономии, но этот факт был полностью неизвестен вплоть до 1900 года, когда ныряльщики за губками не подняли его с останков затонувшего судна (датируемого 65 годом до Р. Х.) у Эгейского острова Антикитира. [7]
Пример: Как широко известно, колесо, вероятно, было изобретено на Ближнем Востоке, может быть в начале третьего тысячелетия. Им продолжали пользоваться в течение трех тысяч лет и передали другим культурам, где оно получило свое дальнейшее развитие. Тем не менее, около 200 года по Р. Х. применение колеса на Ближнем Востоке претерпело упадок, что в конце концов привело к его полному исчезновению в этом районе. Оно не использавалось там до тех пор пока силы западных империй не заинтересовались Ближним Востоком в XIX веке. [8]
Пример: Парфяне, обитавшие в районе Багдада, за несколько веков до времени Иисуса Христа производили электрические батареи! Асфальт служил для фиксации и изоляции металического стержня внутри от медного цилиндра, наполненного неизвестным электролитом (кислотой). Эти изобретатели применяли свое творения для гальванизации украшений, а не для того, чтобы делать что-то "полезное". Их основная идея была заново открыта лишь примерно две тысячи лет спустя. [9]
Пример: Открытие очевидно отшлифованной хрустальной линза, найденной на развалинах древней Ниневии, заставило ученых удивляться, что ниневитяне могли рассматривать в это увеличительное стекло. [10]
Ясно, что археологические остатки, найденные в какой-либо определенный период времени, дают лишь частичные данные о древней жизни, а значит и о миграции. Будущие открытия археологов могут и далее расшатывать основы антропологического общепринятого убеждения, что цивилизации Нового Света были по существу независимы от Старого Света.
Основывается на исследовании Джона Л. Соренсона, июль 1985.
Пол Й. Хоскиссон позже добавил информацию о колесе на Ближнем Востоке.
Библиография:
1. Linton Satterthwaite, Review of Ruppert and Denison, Archaeological Reconnaissance in Campeche, Quintana Roo, and Peten in American Antiquity 10 (1944):217; см. также Harumi Befu and Gordon F. Ekholm, The True Arch in Pre-Columbian America? Current Anthropology 5, no. 4(1964):328-329.
2. Alfred Tozzer, A Preliminary Study of the Prehistoric Ruins of Nakum, Guatemala memoirs, Peabody Museum, Harvard, 5, no. 3(1913):167.
3. См. Ephraim G. Squier, The Arch in America Journal of the Anthropological Institute of New York 1 (1871-72): 78-80; Peru: Incidents of Travel and Exploration 2nd ed. (New York: Harper and Bros., 1878), 70.
4. См. Samuel Lothrop, Conocieron la Rueda los Indigenas Mesoamericanos? Cuadernos Americanos 25, no. 1 (1946):201.
5. См. Terence Grieder Rotary Tools in Ancient Peru, Archaeology 28 (1975): 178-85; Lost Wheels, Scientific American 233 (октябрь 1975): 54.
6. См. Peter Bellwood, The Prehistory of Oceania, Current Anthropology 16, no. 1 (1975): 12-14.
7. См. Derek J de Solla Price, Unwordly Mechanics Natural History 71 (март 1962):8-17; L. Sprague de Camp, The Ancient Engineers (1974), 167ff.
8. См. R. W. Gulliet, The Camel and the Wheel (Cambrodge, Mass.: Harvard University Press, 1975).
9. См. Rushwarth M. Kidder, Christian Science Monitor (14 июня 1985 г.): 20; Harry M. Schwalb, Electric Batteries of 2,000 Years Ago, Science Digest 41 (апрель 1957): 17-19; см. также Colin G. Fink on Egyptian "electroplating" of copper with antimony, 1933 Annual Log (New York: Scientific American Publishing Co., 1933), 85.
10. См. Sir David Brewster, On the Form of Images Produced by Lenses and Mirrors of Different Sizes, American Journal of Science 2, no. 15 (1853): 122-123.