"И, так как было очень мало леса на лице земли, народ, пришедший туда, стал очень способным в выделке цемента; а потому они строили себе дома из цемента, в которых они жили" (Гел.3:7).
Книга Геламана 3:7-11 рассказывает, что Нефийские раскольники переселились из земли Зарагемля в землю к северу и начали строить дома из цемента. "Народ, пришедший туда, стал очень способным в выделке цемента; а потому они строили себе дома из цемента . . .", "и всякого рода постройки" и "много городов как из дерева, так и из цемента". Книга Мормона датирует этот значительный технологический прорыв 46-м годом до Р.Х..
Современный исследования показывают, что, фактически, цемент широко использовался в мезо-Америке, начиная с того времени. Одним из наиболее значительных примеров использования цемента является храмовый комплекс в Теотихуакане, к северу от современного Мехико-Сити. В соответствии с докладом Девида С. Хаймена (David S. Hyman), упоминания об использовании цемента для строительства появились неожиданно в археологических отчетах. Его образцы, найденные первыми являются "вполне развитым изделием". Цементные потолочные панели на этом участке "были поразительно высокого строительного качества". Несмотря на подверженность воздействию стихий в течение почти двух тысяч лет, они все еще "отвечают многим современным строительным нормам и правилам". [1]
После своего открытия цемент использовался во многих местах в долине Мехико и в регионах Майя в южной Мексике, Гватемале и Гондурасе. Он был использован при строительстве таких сооружений, как Черро де Текскотзинго, Тула, Паленке, Тикало, Копано, Уксмал и Чичен Ица. Более того, использование цемента, являющееся "обычаем у людей Майя, отсутствует среди не майяских консольных сводов от юго-восточной части Соединенных Штатов до южной части Южной Америки".[2] Мезо-Американский цемент был почти исключительно известняковым цементом. Известняк очищали в "цилиндрическом бревенчатом сооружении, возведение которого требовало колоссальных затрат труда и удивительных способностей рассчитать так, чтобы окисление камня и древесины было полным и оставляло минимум неочищенных остатков в конечном продукте".[3] Тот факт, что очень маленький процент угля найден в этом цементе, свидетельствует об умении этих древних людей".[4]
Джон Соренсон (John Sorenson) в дальнейшем отмечал искусную утонченность использования цемента в Эль Таджине, на востоке Мехико Сити, после времени, описанного в Книге Мормона. Цементные плиты покрывали площадь в семьдесят пять квадратных метров! "иногда строители заполняли комнату камнями и грязью, заглаживали верх, на который должен был лечь бетон, а затем вынимали содержимое комнаты, когда плита наверху затвердевала".[5]
Наличие искуссной цементной технологии в до-испанской мезо-Америке является замечательным археологическим фактом, требующим и дальнейших исследований. Цемент, как кажется, играл значительную роль в архитектуре мезо-Америки именно в те времена, когда, согласно Книге Мормона, произошел этот технологический прорыв. Еще это важный фактор в определении местоположения земель Зарагемля и Опустошение из Книги Мормона, ибо Зарагемля должна быть южнее тех районов, где в период около середины первого века до Р.Х. зафиксировано использование цемента. Пока образцы цемента не найдены за пределами юго-западных районов Северной Америки, можно с большой долей вероятности заключить, что земли, о которых говорит Книга Мормона, находились не намного южнее тех мест, где обнаружен древний цемент.
Библиография:
Основано на исследованиях Мэттью Дж. Уэллса и Джона У. Уэлша. Май 1991.
1. David S. Hyman, A Study of the Calcareous Cements in Prehispanic Mesoamerican Building Construction (Baltimore: John Hopkins University, 1970), ii, sect. 6, p. 7.
2. George Kubler, The Art and Architecture of Ancient America, 2nd ed. (Baltimore: Penguin, 1975), 201.
3. Tatiana Proskouriakoff, An Album of Maya Architecture (Norman: University of Oklahoma Press, 1963), xv. Татьяна Проскурякова из Института Карнеги в Вашингтоне вошла в майянистику как архитектор, занималась составлением таблицы изменений в художественных стилях майя.
4. Hyman, A study of the Calcareous Cements, sect. 6, p. 5.
5. John Sorenson, "Digging Into the Book of Mormon", Ensign 14 (October 1984):19.